Дагестанские терекеменцы 19 век. Торговля

Основным транспортным средством терекеменцев была двухколесная арба, в которую запрягали двух буйволов. Значительно реже использовались сани — кирше и волокуши. Незаменимой в хозяйстве была верховая лошадь — ат. Верхом ездили только мужчины, женщинам-терекеменкам верховая езда запрещалась адатом. Мягкие, набитые пухом кожаные седла с войлочными подстилками, с вышитыми суконными чепраками, а также
уздечки, украшенные серебряным наборам, богатые терекеменцы покупали у своих соседей-даргинцев, а нарядные коврики, которыми покрывали седла,— у табасаранцев. В дальнюю дорогу к седлу привязывали переметные сумы — гаш хэйбэ с продуктами и бурку — япунжу на случай непогоды. Арба имела и ряд дополнительных приспособлений, которые использовались при необходимости. Так, при дальних поездках женщин, детей, стариков устанавливался плетеный навес — индираг, который покрывали паласом от солнца. При перевозках кукурузных початков, бахчевых, а также мякины на арбу ставили плетеные корзины — себет или большие плетеные
сооружения во всю длину — чалы. Сани как легкий вид транспорта использовались преимущественно зимой, когда землю покрывал толстый слой снега, для перевозки дров из леса, для поездки на мельницу и т. д. Волокуша использовалась для транспортировки бревен, жердей, древесины и т. д. В конце XIX — начале XX в. у богатых терекеменцев появляются русские пароконные фургоны — фургун. Фаэтоны или
тачанки имелись лишь в одном-двух хозяйствах в целом ауле. В изучаемое время большое значение в экономической жизни терекеменцев приобрела торговля. Ее роль значительно возросла после присоединения Дагестана к России. На торговых отношениях терекеменцев, как и других народов Дагестана, положительно оказывалась традиция рационального географического разделения труда в крае, зональная
специализация населения по производству сельскохозяйственной продукции, изделий домашних промыслов и кустарной промышленности. Терекеменцы в рассматриваемое время вели оживленную торговлю в соседних аулах, в Дербенте, в торговых целях посещали города Закавказья (Гянджу, Баку и др.) и Северного Кавказа. Поскольку Терекеме являлся одним из районов сравнительно развитого земледелия в Дагестане, главным предметом торговли его жителей было зерно (пшеница, ячмень, рис и др.). Определенное место в торговом обмене терекеменцев занимали крупный рогатый скот, соль, шелк-сырец, марена, нефть, лес. Перечень товаров, которые терекеменцы
приобретали у горцев (даргинцев, кубачинцев, казикумухцев, табасаранцев, верхних лезгин), был шире. Это овечья шерсть, сыр, свежее и вяленое мясо, гончарная, деревянная, медная утварь, холодное оружие, серпы, косы, ткани домашнего производства (шерстяные и хлопчатобумажные), бурки, готовые овчинные шубы для мужчин, папахи, тканые мешки, переметные сумы, ковры, паласы, шорная упряжь, обувь, выделанная кожа и др. Иногда в Терекеме из Табасарана и Верхнего Кайтага
приезжали мастера по пошиву шуб и шапок с полной арбой сырья и заготовок. Нередко они привозили и готовые, ранее заказанные шубы, шапки. Происходила примерка, выбор товара по вкусу. Кроме того, выделанной кожей и сафьяном (чаще в обмен на необработанные шкуры, зерно или на деньги) снабжали терекеменцев и горские евреи из Дербента и селений Янгикент и Маджалис Кайтаго-Табасаранского округа.
Глиняную посуду обычно обменивали на то количество зерна (ячменя, пшеницы, кукурузы), которое вмещалось в эту посуду. Приехав со своей продукцией, нагруженной на лошадь и на арбу, горец-торговец, как правило, останавливался у своего кунака, во двор которого тут же приходили покупатели. Иногда о приезде торговца извещала сельчан и детвора, которая перечисляла товар и называла его торговый эквивалент. Нередко товары сбывались в долг, с условием получить зерно в период обмолота. Терекеменцы вывозили свое зерно, а также другую сельскохозяйственную продукцию и на еженедельные базары, функционирующие в близлежащих аулах (Маджалис, Уркарах, Башлы), а также в селениях Цудахар, Акуша, Уллуая и др. На этих базарах товар реализовывался как за деньги, так и в обмен
