Соло камней 3. 2 Убийство феи и проклятие Махи
Глава 3
2
Убийство небесной феи и проклятие Махи
Кельты в бою не щадили никого, но детей и беременных женщин убивать было запрещено. Поэтому сражение вдруг затихло. Противники решили, что боги разгневались на них за убийство небесной феи и скоро обрушат страшное наказание. Ану они воспринимали не просто как женщину: она казалась сверхъестественным существом. О ней рассказывали потом легенды, которые передавались из поколения в поколение.
Существовало и другое предание. Жил-был богатый ульстерский крестьянин Крунху. Он был вдовцом с четырьмя сыновьями и обитал в уединении среди холмов. Однажды в его доме появилась незнакомая молодая женщина, красивая и в роскошных одеждах. Крунху не задавал вопросов, и она начала выполнять все домашние дела: готовила ужин, доила корову и взяла на себя все обязанности хозяйки. Ночью она легла с Крунху, и они стали жить как муж и жена, горячо любя друг друга. Ее звали Маха.
Однажды Крунху собрался на большой праздник Ульстера, где были пиршества, скачки и другие развлечения. Маха умоляла его остаться, но он настоял на своем. Тогда она предупредила: «Не говори обо мне на празднике, иначе я уйду».
Этот сюжет напоминает нам о чудесной жене из послеантичной литературы Европы. Она остается с мужем, пока он соблюдает определенные условия: не следит за ней, не обижает и не спрашивает, кто она.
Крунху дал обещание и отправился на праздник. Там королевские кони побеждали на скачках, и люди восхищались их скоростью. Крунху, забыв о своем обещании, сказал: «Моя жена бегает быстрее».
Король рассердился и приказал схватить Крунху, пока не приведут его жену. За Махой послали гонцов, и она явилась на праздник, уже беременная. Король велел ей участвовать в состязании.
Маха умоляла дать ей время, но король был неумолим. Тогда она сказала привести коней. «За вашу жестокость на вас падет бесчестье», — добавила она.
И она пустилась бежать вместе с лошадьми, и обогнала их, но, домчавшись до цели, она испустила крик, и, охваченная родовыми муками, произвела на свет мальчика и девочку. Когда она закричала, все зрители упали на землю, терзаемые точно такими же схватками, и силы у них было не больше, чем у рожающей женщины. И Маха предрекла:
- С этих пор позор, который вы навлекли на меня, постигнет каждого мужчину в Ульстере. В часы величайшей нужды вы будете слабы и беспомощны, как женщина при родах, и муки будут длиться пять дней и четыре ночи, и до девятого поколения проклятие это не оставит вас.
После долгих погребальных песен над равниной, хоронили убитых. Кельты верили в загробную жизнь. В могилы клали щиты, мечи и копья, которые, по их мнению, могли пригодиться душе в загробном странствии. Некоторые предметы оружия специально ломали или повреждали, чтобы боги благосклонно приняли жертву. Рядом ставили сосуды для питья, наполненные вином и пивом, чтобы устроить пир после смерти. На покойников надевали нарядные одежды и драгоценные украшения. Приносили в жертву животных, а верных жен героев иногда хоронили рядом с погибшими мужьями. Могилы устраивали с оружием и украшениями, чтобы после смерти они оставались угрозой для врагов. И еще оставляли камни, как напоминание о грехе вражды и убииств.
Кроме легенды о Махе сохранилась легенда о прекрасной великанше. Однажды герои Финн и его воины, остановившиеся во время охоты, чтобы перекусить, увидели, как к ним приближается башнеподобная тень. Это оказалась юная великанша Бебион, дочь Треона, из Страны Женщин. Золотые кольца на ее пальцах больше походили на ярмо быка; красота ее ослепляла. Когда она сняла свой шлем, усыпанный драгоценными камнями, ее вьющиеся золотые волосы рассыпались на семижды двадцать прядей, и Финн вскричал: «Все великие боги, которых мы почитаем, и удивительный Кормак, и Этне, и жены фениев не сравняется с Бебион, прекрасной дочерью Треона!» Дева объяснила, что ее обручили против ее воли с Аиде, сыном повелителя соседнего королевства, и что, услышав от рыбака, которого бурей пригнало к ее жилищу, о могуществе и благородстве Финна, она отправилась искать его защиты. Пока она говорила, фении заметили неподалеку другого великана. Это был статный, красивый юноша, он нес алый щит и большое копье. Не проронив ни слова, он подошел ближе и, прежде чем изумленные фении смогли помешать ему, вонзил копье в девушку и скрылся. Финн с его соратники пустились в погоню. Они преследовали великана до берега моря и даже вошли в воду, но огромное судно унесло его к неведомым землям. Когда расстроенные фении возвратились к Финну, то увидели, что дева умирает. Она раздала им свое золото и самоцветы, и они похоронили ее под огромным курганом и воздвигли на нем стоячий камень с ее именем, начертанным огаллическим письмом; место же это с тех пор носит название Скала Мертвой.
Почему легенды о Махе и прекрасной великанше сотни лет передаются из уст в уста, а кровь невинных жертв продолжает литься?
Почему легенды о Махе и прекрасной великанше сотни лет передаются из уст в уста, а кровь невинных жертв продолжает литься?
Бриан нес Ану к ручью, чтобы смыть кровь с ее тела. Мать и сестра помогли ему переодеть ее в чистые одежды и похоронить на холме. Пальцы плохо слушались, когда он надевал на шею Аны шнур с волшебным кристаллом. Благодаря ему она увидела грозящую Бриану опасность и прилетела спасти его.
С детства Бриан верил, что душа бессмертна. По его представлениям, после смерти люди живут в подземном или подводном мире, где они красивее и счастливее, чем на земле. Кельтский бог мертвых Дис творит добрые дела, чтобы все наслаждались бессмертием и счастьем. Жители Элизиума, скрытого в тумане, не только бессмертны, но и могут становиться невидимыми. Иногда они являются в виде птиц. Возможно, и Ана теперь счастливо живет в Элизиуме.
Потрясенный горем, Бриан долго сидел у могилы Аны. Как и она, в последние секунды жизни он смотрел на голубое небо. Слезы медленно текли по его лицу, а белые облака неспешно плыли по небу. Его прежние мечты и гордость казались ничтожными. Небо казалось высоким и печальным, как глаза Аны. Его душа мучилась от невысказанных слов:
— Зачем эта вражда, если гибнет любовь? Зачем?
Несколько дней и ночей Бриан оплакивал Ану:
— Прости меня, что не ослушался тебя и ты не стала моей женой. Я буду любить и чтить тебя всю жизнь. Если нужно, я отправлюсь на Остров Блаженных, за синее море, в далекий Элизиум, чтобы встретиться с тобой. Мы будем идти рука об руку вечно.
Через несколько дней Бриан попрощался с друзьями и родными и отправился в долгий путь.
Свидетельство о публикации №225080301965