Мой фотоальбом актрис - Симонова Евгения

Евгения Павловна Симонова — российская актриса театра, кино и телевидения. Наиболее известна ролями Принцессы в фильме «Обыкновенное чудо» и Анны Григорьевны Сниткиной в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»;  легенда Театра Маяковского, в котором она служит примерно  50 лет.

Родилась она 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого Павла Симонова и преподавательницы иностранного языка Ольги Вяземской.

В школьные годы увлекалась хореографией и спортом, о кино особо не думала.
Поступить в Театральное училище имени Щукина смогла только с третьего раза, получив до этого отказы во МХАТе и ГИТИСе.

Дебютом Евгении Симоновой в кино считается фильм Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“» (1973).

А всесоюзную любовь ей принесла роль Принцессы в «Обыкновенном чуде».

Многие режиссеры и зрители воспринимали Симонову в образе лирической героини, «тургеневской девушки». Но актриса в интервью признавалась, что всегда боролась с этим амплуа и старалась проявить себя и в других ипостасях.

За свои роли в театре и кино Евгения Симонова получала в разное время премии: Ленинского комсомола, имени Станиславского, правительства Москвы, «Золотой Орел», «Золотая маска» и другие.

В последние годы Евгения Симонова снималась в сериалах для онлайн-кинотеатров — «Пищеблок», «Медиатор», «Я знаю, кто тебя убил», «Последний богатырь. Наследие» и других.

ДВЕ  ЦИТАТЫ из высказываний самой актрисы:

«Я считаю, что у меня хорошо развито чутье на роли. Да, картина может не иметь шумного успеха, но для меня успех у зрителя не критерий.

«Я — мать, жена, бабуля, которая печет вкусные блинчики. Звезда — это Мерил Стрип. Меня хотя и знала вся страна, но мы были нищие. За фильм „Афоня“ я получила всего 240 рублей, потратив их на подарки для «близких», сапоги и проигрыватель».

СПИСОК ФИЛЬМОВ И СЕРИАЛОВ  с участием Евгении Симоновой (примерно 50 наименований).

«Десять зим за одно лето» (1969) — Катя;
«В бой идут одни „старики“» (1973) — Маша Попова;
«Вылет задерживается» (1974) — Елена Дмитриевна Шеметова (Алёна);
«Афоня» (1975) — Катя Снегирева, медсестра;
«Под крышами Монмартра» (1975) — Виолетта Шевалье, цветочница;
«Пропавшая экспедиция» (1975) — Тася Смелкова;
«Золотая речка» (1976) — Тася Смелкова;
«Кто поедет в Трускавец» (1977) — Оленька, регистратор в поликлинике;
«Приехали на конкурс повара» (1977) — Наташа Земляникина;
«Это было в Коканде» (1977) — Варя (озвучивала Антонина Кончакова);
«Обыкновенное чудо» (1978) — Принцесса;
«Школьный вальс» (1978) — Дина Соловьева;
«След на земле» (1978) — Алла Сергеевна;
«Баламут» (1978) — Валентина Николаевна Ромашова, преподаватель английского языка;
«День свадьбы придется уточнить» (1979) — Аня;
«Восьмой день недели» (1979);
«Ералаш» (выпуск №22, эпизод «Прощай, Вася!») (1979) — учитель.
 «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980) — Анна Григорьевна Сниткина;
 «Рассказ неизвестного человека» (1980) — Зинаида Федоровна;
 «Рафферти» (1980) — Джил Харт, певица;
 «Контрольная по специальности» (1981) — Александра Мороз;
 «Маскарад» (1981);
 «Конфликтная ситуация» (1982);
 «Сеанс одновременной игры» (1982) — Ольга Васильевна Пинчук, корреспондент;
 «Транзит» (1982) — Алла Глебовна, учительница литературы;
 «Долгая дорога к себе» (1983) — Анна Алексеевна Якушева, жена Шурика, художница;
 «Карантин» (1983) — мама Маши, сотрудница НИИ;
 «Когда играли Баха» (1983) — Инна;
 «Подросток» (1983) — Альфонсина;
 «Сказки старого волшебника» (1984) — жена Синей бороды;
 «Дети солнца» (1985) — Лиза, сестра Протасова;
 «Дикий ветер» (1986) — Доринка;
 «Француз» (1988) — Анна, мать;
 «Прямая трансляция» (1989) — Люся;
 «А вот и я…» (1990);
 «Бес в ребро» (1990) — Ирина Сергеевна;
 «Роль» (1993) — бывшая пионервожатая;
 «Русский регтайм» (1993) — Маша;
 «Призрак дома моего» (1994);
 «Маленькая королева и другие» (1996);
 «Цветущий холм среди пустого поля» (1999) — Анна;
 «Не покидай меня, любовь» (2001) — Таня;
 «Саломея» (2001) — Софья Бронина;
 «Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант» (2003–2004) — Катя Романова;
 «Дети Арбата» (2004) — Софья Александровна, мать Панкратова;
 «Четыре Любови» (2004) — Люба;
 «Талисман любви» (2005) — Любовь Евсеевна Уварова;
 «Там, где кончается детство» (2005);
 «Многоточие» (2006) — Кира Георгиевна, скульптор.
«Дети Арбата» (2004) — Софья Александровна, мать Саши Панкратова;
«Талисман любви» (2005) — Любовь Евсеевна Уварова;
«Многоточие» (2006) — Кира Георгиевна, скульптор;
«Два билета в Венецию» (2011) — Нина Сергеевна, мать Саши;
«Капитаны» (2012) — Ольга Александровна, мать Нины и Евгении;
«Ланцет» (2018) — Валентина Ивановна Седлакова, замглавврача;
«Осиное гнездо» (2016) — Елизавета Андреевна, главная роль, мать Киры.