на другие товары. Огромную роль в развитии торговых отношений терекеменцев играл недалеко расположенный Дербент. В начале XIX в. Дербент представлял собой центр оживленной торговли, крупный перевалочный, транзитный пункт. В нем насчитывалось «420 лавок, принадлежащих 80 торговцам, три караван-сарая. Торговлей с другими городами занимались 25 человек». Сюда терекеменцы пригоняли скот, привозили зерни, марену, шелк-сырец, древесный уголь, соль и другие товары. Взамен они приобретали различные металлические изделия, листовое железо, хлопчатобумажные и шелковые ткани, посуду (стеклянную, фаянсовую, фарфоровую), писчую бумагу, сахар,
чай и другие бакалейные товары, позумент, мотки канители (золотые и серебряные нити для вышивания), мыло и т. п. Первое место по вывозу за пределы Дагестана среди терекеменских товаров в середине XIX в. занимала марена, под которой, как отмечалось, были заняты огромные земельные участки. Русские и местные купцы вывозили дагестанскую марену главным образом на Нижегородскую ярмарку, как сухим путем через Дербент — Кизляр, так и морем через Дербент — Астрахань. Через Астрахань же марена транспортировалась в Нижний Новгород и Москву. Она не только успешно конкурировала со славившейся во всем мире авиньонской, но и вытеснила ее на ярмарках Нижнего Новгорода. Марену у терекеменцев торговцы-скупщики чаще всего закупали на месте, в аулах. Во многих случаях за марену они расплачивались редкими товарами на выгодных для себя условиях. Это были торговцы преимущественно из Дербента, реже — связанные с ними русские и другие купцы. Как свидетельствует
автор конца XVIII в. Гербер, в Дербенте находилось много персидских, грузинских, армянских и индийских купцов84. Значение Дербента как торгового центра для терекеменцев было огромно. Его роль особенно возрастает с установлением регулярного пароходного сообщения между Дербентом и Астраханью (1858 г.). Астрахань уже в XVIII в. являлась международным торговым центром, оживленная торговля велась не только с промышленными городами Центральной России, Поволжьем, Средней Азией, но и с восточными странами: Персией, Индией и др. Говоря о торговле, нельзя не коснуться существовавшей в Терекеме системы мер и весов. Основной единицей измерения сыпучих тел являлись сах, или саг, и сабу. Сах равнялся 2,5 кг. Сабу обычно вмещал 7,5 саха или 19—20 кг пшеницы, 16—18 кг
ячменя. Количество зерна измеряли еще мешками разного вида и размера: габ, вмещавший 3,5 пуда пшеницы, чувал — 10 — 12 пудов, харал — 15—20 пудов.
Несколько точнее измерялась сельскохозяйственная продукция и товары. Мерой веса сыра, мяса, меда, а также шерсти, шелка-сырца служили батман (6 кг) и гирвенке (400 г). Мерой определения малого веса, например, шелка, служило куриное яйцо — юмурта. Для измерения масла, меда применялось еще денгене: гичик денгене (малое денгене) равнялось 400 г, беюк денгене (большое денгене) составляло 2,5 денгене, т. е. 1 кг. Марена обычно измерялась пудами, зерно — четвертями. Мерой длины служило время, необходимое для преодоления пути: бир гюнлюк ёл (однодневный путь), эки гюнлюк ёл (двухдневный путь). Иногда и пахотная земля измерялась временем: бир гюнлюк ер (участок, который можно вспахать в течение одного дня), эки гюнлюк ер (участок для пахоты в течение двух дней) и т. д. Ткани измерялись ханским аршином — аршун, составлявшим 0,71—0,80 м, кары — 0,2 аршина, дирсек (локоть) — 0,5 м. Более мелкими мерами длины являлись карыш, равный расстоянию между растянутыми большим пальцем и мизинцем, суем (пядь) — между растянутым большим и указательным пальцами, бармак — ширина одного пальца и т. д.
Что касается денежного обращения, то в описываемое время в Терекеме широко использовались серебряные монеты: манат (1 руб.), он шагьи (50 коп.), аббасы (20 кап.), уч шагьи (15 коп.), эки шагьи (10 коп.), бир шагьи (5 коп.) и др. Для измерения веса золота применялись мисгал (золотник), буртук (зернышко пшеницы или риса). После присоединения Дагестана к России, особенно со второй половины XIX в., постепенно утверждается единая русская денежная система.

Источник: ДАГЕСТАНСКИЕ ТЕРЕКЕМЕНЦЫ XIX-начало XX в.// Историко-этнографическое
исследование // Москва "НАУКА" Главная редакция восточной литературы 1990


Рецензии