О груше и Марфуше
(Эпоха пятидесятых…)
1
Возможно, я уже где-то описывала эту забавную историю из детства. Во всяком случае, уже довольно давно в моей памяти ассоциируются эти два рифмующихся слова: груша и Марфуша. А дело было очень давно, почти в раннем моём детстве.
Ходила ли я тогда в школу, или нет, - наверное, была в первом или втором классе, а сёстры у меня подрастали на два и четыре года помоложе меня.
Жили мы в только-только отстроенном собственном доме, с большой верандой (так называли эту пристройку, хотя, на самом деле, это был просто большой коридор). Так вот у самого крыльца росло несколько деревьев, в своё время посаженных родителями: груша, яблоня, слива, и далее – разные другие, переходящие в палисад и небольшой садик у фасада дома.
Мама моя – была существом, вступавшим в особые отношения с растениями разного вида. Одни она очень любила, была внимательна к ним, заботлива, к иным – проявляла полное равнодушие. (Кстати, по жизни у неё такое отношение было и к людям, это я точно помню).
Так вот, она как-то благоволила к груше у крыльца. Всё ожидала от неё плодов. Наконец, какой-то весной дерево хорошо цвело, дало первые завязи, мама с ожиданием заботилась о нём, и приказывала нам, малышам, не срывать зелёных плодов, дабы посмотреть – что за сорт, стоит ли он того, чтобы занимать столько места почти посредине двора?
Мы были послушными детьми, включились в её полу-игру, и тоже наблюдали за развитием деревца. А груши, к сожалению, сами по себе почему-то срывались и падали, оголяя разросшееся уже дерево. Мама всё равно настаивала на своём: пусть развиваются оставшиеся плоды, оценим сорт плодового деревца.
Наконец, наступил день, когда с груши опали все плоды, кроме одного. Он держался крепко, на средней внешней ветке, так что груша чуть ли сама не лезла вам в рот с просьбой: - Попробуйте! – Но мы были под запретом, и потому все ожидали, когда созреет плод и наша умная мамочка первой оценит его и выскажет своё мнение.
Увы, дождаться сего момента не довелось. В один прекрасный день кто-то вдруг первым заметил, что наша заветная груша – исчезла. Сразу побежали к маме: - Мама, мама, а грушу сорвали! Мама, груши нет на ветке, кто-то её съел!
Мама была огорчена. Семья была большая, всех опросили: не срывал ли кто-нибудь заветного плода? Все отказывались: нет, нет, нет. – Н - да, жаль, так и не узнали, какой сорт высадили, какой вкус у этих груш… - вздохнула мама. – Ну, да ладно, доживём до нового лета, тогда и узнаем… - На том и разрешилось дело.
Но, видимо, маме было любопытно – кто же всё-таки покусился на этот одинокий, почти вызревший плод? – и она как бы мысленно, внутренне, видимо, продолжала исследовать и расследовать это дело.
Как-то, помню, забежала к нам во двор новая подружка моих сестёр- Марфушка. Её семья снимала квартиру у нашей соседки, которая не проживала в своём выстроенном доме, а продолжала жить в квартирке «барака», из которого, впрочем, все мы давненько съехали в собственные дома, выстроенные не очень длинной улицей вдоль железной дороги, ведущей в Крым.
Так вот, соседка тётя Маша с детьми продолжала там проживать у какого-то бывшего моряка, одинокого старика, с которым сошлась, а свой дом решила сдать двум семьям: это Марфушкины родители и их близкие родственники, у которых тоже было трое детей, в том числе и моя новая подружка-сверстница Муська. С Марфушкой они были двоюродными сёстрами.
…Вот как-то так распоряжается природа, что даже очень близкие родственники бывают столь разными людьми. Насколько молчаливой, задумчивой, тихой девочкой была Марфуша – настолько же дерзкой, порывистой, резкой была её сестра Муська, годами - на пару лет постарше её.
Наверное, за эту дерзкость и резкость я, в общем-то, очень по-дружески отнеслась к новой девчонке-соседке, быстро взяла её в свою компанию, - что называется, сошлись характерами. Правда, довольно скоро эти семейства всё же съедут с этой квартиры, но с Муськой нас судьба сведёт в одном классе в школе, и даже сдружит на долгие десять лет…
(Замечу уж к слову, что порывистая наша Муська будет полной троечницей все годы учёбы, с нередкими двояками по таким основным предметам, как русский язык и математика, но зато с чисто разбойным характером и мгновенной эмоциональной реакцией на любое новое обстоятельство нашей детской жизни.
