Линия развития защит
Но куда же ведет линия развития защит? Я предполагаю, ее вектор направлен от этой изначальной точки к более зрелой проекции. Последняя уже базируется на принципиально иной структуре Эго – структуре, возведенной на краеугольном камне вытеснения. Не проективная идентификация, а именно вытеснение становится здесь главной защитной стратегией. Это существенный сдвиг парадигмы!
Важно: линия развития защит прослеживается не только для проективных механизмов. Возьмите идеализацию. Начало – в примитивном расщеплении на идеализированные и преследующие объекты. Далее, она трансформируется в нарциссическую идеализацию (где восхваление себя, будь то явное или проецируемое, неразрывно спаяно с обесцениванием). Следующая ступень – невротическая идеализация, отражающая реактивные образования против вины. И, наконец, вершина – нормальная идеализация, являющаяся частью экстернализации интегрированного Эго-идеала. Подумайте о влюбленности – разве это не ярчайший пример такой зрелой идеализации?
Аналогичный путь виден в линии развития защит, связанной с отрицанием. Определенное Якобсон (1957) как основанное на примитивной диссоциации полярных состояний Эго, оно эволюционирует в более прогрессивное возражение (negation). Это уже невротическая защита, опирающаяся на вытеснение. Или рассмотрите интроекцию: ее примитивная форма (где Я- и объект-репрезентации слиты) служит предтечей проекций, характерных для более развитых стадий Эго и Супер-Эго с их сложными идентификациями.
Ключевой вывод линии развития защит: Доминирование либо расщепления, либо вытеснения в качестве главного защитного средства предопределяет, какая стратегия будет править бал – проективная идентификация или проекция. Это фундаментальный водораздел в организации психики.
Но когда же вообще возможна проективная идентификация? Требует ли она хоть какой-то зрелости? Да! Она подразумевает базовую дифференциацию "Я" от "не-Я" – значит, некий уровень развития уже достигнут. Каковы же условия? Во-первых, способность к символизации (ведь в основе лежит фантазия о перемещении нежелательного "куда-то вовне"). Во-вторых, осознание: разницы между собой и другим и собственного нежелательного субъективного состояния. Зачем избавляться от того, чего ты не осознаешь? Исследования (Stern, 1985) указывают на возраст около 15 месяцев как точку возникновения этих способностей.
Почему именно так? Формирование ядерных психических репрезентаций "Я" и объекта происходит не в тишине спокойного бодрствования, а в огне пиковых аффективных состояний – сильной боли или удовольствия. Именно здесь разворачивается драма границ. Удовольствие рождает жажду слияния; невыносимая боль – отчаянное стремление от нее избавиться, провоцирующее дифференциацию. Линия развития защит показывает: проективная идентификация – главное оружие против невыносимой психической боли в этих пиковых негативных состояниях, когда самоощущение рушится.
Проекция же, как более позднее звено в линии развития защит, требует куда большего. Необходима четкая дифференциация репрезентаций "Я" и объекта, устойчивое чувство непрерывности "Я" ("категориальное Я") даже среди бури противоположных эмоций. Это означает терпимость к амбивалентности. Проекция – более "здоровый", адаптивный результат эволюции проективной идентификации, особенно на ранних стадиях интеграции Эго. Однако она не идеальна: искажая внешнюю реальность, проекция несет в себе зерна дезадаптации. Понимание этой линии развития защит – ключ к глубинному анализу психики и терапии.
Свидетельство о публикации №225080301642