Протопоп Аввакум. пр. 2

     Царь Алексей Михайлович поселил его на
  кремлевском подворье и даже сам просил у
  него благословения,вслед за царем и все
  бояре и сановники.
     Аввакум ошибался,думая,что теперь во
  время заточения Никона царь отменит цер-
  ковную реформу,которую начал патриарх.
     Вскоре Аввакум уяснил,что церковную
  реформу царь не отменит,в частности,ещё
  и потому что церковная реформа была час-
  тью общегосударственной национальной ре-
  формы и без церковной реформы реформация
  общества и страны была немыслима.
      Царь Алексей Михайлович и Аввакум
  были,несомненно,людьми разного духовного
  устроения,и понять им друг друга было
  сложно,у них были разное видение ситуа-
  ции в мире и стране,разные духовные ус-
  тремления.
      Царь Алексей Михайлович расширял тер-
  ритории,осваивал Сибирь,укреплял западные
  границы России,реформировал армию,рефор-
  мировал госуправление,реформировал Церко-
  вь.Он стремился Россию перевести в Евро-
  пу,чтобы страна стала европейской во всех
  отношениях,а не только в географическом.
      Царь начал европеизировать Россию,но
  рано умер и он был личностью не такого
  масштаба,как его сын Петр 1-й,который да-
  же в форме урядника поехал учиться во
  всем у Европы,перенимать европейские обы-
  чаи, но прежде всего учиться прагматичес-
  ки военному делу и техническим достиже-
  ниям.
      А вот для Аввакума главным в жизни
  была его личная совесть перед Богом и в
  этом деле он шёл напролом за правду Божию
  и истину,никому никаких снисхождений он
  не делал.Понятно,что для Аввакума никакой
  прогресс общества и страны в целом,ника-
  кая европеизация роли не играли от слова:
  вообще.Он стремился возродить старый рус-
  ский благочестивый уклад жизни,он называл
  церковную реформу Никона - злом.
       В 1664 году Аввакум был сослан в Ме-
  зень,но и оттуда он рассылал гневные по-
  слания своим единомышленникам во многих
  городах России.
       В 1666 году его привезли на церков-
  ный Собор в Москве на избрание нового
  патриарха,его снова пытаются уговорить
  оставить борьбу с церковной реформой Ни-
  кона,но Аввакум непреклонен.
      Тогда 13 мая его,лишенного сана,прок-
  линали в Успенском соборе,наложили на не-
  го анафему и обвинили в расколе.Аввакум
  проклинал архиереев,глав этого Собора.
      После его увезли в Пафнутьев Боровс-
  кий монастырь,там его держали уже в тем-
  нице около года - в оковах.
      Аввакума очень любили и почитали в
  самой царской семье,и во многих боярских
  семьях,у него было много защитников и
  единомышленников.Его снова привозили в
  Москву в Чудов монастырь и снова пытались
  уговорить,но Аввакум был непреклонен.
      С ним говорили и увещевали его многие
  русские архиереи и даже вселенские патри-
  архи,но Аввакум твёрдо стоял на своём,что
  реформа Никона есть зло,Никон реформирует
  Церковь по греческому образцу,а греки в
  своё время утратили своё царство из-за
  слабости своей веры,и ныне все Церкви
  вступили в нечестие, и лучше остать-
  ся одному с верой,чем присоединиться к
  тьме беззаконных.
      В 1667 году Аввакум был сослан на се-
  вер в Пустозерский острог на реке Печоры.
  14 лет Аввакум провёл там в земляной тю-
  рьме вместе со священником Лазарем,соло-
  вецким иноком Епифанием и дьяконом Федо-
  ром.Кстати,Лазарю и Епифанию даже урезали
  язык в наказание,так что Аввакум в неко-
  тором отношении находился в лучшем поло-
  жении,чем остальные узники.
      Но и оттуда Аввакум продолжал рассы-
  лать свои послания единомышленникам в
  разных уголках страны,поддерживая их ду-
  ховно.Помогали ему в этом стрельцы из
  охраны,которые симпазировали ему в его
  церковных взглядах.
      Зимой 1676 года умер царь Алексей Ми-
  хайлович,на русский престол взошел его
