опус 01. 01 чуваш
Характеристика календарной системы
*********************************
1) древний времямер чувашей сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным календарем
2) сутки начинались с захода солнца || с вечера
3) смена месяцев определялась по Луне
- первое число каждого месяца приходилось на новолуние
4) смена годов определялась по Солнцу
- начало года совпадало с одним из равноденствий || двр или дор
5) в году было 12 месяцев
- через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц
- 13-й месяц следовал за последним месяцем года
- год делили на сезоны || тёплый/весеннее-летний и холодный/осенне-зимний
6) в 12-летнем цикле первым был год мыши, затем шли:
- год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи
- в циклах каждый год назывался именем определённого животного
- это аналог восточного/китайского календаря
7) в 19-летнем цикле было:
- 12 лет по 12 мес (в году 354 сут) + 7 лет по 13 мес (в году 384 сут)
- всего 235 месяцев
* год, равный 384 сут, существует в еврейском календаре
- у евреев в эмболисные годы было 353, 354, 355 суток
- у евреев в високосные годы было 383, 384, 385 суток
* аналог греческого/метонового календаря
- цикл метоновский: 1 мет = 6939 сут = 19 лет || 1 год = 365,21 сут
- цикл чувашский: 1 чуш = (12х354 + 7х384) = 6936 сут = 19 лет || 1 год = 365,05 сут
8) праздники по древнему чувашскому календарю:
- Мънгун/«великий день» = весенний новый год/21 мар || сейчас он совпадает с православной пасхой
- Синзе/«отдых земли» = летний новый год/21 июн || празднуется 12 сут и совпадает с цветением ржи
- названия месяцев описывали состояние природы или сельскохозяйственные работы этого периода
- календарь был наполнен множеством примет и запретов, регулирующих поведение человека
- существовали дни, когда нельзя было работать, чтобы не навлечь беду
9) календарь был связан с чувашской религией Ваттисен йёлы/«обычай предков», исток которой лежит в древнеиранском зороастризме. Для этой рфс характерен дуализм: добрым богам во главе с Сюльди Тором противостоят злые божества во главе с Шуй Таном. Это было внешним проявлением чувашского мировоззрения, в котором мир воспринимался как единое целое, где всем управляет верховный бог Сюльди Тор. При этом, огромную роль играли духи природы, духи местности, души предков.
Свидетельство о публикации №225080301889