Протопоп Аввакум. пр. 2
кремлевском подворье и даже сам просил у
него благословения,вслед за царем и все
бояре и сановники.
Аввакум ошибался,думая,что теперь во
время заточения Никона царь отменит цер-
ковную реформу,которую начал патриарх.
Вскоре Аввакум уяснил,что церковную
реформу царь не отменит,в частности,ещё
и потому что церковная реформа была час-
тью общегосударственной национальной ре-
формы и без церковной реформы реформация
общества и страны была немыслима.
Царь Алексей Михайлович и Аввакум
были,несомненно,людьми разного духовного
устроения,и понять им друг друга было
сложно,у них были разное видение ситуа-
ции в мире и стране,разные духовные ус-
тремления.
Царь Алексей Михайлович расширял тер-
ритории,осваивал Сибирь,укреплял западные
границы России,реформировал армию,рефор-
мировал госуправление,реформировал Церко-
вь.Он стремился Россию перевести в Евро-
пу,чтобы страна стала европейской во всех
отношениях,а не только в географическом.
Царь начал европеизировать Россию,но
рано умер и он был личностью не такого
масштаба,как его сын Петр 1-й,который да-
же в форме урядника поехал учиться во
всем у Европы,перенимать европейские обы-
чаи, но прежде всего учиться прагматичес-
ки военному делу и техническим достиже-
ниям.
А вот для Аввакума главным в жизни
была его личная совесть перед Богом и в
этом деле он шёл напролом за правду Божию
и истину,никому никаких снисхождений он
не делал.Понятно,что для Аввакума никакой
прогресс общества и страны в целом,ника-
кая европеизация роли не играли от слова:
вообще.Он стремился возродить старый рус-
ский благочестивый уклад жизни,он называл
церковную реформу Никона - злом.
В 1664 году Аввакум был сослан в Ме-
зень,но и оттуда он рассылал гневные по-
слания своим единомышленникам во многих
городах России.
В 1666 году его привезли на церков-
ный Собор в Москве на избрание нового
патриарха,его снова пытаются уговорить
оставить борьбу с церковной реформой Ни-
кона,но Аввакум непреклонен.
Тогда 13 мая его,лишенного сана,прок-
линали в Успенском соборе,наложили на не-
го анафему и обвинили в расколе.Аввакум
проклинал архиереев,глав этого Собора.
После его увезли в Пафнутьев Боровс-
кий монастырь,там его держали уже в тем-
нице около года - в оковах.
Аввакума очень любили и почитали в
самой царской семье,и во многих боярских
семьях,у него было много защитников и
единомышленников.Его снова привозили в
Москву в Чудов монастырь и снова пытались
уговорить,но Аввакум был непреклонен.
С ним говорили и увещевали его многие
русские архиереи и даже вселенские патри-
архи,но Аввакум твёрдо стоял на своём,что
реформа Никона есть зло,Никон реформирует
Церковь по греческому образцу,а греки в
своё время утратили своё царство из-за
слабости своей веры,и ныне все Церкви
вступили в нечестие, и лучше остать-
ся одному с верой,чем присоединиться к
тьме беззаконных.
В 1667 году Аввакум был сослан на се-
вер в Пустозерский острог на реке Печоры.
14 лет Аввакум провёл там в земляной тю-
рьме вместе со священником Лазарем,соло-
вецким иноком Епифанием и дьяконом Федо-
ром.Кстати,Лазарю и Епифанию даже урезали
язык в наказание,так что Аввакум в неко-
тором отношении находился в лучшем поло-
жении,чем остальные узники.
Но и оттуда Аввакум продолжал рассы-
лать свои послания единомышленникам в
разных уголках страны,поддерживая их ду-
ховно.Помогали ему в этом стрельцы из
охраны,которые симпазировали ему в его
церковных взглядах.
Зимой 1676 года умер царь Алексей Ми-
хайлович,на русский престол взошел его
болезненный сын Феодор Алексеевич и поло-
жение находящихся в заточении двух непри-
миримых противников изменилось кардиналь-
но:Феодор вернул Никону сан патриарха и
просил вернуться в Воскресенский Новоие-
русалимский монастырь,который патриарх
построил,а протопопа Аввакума вместе с
его соузниками велел сжечь в деревянном
срубе.
Никон поехал в Воскресенский Новоие-
русалимский монастырь и по дороге умер,о
чем и предсказал загодя,молясь Богу и
торжествуя:
-Благо мне,яко еси смирил мя.
Аввакума же решили сжечь в срубе,рас-
кол в Церкви увеличивался,идеолог подбад-
ривал своих единомышленников страстными
посланиями поддержки,вопрос надо было ре-
шать быстро и кардинально.
В 1682 году Аввакума с другими узни-
ками сожгли в срубе.
Надобно сказать,что при царе Алексее
Михайловиче борьба с расколом и расколь-
никами имела мирный характер,старообряд-
цев просто уговаривали покидать свои до-
ма и уходить в далёкие земли,жить там
мирно со своими единомышленниками.
После смерти царя Алексея Михайловича
борьба со старообрядцами приняла крайне
агрессивный характер.
Уже при царе Феодоре Алексеевиче ста-
рообрядцев заставляли принимать новый це-
рковный порядок,но люди предпочитали са-
мосожжение,нежели предаться нечестию.
Активная борьба со старообрядцами шла
со времён царствования Феодора Алексееви-
ча до времени воцарения Петра 1-го,при
котором вся борьба со старообрядцами сош-
ла на нет,их перестали преследовать за
веру,но тем не менее определённые труд-
ности им создавали,например,за право но-
шения бород они должны были платить налог
в двойном размере.
Аввакум написал книгу:Житие.Это по
сути его автобиография.Из неё читатель
и узнает многие события жизни опального
идеолога старообрядничества.
Был ли именно Аввакум виновен в этих
случаях самосожжения старообрядцев,ска-
зать сложно.Во всяком индивидуальном слу-
чае человек сам принимает решения.
Сейчас,когда прошло столько времени,
и многие старообрядцы примирились с русс-
кой православной церковью,создана едино-
верческая церковь,но остались ещё старо-
обрядцы,которые не желают примириться с
РПЦ,тем не менее,можно сказать,что весь
этот старый раскол есть большая ошибка:
старообрядцы не пожелали начать перегово-
ры с реформаторами церкви на предмет
сближения позиций,не захотели договари-
ваться со сторонниками нового церковного
порядка,а власти крайними мерами начали
заставлять и принуждать людей переходить
в новый церковный порядок,отчего и про-
изошло много случаев самосожжения.
Имея консервативные взгляды на устои
общества,Аввакум был,несомненно,яркой и
харизматичный личностью,за которым пошли
многие люди в раскол,в некуда,даже на
добровольную смерть в огне,лишь бы не
принимать новый церковный порядок. Разли-
чия же между старым и новым церковными
порядками были минимальными по сути,но
конечно,имели разный цивилизационной
вектор:европейский и азиатский уклад
жизни.Европа начинала освобождаться от
Христа и переходить к светскому образу
жизни.
В 1517 году немецкий монах Мартин
Лютер обнародовал 95 тезисов с критикой
католической церкви,с чего началось
брожение в Германии и затем в других
странах Европы.В России же в 1682 году
сожгли в срубе протопопа Аввакума, ран-
него идеолога старообрядничества.Отста-
вание в церковных реформах было почти
на два века.
Будем надеяться,что Господь простил
протопопа Аввакума и мученическая кончина
его сняла с него грехи.Что касается его
земляка патриарха Никона,он как местно-
чтимый святой почитается многими людьми
в русской православной церкви.
Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №225080301848