Время разбрасывать камни...
время родиться и время умирать ... время разбрасывать камни и время складывать камни ... время молчать и время говорить»
Царь Соломон (10 век до н. э.)
... Александр медленно шёл по берегу, отступив от сырой зоны прибоя. Море было серо-коричневое от взвесей, поднятых со дна недавним штормом. Накатные волны, уже не подгоняемые ветром, с шумным рокотом привычно набегали и ворошили галечно-песчанный пляж. Хмурое, вечернее небо не было таким грозным, как днём, когда иногда срывался холодный осенний дождь. Даже появились просветы среди отдельных облаков, сквозь которые, хоть и на мгновение, но пробивались солнечные лучики уходящего на закат светила ...
Мужчина был уверен в правильности своего решения – вернуть большую часть халцедонов обратно в водную стихию ... Пусть они там ещё сильнее оботрут свои бока, от местами приставшей непрозрачной «корочки» - оболочки, в которой много миллионов лет назад сформировались, и тогда полностью раскроют истинные внутренние красоты! А затем, в беспрерывно меняющейся прибоями и штормами береговой полосе, освободившись от лишних наслоений, проявятся яркие крымские самоцветы, привлекающие внимание собирателей или праздных отдыхающих! Пусть они попадут в хорошие руки, доставят радость, сохранят добрую память об отдыхе на Чёрном море ...
Возможно, у новых владельцев найдутся силы, желание, целеустремлённость и они огранят эти ценные творения природы, доведут их самобытность до ювелирного качества и «кусочки солнечного света», спрятанные в каждом, первично невзрачном каменье, украсят чью то шейку, ушко, праздничный наряд ...
... Александр запустил руку в пакет, нагрёб ладонь агатов, глянул на них в последний раз (внезапно показалось, что один очень знаком очертаниями, даже припомнил былую радость при первой встрече с ним), безжалостно прервал накатившиеся воспоминания – счастья от него всё равно не получилось, так пусть ещё послужит, принесёт удачу другим людям! Сильный взмах рукой и ... в пенную волну, в свой новый поход за человеческим внимание, полетела горстка камней!
Пройдя пару десятков шагов (нельзя, чтобы вдруг в одном месте на берегу неожиданно появилась сразу россыпь самоцветов – тогда теряется понимание их редкости, уникальности) - новый бросок, за ним опять медленный проход ... бросок ...
... Пакет постепенно легчал, а у мужчины защемило что-то в груди, он испытывал невероятные, многоликие чувства, в которых переплелись скорбь, горечь потерь былых мечтаний, надежд, чаяний ... олицетворённые, незримым образом привязанные, сросшиеся с этими халцедонами ... С другой стороны, в новую историю, в неведомое - отпускались, лежавшие грузом на сердце и в памяти, не просто камни, а все прошедшие незабываемые дни и долгие годы, былые прогулки у моря с любимым человеком ... Накатывало ощущение, что ты подводишь черту под ВСЕМИ последними годами жизни, перечёркиваешь, вышвыриваешь в «вечное» то, что уже тебе не под силу по возрасту! Что уже никогда не сбудется! Что уже ... НЕ ТВОЁ!
Нахлынувшие мысли, сентименты и переживания закружились в голове, часто загромыхали в сердце, задрожали, в сразу ослабших ногах, сделали прерывистым дыхание ... Последний взмах руки ... и обессиленное тело медленно опустилось но песок ...
Пришло его время разбрасывать камни!!!
... Последующие прогулки к морю, с возвращением новых порций самоцветиков, было уже не таким трепетным, более щадящим. Притуплялось чувство утраты, мысленно делался больше акцент на обычный вечерний моцион по набережной, в целях укрепления здоровья, а ещё, подспудно, радовался тому, что камни больше не будут пылиться в углу гаража, с годами начнут новую жизнь в предназначенной для них Природой (по твёрдости и крепости)долгой истории!
