Белгородско-Харьковская операция Полководец Румянц
3 августа 1943 года началась операция «Полководец Румянцев» (по материалам интернет, Википедии)
Белгородско-Харьковская операция, получившая название «Полководец Румянцев», была советским стратегическим летним наступлением 1943 года с целью освобождения Белгорода и Харькова, проводилась Воронежским и Степным фронтами на южном фасе Курской дуги. Операция должна была развить успех советской обороны в Курской битве, разгромив северный фланг немецкой группы армий «Юг».
Боевой состав сторон в операции «Полководец Румянцев» по Г.Ф.Кривошееву:
Красная Армия: Воронежский и Степной фронты, 57-я армия Юго-Западного фронта: свыше 980 тыс. человек, свыше 12 тыс. орудий и миномётов, около 2400 танков и САУ, 1300 самолётов.
Вермахт: армейская группа Кемпф и 4-я танковая армия: около 300 тыс. человек, свыше 3 тыс. орудий и миномётов, около 600 танков и свыше 1000 самолётов.
Советское командование планировало частью сил (войсками смежных крыльев Воронежского фронта командующего Н.Ф.Ватутина и Степного фронта И.С.Конева) нанести удар по врагу из района северо-западнее Белгорода в направлении на Богодухов, Валки (Харьковская область), Новую Водолагу, при этом раскалывая немецкую группировку на части, после чего предполагалось перекрыть путь отхода немцев от Харькова на запад и юго-запад. 1-я и 5-я гвардейские танковые армии Ватутина, а также приданные им общевойсковые, атаковали немцев на участке шириной в 30 километров, при поддержке тяжёлой артиллерии, и должны были прорвать пять последовательных немецких оборонительных линий между Курском и Харьковом.
Немецкая группировка непосредственно под Белгородом командующего Эриха фон Манштейна включала 4-ю танковую армию (52 армейский и 48 танковый корпуса) и 8 пехотную армию (11 и 42 армейские корпуса).
Советское наступление началось рано утром 3 августа 1943 года с мощного артиллерийского обстрела немецких позиций. В первый день операции «Полководец Румянцев» 3 августа войска Воронежского фронта быстро прорвали немецкую линию обороны на границе 4-й танковой армии и армейского отряда Кемпфа между Томаровкой и Белгородом, а затем продвинулись в итоге на 100 километров в направлении Ахтырка - Богодухов – Ольшан - Золочев вдоль берегов реки Мерла.
Когда войска Воронежского фронта форсировали Ворсклу, генерал Н.Ф.Ватутин отдаёт приказ о введении в бой главных сил 1-й и 5-й гвардейских танковых армий. Под ударом двух танковых армий оборона немцев развалилась: к исходу дня 1-й танковая армия подошла к Томаровке, а соединения 5-й танковой армии продвинулись на 26 километров и вышли в район Добрая воля. 4 августа к 09-00 передовые части 5-й танковой армии вышли к Бессоновке и Орловке. К 5 августа советские танки прорвались в немецкий тыл примерно на 60 км.
Рано утром 5 августа бои за Белгород завязали войска Степного фронта: 69-я армия, наступавшая с севера, и 7-я гвардейская армии (94-я дивизия), форсировавшая Северский Донец и вышедшая к восточным окраинам города, с запада Белгород блокировали соединения 1-го механизированного корпуса. В результате, к 18 часам дня Белгород был полностью очищен от немецких войск, в качестве трофеев было захвачено много немецкой техники и боеприпасов.
11-й армейский корпус генерала Эрхарда Рауса 5 августа 1943 года отступает из Белгорода, в ночь с 5 на 6 августа занимает оборонительные позиции к югу от Белгорода между реками Донец и Лопань к северу от Харькова. Пригородные слободы Пушкарная и Супруновка были заняты лишь утром 6 августа. В боях за Белгород немцы потеряли до 3200 солдат и офицеров. Москва впервые 5 августа салютует освобождению Белгорода и Орла.
Главную роль в успехе операции «Полководец Румянцев» сыграло сосредоточение артиллерии и танков на главных направлениях. Двум стрелковым дивизиям и авиаполку было присвоено название "Белгородские" (89-я гвардейская стрелковая дивизия, 305-я стрелковая дивизия и 25-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк).
Из этого следует, что освобождение Белгорода 5 августа 1943 года — результат операции «Полководец Румянцев», причём главную роль в разгроме группировки Манштейна под Белгородом сыграли 1-я и 5-я гвардейские танковые армии Воронежского фронта Ватутина, прорвавшие фронт между Белгородом и Томаровкой и вышедшие в тыл 11-му армейскому корпусу Рауса в Белгороде, и он вынужден был отступать, ведя арьергардные бои. Стрелковые дивизии Степного фронта ворвались в Белгород на плечах отступающих немцев.
Очевидно, что свой вклад в освобождение Белгорода внесли все войска, участвовавшие в операции «Полководец Румянцев».
Наше же «историческое сообщество» вымарывает, фактически, роль операции «Полководец Румянцев», роль танковых армий Воронежского фронта, называя освободителями Белгорода только стрелковые дивизии Степного фронта, которым выпала честь водрузить Красные знамёна в Белгороде.
Это громадное умаление нашей военной истории, сведение её к минимуму. Поэтому у историка-архивиста А.Пчелинова-Образумова фронтовик и краевед Георгий Шмелёв «не освободитель» Белгорода, так как он был на другом участке операции «Полководец Румянцев». Парадокс. Откуда такое историческое невежество, причём у «профессиональных историков»? Тайна сия велика есть...
Ё моё
03.08.2025
Свидетельство о публикации №225080301756