СЕРИАЛЫ

«Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант» (2003–2004) — Катя Романова;
«Служба доверия» (2006) — Кира Сергеевна Глазунова, психолог, заведующая Службой доверия;

«Цыганочка с выходом» (2008) — Марина Викторовна, мать Ивана;
«Капля света» (2009) — Маргарита Станиславовна Селезнева.
 
В фильмах с участием Евгении Симоновой часто поднимались следующие темы:

ВОЙНА. В картине «В бой идут одни „старики“» (1973), например,  Симонова сыграла летчицу Машу Попову, одну из наиболее пронзительных героинь  советского кино о войне.    В фильме «Контрольная по специальности» (1981) также затрагивается тема войны: по сценарию актриса общается с партизанкой, которую выбирает в качестве источника информации для реферата.

ЛЮБОВЬ. В фильме «Афоня» (1975) Симонова сыграла искреннюю и самоотверженную Катю Снегиреву, безнадежно влюбленную в главного героя.    В картине «Школьный вальс» (1977) актриса исполнила роль безответно влюбленной девочки.
СЕМЬЯ И ДЕТСТВО. В фильме «Карантин» (1983) Симонова снялась в роли принцессы, «заземленной» бытом и семейными обязательствами.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ.  В фильме «Долгая дорога к себе» (1982) Симонова сыграла героиню, которая решает уйти от мужа, не верящего в ее талант, чтобы снова обрести веру в себя и потерянное вдохновение.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КОЛЛЕГ И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ в адрес актрисы Евгении Симоновой:
«О самой Евгении Павловне ее коллеги говорят всегда с доброй улыбкой: работать с ней легко, она потрясающий партнер, интеллигентный и очень-очень хороший человек!».

«Настоящие поклонники Евгении Симоновой любят ее такой, какая она есть. И не за то, как выглядит и во что одета. А за большой талант и радость, которую она дарит зрителям со сцены и экрана».

«Одна из ее лучших работ в кино — Принцесса из „Обыкновенного чуда“».

«Театральный режиссер Александр Вилькин сказал однажды: „Женя, у вас нет ни красоты, ни темперамента, ни голоса, ни многого другого, но у Вас есть воля!“»

Игорь Костолевский:  «Хочу сказать, что это большая радость, когда ты выходишь на сцену и просто с ней общаешься. Она замечательная актриса, удивительный человек. Я желаю ей всего самого доброго, самого хорошего, самое главное — здоровья. А все остальное у нее есть, и пусть этого будет больше».

Григорий Заславский:  «Евгения Симонова — из тех, кто к удовольствию для себя (и уж точно — для зрителей), сумел задержаться на ролях юных героинь. Возраст проходил как-то счастливо мимо, и она по-прежнему  естественна в амплуа голубых героинь, девушки беззащитной, которую при желании может обидеть каждый».

Владимир Конкин называл Евгению Павловну мученицей, которой приходилось терпеть невыносимый характер мужа.

Неизвестный коллега 1: «Она никогда не старалась, расталкивая всех локтями, вырваться на первый план. Зато ее героини, главные и неглавные, в спектаклях и фильмах — это всегда люди цельные, серьезные, с твердой жизненной позицией. За это ее и любят».