***
Появилось такое нелёгкое решение - вернуть халцедоны морю, начался весь долгий, сложный умственный спор и рассуждения с самим собой - с одного нелепого случая ...
... Это было так необычно, что Александр, невольно, резко остановился, рассматривая и не веря глазам: перед ним, чуть ли не под ногами, оказалось множество разноцветных, разнообразных морских ракушек, на большой площади аккуратно рассыпанных возле чьей-то могилы ...
Она была хорошо обустроена - видно, что старое захоронение, тем более непонятно, почему раковины появились только сейчас, ещё не успели зарасти травой, как всё вокруг ... Что сразу пришло на ум в предположениях: у покойника была памятная дата и ему «преподнесли» подарок - родные люди наконец-таки выполнили принятый когда-то обет или данное обещание... А может, проще, прозаичнее: кому-то из близких надоели эти ракушки, собранные покойным при жизни и они решили их ему «вернуть», чтобы банально не выбросить в мусор. Возможны и другие, более сложные, трагические или романтические варианты.
Мужчина спешил до темноты завершить большую работу возле захоронения родственника, поэтому отметил сам факт такого необычного «дарения» ушедшему (или умершей), решил при случае, позднее посмотреть, кому это всё предназначалось, и двинулся далее по своим делам.
... «Позднее» не получилось из-за зарядивших осенних затяжных дождей, потом праздное любопытство затерялось в глубинах памяти, чтобы вот именно сейчас, через несколько лет опять потревожить раздумьями и вновь вспыхнувшим любопытством ...
***
... У большинства из нас, простых людей, камни вокруг присутствуют с самого детства! Они привычны, не вызывают никакого ответного чувства или мыслей. И лишь немногие смотрят на них с некоторым пониманием как на различные минералы, кристаллы, образования, агломераты ... А ещё существует совсем незначительная прослойка специалистов, что-то соображающая в минераловедении на высоком уровне!
Так вот, Александр и его супруга Галина, находились где-то посередине между начальной и последующими группами населения: то есть, понятия некоторые были, но на делитантском уровне, хотя терминологию немного освоили! Да и как её не освоить, когда живёшь у Чёрного моря, с детства копаешься в разноцветии галечного пляжа, находя, порой, привлекательные, особые образцы горных пород, вынесенные на берег после долгого путешествия по речкам в период полноводья, а затем перетираемых штормами и течениями Каламитского залива.
Они ярко запомнили, как первый раз посадили маленькую дочку не на подстилку, а на тёплые прибрежные камешки. Какими расширенными глазами она смотрела на них, нагребла в ладошки сколько могла схватить и потом долго не разжимала, считая их уже только её достоянием! Увы, пролетело детство и юность, а интереса к ярким минералам, с любовью выставленных на полках, детям так и не передались! Наоборот, они бурчали, время от времени омывая их от всепроникающей пыли и высушивая, перед тем, как поставить обратно ... Иногда спрашивали, что за камень, откуда его привезли, что за история за этим кроется, но слушали вполуха, явно, не запоминая ... Понятно! Не интересно, когда это тобою не пережито, не прочувствовано!
А для родителей – за каждым образцом стояла увлекательная страничка жизни! Это было яркое время СОБИРАТЬ КАМНИ!!! Особенно преуспела тогда Галина, по работе одно время часто бывавшая на гранильной фабрике Свердловска. В тех стенах у кого хочешь (особенно у любознательных, с хорошей памятью, романтических, увлекающихся личностей) голова пойдёт кругом от увиденной красоты, разноцветия, сверкающего богатства красок и природных форм вокруг! Заготовки на броши, кулоны, подвески, или просто кусочки отшлифованных поделочных и полудрагоценных минералов, ничего не стоящие для администрации и молодых парней, всегда крутящихся вокруг привлекательных девушек, сами попадали в карман или в сумочку сувениром на долгую память! Как оказалось – в точку!