Было, правда, у Муськи и иное преимущество среди прочих троечников и двоечников: у неё был красивый голос (фальцет, наверное?), и она постоянно представляла наш класс на всех общешкольных мероприятиях: концертах и т.п. Вот за такие её качества и достоинства она и состояла в нашей «четвёрке», была всегда «своей» в компании лучших учениц класса, которая незаметно, как-то сама собой, сформировалась…)
Вот сводит же судьба людей – то в соседстве, то в одноклассниках, то в кумовстве, да мало ли как ещё!
Интересно, что позднее Марфуша тоже будет учиться в одном классе с моей средней сестрой, так что из «сферы внимания» никто из бывших соседей не выпадет…
Так вот. после того инцидента с грушей, моя мама, видимо, заподозрила эту тихоню Марфушу. И в какой-то её приход к моим сёстрам, мама спросила у неё: - Марфуша, это ты сорвала грушу на этом дереве?
Помню, Марфуша – так, слегка. потупилась, и решительно ответила: - Нет…
- А, может, ты забыла? Прошло уже несколько дней…
- Нет…
- Значит, она сама оторвалась и упала, - сказала примиряюще мама.- Интересно, а вкусная ли была груша7 – нейтрально так произнесла она. И тут Марфуша не выдержала, и уточнил:
- Вкусная…
Рассмеялись, кажется, все, кто присутствовал при этом разговоре. Не очень смутилась и Марфуша. Она, видимо, даже не поняла, что выдала себя с потрохами…
- Ну и ладно, - сказала мама, - и хорошо. Хоть Марфуша знает теперь о вкусе нашей груши…
На том история и закончилась. Но вот мне лично запомнилась надолго. Внушительная была груша, так аппетитно, эффектно висела на деревце у крыльца, которая, правда, с годами была срублена, как и слива, в период развода родителей, раздела дома, и постройки на их месте второго, небольшого теперь коридора моей мамой, отгородившей одну из половин дома и прорубившей новый, второй, вход на свою половинку…
Так что – всё имеет и своё начало, и конец…
2
Интересными были пятидесятые годы, которые иногда выплывают из памяти. Из раннего-раннего детства. Как будто из другой жизни.
В семье часто (от папаши) слышала слова - ссуда, облигации, стройка… Семья жила, как все: брала ссуду на строительство, покупала какие-то гос. облигации, которые потом, кажется, десятилетиями погашались семьёй…
До моих пяти-шести лет, наверное, жили в тесной квартирке в тех самых «бараках», но я бы не сказала, что очень плохих или старых. Нормальных, там и по сей день - нового, 21-го века, - проживают семьи других уже людей.
Просто, моим родителям и похожим на них россиян, выходцев из селян, имевших всегда собственные дома и усадьбы, конечно, хотелось иметь свой отдельный дом, палисад, садик, виноградник. (Жили-то на юге Украины). Потому - люди строились. Государством это поощрялось, давались какие-то удобные ссуды, участки земли, тогда ещё (до прихода Хруща во власть) поощрялось и ведение собственного вспомогательного хозяйства…
Это этот умник, Хрущ, позднее предложит регистрировать каждую курицу и облагать её налогами… К счастью, и его власть, и его глупые внедрения-предложения в сельском хозяйстве и на селе продержатся недолго, и будут выкорчеваны с корнем новыми правителями (при Брежневе).
Но линия хрущёвского разлома, по моим личным наблюдениям, сохранится ещё надолго. И впервые и партейцы все поймут, что их родная партия (коммуняк, как теперь говорят и пишут) умеет спотыкаться, и весьма крепко (круто, как говорят теперь).
Это был первый явный обрыв, куда швякнулись коммуняки после ухода Сталина… После, фактически, организационно подготовленного краха новой системы правления и бытования всей огромной страны…
Когда повальный формализм, лицемерие, двуличие - незаметно, постепенно покрыли всю страну, подводя её к полному развалу уже в конце 1984-го года…
Да, именно 84-го, ибо уже с назначения начётчика, недоучки, интригана Горбачёва стал прорисовываться рисунок полного падения страны СССР.