  болезненный сын Феодор Алексеевич и поло-
  жение находящихся в заточении двух непри-
  миримых противников изменилось кардиналь-
  но:Феодор вернул Никону сан патриарха и
  просил вернуться в Воскресенский Новоие-
  русалимский монастырь,который патриарх
  построил,а протопопа Аввакума вместе с
  его соузниками велел сжечь в деревянном
  срубе.
      Никон поехал в Воскресенский Новоие-
  русалимский монастырь и по дороге умер,о
  чем и предсказал загодя,молясь Богу и
  торжествуя:
     -Благо мне,яко еси смирил мя.
     Аввакума же решили сжечь в срубе,рас-
  кол в Церкви увеличивался,идеолог подбад-
  ривал своих единомышленников страстными
  посланиями поддержки,вопрос надо было ре-
  шать быстро и кардинально.
      В 1682 году Аввакума с другими узни-
  ками сожгли в срубе.
      Надобно сказать,что при царе Алексее
  Михайловиче борьба с расколом и расколь-
  никами имела мирный характер,старообряд-
  цев просто уговаривали покидать свои до-
  ма и уходить в далёкие земли,жить там
  мирно со своими единомышленниками.
      После смерти царя Алексея Михайловича
  борьба со старообрядцами приняла крайне
  агрессивный характер.
      Уже при царе Феодоре Алексеевиче ста-
  рообрядцев заставляли принимать новый це-
  рковный порядок,но люди предпочитали са-
  мосожжение,нежели предаться нечестию.
      Активная борьба со старообрядцами шла
  со времён царствования Феодора Алексееви-
  ча до времени воцарения Петра 1-го,при
  котором вся борьба со старообрядцами сош-
  ла на нет,их перестали преследовать за
  веру,но тем не менее определённые труд-
  ности им создавали,например,за право но-
  шения бород они должны были платить налог
  в двойном размере.
      Аввакум написал книгу:Житие.Это по
  сути его автобиография.Из неё читатель
  и узнает многие события жизни опального
  идеолога старообрядничества.
      Был ли именно Аввакум виновен в этих
  случаях самосожжения старообрядцев,ска-
  зать сложно.Во всяком индивидуальном слу-
  чае человек сам принимает решения.
      Сейчас,когда прошло столько времени,
  и многие старообрядцы примирились с русс-
  кой православной церковью,создана едино-
  верческая церковь,но остались ещё старо-
  обрядцы,которые не желают примириться с
  РПЦ,тем не менее,можно сказать,что весь
  этот старый раскол есть большая ошибка:
  старообрядцы не пожелали начать перегово-
  ры с реформаторами церкви на предмет
  сближения позиций,не захотели договари-
  ваться со сторонниками нового церковного
  порядка,а власти крайними мерами начали
  заставлять и принуждать людей переходить
  в новый церковный порядок,отчего и про-
  изошло много случаев самосожжения.
      Имея консервативные взгляды на устои
  общества,Аввакум был,несомненно,яркой и
  харизматичный личностью,за которым пошли
  многие люди в раскол,в некуда,даже на
  добровольную смерть в огне,лишь бы не
  принимать новый церковный порядок. Разли-
  чия же между старым и новым церковными
  порядками были минимальными по сути,но
  конечно,имели разный цивилизационной
  вектор:европейский и азиатский уклад
  жизни.Европа начинала освобождаться от
  Христа и переходить к светскому образу
  жизни.
      В 1517 году немецкий монах Мартин
  Лютер обнародовал 95 тезисов с критикой
  католической церкви,с чего началось
  брожение в Германии и затем в других
  странах Европы.В России же в 1682 году
  сожгли в срубе протопопа Аввакума, ран-
  него идеолога старообрядничества.Отста-
  вание в церковных реформах было почти
  на два века.
      Будем надеяться,что Господь простил
  протопопа Аввакума и мученическая кончина
  его сняла с него грехи.Что касается его
  земляка патриарха Никона,он как местно-
  чтимый святой почитается многими людьми
  в русской православной церкви.
      Господу нашему слава!
      
      
      


Рецензии