11. Халиф Мансур
Фатимидский халиф Мансур Хаким выезжал ночью медитировать на горе Мукаттам вблизи Каира. Методам глубинной медитации его научил бухарский приближенный Нашактин, известный как Дарази. Впрочем, сам халиф в шутку величал его "Бу Хара", что можно перевести с арабского как "отец говна" или "говнюк".
Впрочем, в ту злополучную ночь бухарского говнюка уже не было в живых. О чем Мансур все же сожалел, несмотря на то, что вынужден был сам отдать приказ о его казни.
Халиф любил медитировать у скалы под ветвистыми ветвями дерева. Ночь расстелила свое звёздное одеяло над Египтом. Мансур сел в позу лотоса, закрыл глаза и принялся для начала дышать животом, входя в состояние покоя и отрешённости.
Однако эта ночь стала для него злополучной. Подосланный раб напал сзади на халифа и нанес несколько ударов кинжалом в спину. Затем он снял с бездыханного тела окровавленную рубашку и серебряный перстень с именной гравировкой, чтобы принести ее предателю-министру в качестве доказательства гибели правителя Фатимидского государства.
Труп же скинул в канаву в пустынном месте, оставив на съедение шакалам.
Той ночью в предрассветный час мимо проходил коптский монах Ханна и обнаружил окровавленное тело. Сначала он подумал, что человек мертв, но когда стал ощупывать его, тот неожиданно задышал. Изо рта шла кровь, глаза блестели мрамором, на спине виднелись раны и порезы.
Монах взял тело незнакомца на плечи и притащил к себе в пещеру, обустроенную как келья. Ханна расстелил для больного циновку и стал выхаживать. Халиф ворочался в бреду, не мог сказать, кто он и откуда. Его охватывал жар, и он бредил, периодически называя какие-то имена каких-то полководцев, учёных, эмиров....
Полтора месяца с лишним шла борьба за жизнь. Монах приносил чистую воду, менял повязки, мазал лекарственным бальзамом раны, поил теплым медом и молился, обращаясь к Деве Марии и Иисусу.
Через полтора месяца халиф пришел в себя и обнаружил, что находится в монашеской келье. На стене был нарисован крест, висела икона. В углу стояли полки со свитками. Келью освещала масляная лампа.
Монах Ханна не знал, как выглядит халиф, поэтому поинтересовался, кто тот человек, которого он приютил в своей скромной келье. Мансур понял, что раскрывать свое истинное имя не стоит, поэтому назвался странствующим дервишем Халидом.
В течение последующих сорока дней скрытый халиф провел в гостях у монаха, набираясь сил и читая свитки по истории и христианской вере.
Оправившись от ран, Мансур Хаким решил направиться в дальний путь, дабы посетить Бухару - родину Нашактина.
Монах принес дервишу одеяние феллаха, платок для головы и кожаные сандалии. "Это мне дали египетские феллахи, когда я им рассказал, что у меня гостит дервиш, нуждающийся в одежде". От себя Ханна передал путнику бурдюк с водой.
Прощаясь с монахом, Мансур снял с шеи золотой кулон с бриллиантом и передал своему спасителю в знак благодарности.
Направляясь в сторону Газы и Иерусалима, скрытый халиф вернулся ночью на гору Мукаттам, где у него имелся тайник. Там он хранил мешок с золотыми и серебряными монетами, пояс, кинжал, сандалии из крокодильей кожи и посох, подаренный некогда Нашактином.
В ту ночь, стоя на горе Мукаттам в полном одиночестве, Мансур распрощался навсегда с титулом халифа и принял образ странствующего дервиша, решив посетить Газу, Иерусалим, Дамаск, Багдад, Бухару, Самарканд и добраться до Индии.
03-08-2025
Свидетельство о публикации №225080300695