Неизвестный коллега 2: «Работать с Евгенией Павловной  легко, она потрясающий партнер, интеллигентный и очень-очень хороший человек!».

Один из поклонников актрисы: «Настоящие поклонники Евгении Симоновой любят ее такой, какая она есть. И не за то, как она выглядит и во что одета. А за большой талант и радость, которую она дарит зрителям со сцены и экрана».

Последний поклонник: «Одна из ее лучших работ в кино — Принцесса из „Обыкновенного чуда“».

НЕКОТОРЫЕ СУЖДЕНИЯ  самой Евгении Симоновой о жизни и работе:

«Мне кажется, у меня хорошо развито чутье на роли». - Далее актриса подчеркнула, что подходит к выбору ролей с умом, выбирая по принципу интересно — неинтересно, а не потому, что денег не хватает или простой затянулся.

«Я всю жизнь отчаянно боролась с амплуа лирической героини». После роли Кати Снегиревой в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелия за актрисой закрепился образ невинной девушки, из которого было трудно выбраться.

«Я всегда легко относилась к своему возрасту». Далее Симонова говорит, что не стесняется играть возрастных героев и предпочитает принимать свой возраст со всеми сопутствующими изменениями.

«Жизнь коротка, и в ней происходит очень много интересного». Симонова отмечала, что безумно любит музыку, книги, живопись, и для нее любая встреча, когда она идет на спектакль или на концерт, — уникальная «зарядка» жизненной энергии.

«Она никогда не старалась, расталкивая всех локтями, вырваться на первый план. Зато ее героини, главные и не главные, в спектаклях и фильмах — это всегда люди цельные, серьезные, с твердой жизненной позицией. За это ее и любят».

ЗВАНИЯ Евгении Симоновой:
Заслуженная артистка РСФСР (12.01.1984).
Народная артистка России (28.12.1995) — за большие заслуги в области искусства.

ПРЕМИИ И НАГРАДЫ  Евгении Симоновой:
1980 год — премия Ленинского комсомола за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство.
1984 год — Государственная премия СССР — за роли в спектаклях «Молва» А. Д. Салынского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.
1995 год — премия имени К. С. Станиславского — за спектакль «Жертва века».
1995 год — премия правительства Москвы — за спектакль «Жертва века».
2004 год — премия «Хрустальная Турандот» — за главную роль в спектакле «Три высокие женщины».
2005 год — орден Почета (25 октября) — за заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную работу.
2006 год — премия «Золотой орел» — за лучшую женскую роль в телевизионном кино («Дети Арбата»).
2006 год — премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый Слон» — за лучшую женскую роль за роль в фильме «Многоточие».
2011 год — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 апреля) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
2017 год — премия «Золотая маска» — за лучшую главную женскую роль: Софьи Толстой в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Русский роман».
2024 год — приз жюри «За лучшую женскую роль второго плана» XX кинофестиваля «Волоколамский рубеж» («Смотри на меня!»).
2025 год — знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XL лет (11 февраля) — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и москвичей.

СЕМЬЯ И ДЕТИ  Евгении Симоновой: 

Отец — Павел Симонов (1926–2002), психолог, академик, лауреат Государственной премии СССР.
Мать — Ольга Вяземская (1924–1991), педагог.
Брат — Юрий Вяземский (род. 1951), писатель, телеведущий, заслуженный работник культуры РФ.
Дети:
Зоя Кайдановская (род. 1976), актриса. У нее есть внуки — Алексей (1999), Варвара (2010), Софья (2015).
Мария Эшпай (род. 1986), пианистка.
Приемная дочь — Дарья Коршакова. В 1990 году Симонова оформила опеку над ребёнком своей подруги и коллеги Людмилы Коршаковой, которая умерла в 41 год.
 Браки:
Первый муж — Александр Кайдановский (1946–1995), киноактер, кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ.
Второй муж — Дмитрий Полонский (род. 1958), актер.
Третий муж — Андрей Эшпай (род. 1956), кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ.

ПРИМЕЧАНИЯ – публикации об актрисе Евгении Симонове на сайте «проза.ру»:

1. Петр Панасейко. Евгения Симонова. – 2017 г.
2. Александр Щербаков 5. Актриса Евгения Симонова. 2020 г.
3. Ирина Стефашина.  Евгения Симонова. Нежная, робкая, смелая, добрая, 2021 г.

В.В. 03.08.2025.


Рецензии