Я тогда или очень мало печаталась, или вовсе писала «в стол», но, если почитать мои статьи периода конца 80-х годов (или письма, отправленные и не отправленные, или страницы дневника). – то яснее ясного понятно, в каком тревожном состоянии мы все тогда жили. В каком сумасшедшем предчувствии глупых перемен были уже в 1986 - 87-м годах…
Горбач умел не только «смешить» нацию, но и настораживать тех, кто поумнее да почувствительнее прочих.
Предательство просвечивало во всех его начинаниях
А как могло быть иначе? Если теперь мы все точно знаем, что он шёл маршрутами, прочерченными США и Англией? Рейгана и Тэтчер?
Кто бы сомневался в этом теперь, или чуть позднее развала СССР? Все знали уже наизусть правду-матку. И её ещё более укоренял и продвигал совершенно распутный бывший партеец Ельцин, вокруг которого гнездились самые гнусные и подлые политиканы-русофобы (не просто антисоветчики, нет, именно – продажные враги России в целом!).
…Ныне власть не хочет и боится признавать, что именно это гнездо окончательно раздавило ту благополучную Русь, которую большевики украли у русских, - и медленно, постепенно подводили под общий крах. Именно это всё и привело ещё и к войне братских (вчера!) народов России, взаимному истреблению, искусственному подогреву якобы национальных распрей народов…
А в реальности-то – это всё брехня. Эти распри зрели только в бОшках тех этнических единиц, теоретиков-заблужденцев, заграничных беглецов, которые из пальца высасывали причины конфликтов, недовольств, распрей и дележей, тасуя по своему усмотрению исторические карты и события…
Теперь чуть не во главе всей русской политики (поди, со времён самого Петра!) ставят достижения «господ» евреев в вечной России! Лгут на каждом шагу, всего лишь прикрываясь словом русский, русская, русское…
Но я не верю в победу кривых зеркал. Думаю, история ещё расставит всё по своим местам. Очень хочется верить и надеяться, что те евреи, которые давно уже и своим трудом, и сознанием служат русской земле, вере, народному языку и его культурным богатствам, - что эти люди, таки, давно уже есть русские, и таковыми себя считают, чувствуют, пишучи для народа прекрасную музыку, слагая хорошие стихи, внося большой вклад в развитие наук, технологий, и т.д.
Хочется верить, что они уже имеют генетический код этой страны. И, вероятно, давно отпала необходимость отдельных тележурналистов почти ежедневно напоминать нашей многонациональной стране, что они – евреи, евреи, и ещё раз евреи…
Если ты такой патриот своего исторического корня – так катись и на свои исторические земли. У тебя они есть – где-то там, на Ближнем Востоке, в северной Африке… Освой свой родненький язык – и адью…
Какого чёрта ты раздражаешь народы нашей земли? И вынуждаешь нас тявкать в твою сторону, указывая, что ты – просто присвоил русский язык, в душе оставаясь вечным жидом?
Господи, не доводи до крайности, до слёз, смертей, как, Господи, и до гомерического смеха тоже.
3
…Россия-тройка, гоголевская «птичка», куда же ты несёшь нас всех, и к чему выведешь? Спасёт ли нас Провидение, тот самый Божий Промысл, который веками выводил Россию из тупиков?
Господи, ты намного сильнее всех этих сумасшедших, окунавших нашу могучую страну в самые страшные ямы и протоки, так укажи же путь нынешним поколениям, - без гнойной зависимости от семян прогнившего Запада, недружелюбного Юга, двусмысленного Востока…
Дай дышать русским в полную силу, объединившим под своим началом сотни иных народов, и давшим им возможность развиваться, процветать, быть довольными и счастливыми на своих землях…
Как знать, такое твоё внимание, Господи и Природа, возможно, остановит и те космические катастрофы, которые накрывают человечество за его технические и прочие просчёты, ошибки, неразумность…
Имею в виду - климатическое неравновесие, вулканическую неуспокоенность планеты, чудовищные загрязнения атмосферы, морей, океанов, рек; выгорание лесов, опустынивание земель, и т.д.
3.08.2025.
В. Лефтерова
Свидетельство о публикации №225080300709