Приятели геологи, узнав об интересе девчонки к камешкам, стали регулярно «подбрасывать» после экспедиций красивые обломки кристаллов горного хрусталя, ещё различные образчики разнообразных кварцев, вырубленных из скальных жеод, жил или найденных на берегах и плёсах стремительных горных ручьёв. А в отпусках, в родном Крыму, она уже целенаправленно искала халцедоны во всех их разновидностях: от сверкающих агатов, сердоликов, ониксов, сапфиринов ... до прочих разноцветных камней.
Даже вернувшись с годами в родительские пенаты, страсть, хоть и притихла из-за семейных хлопот, но коллекция подпитывалась подарками – поделками из минералов с Урала от заезжающих друзей ...
***
Такое редко по жизни бывает, но и Александр, до знакомства с будущей супругой, увлекался собирательством разных камешков, привязывая к ним память из мест, где побывал: Кавказские горы, прибалтийское побережье, Енисей, Лена, остров Диксон, скалы Заполярья, красоты шахты на глубине 800 метров ... Почитывал книги академика Ферсмана и других популяризаторов мира минералов – просто так, из интереса, для общего развития и от нечего делать длинными зимними месяцами за 67 параллелью.
То, что он в итоге привёз из Норильска, поместилось в маленький чемоданчик (весом под пятьдесят килограмм!), удачно пронесённый в самолёт под видом ручной клади. Родонит, амазонит, лазурит, змеевик, сверкающие щётки горного хрусталя, нефрит, чароит, разнообразные яшмы и прочее – всё было им с любовью немного обработано и отполировано на станках у знакомого камнереза.
Вот так, с годами, после получения квартиры, постройки дома, изготовления специальных полок ... совместная коллекция приобрела окончательный «выставочный» вид, удивляя и восхищая друзей и гостей.
***
... Чёрное море! Оно связало молодых людей от первого до крайнего дня! Это огромный живой организм со своими законами, красотами, причудами, опасностями, бурями, жуткими ветрами и штормами. Но ещё больше и чаще очаровывающее прелестью летних тёплых вод и ни с чем не сравнимых великолепных, многокилометровых песчаных берегов вокруг Евпатории и Сак.
... Может кому-то покажется странным, излишне экзотичным, познакомиться и поговорить первый раз (как наши герои) далеко за буйками в ласковой июльской воде, вдали от заполненного людьми пляжа... Только не местным жителям, с младенчества впитавших в себя шум волн, бескрайнюю водную синь, насыщенные запахи подсыхающих морских водорослей; ещё многолетнюю детскую беготню по небольшим песчаным холмикам – дюнам, россыпям галечного взморья.
... Узнаваемые члены городского сообщества, семейная пара испытывала некоторый дискомфорт от того, что в любом месте, даже в удалённых закоулках большого курортного парка, можно было встретить знакомых, с которыми приходилось обязательно поздороваться, перекинуться несколькими фразами, проявляя уважение и порядочность ... А так часто хотелось тишины, безмолвия (особенно Галине, после многих часов в сутолочной, шумной атмосфере школы), отчуждённости от проблем сегодняшнего и ближайших дней; расслабиться на природе, а лучше у воды, всегда такой разной, многоликой, притягивающей ...
У них быстро стало доброй традицией скрываться от суеты улиц, гуляя по бережку, желанному в любую погоду и время года, подышать свежестью вечернего бриза, просто посидеть на лавочке, или потоптаться пару километров по песочку, мелким камешкам ... Ещё выезжали специально то на умиротворённый закат солнца, то посмотреть на сильнейший шторм, разыгравшиеся за несколько дней дикого ветра, огромные волны, с грохотом набегавшие на низкий берег, то ... Да мало ли чего можно увидеть или делать у моря!!!
Подбирать красивые камни – уже одно это вносило свою прелесть в ничегонеделание на побережье! Разноцветные мраморовидные известняки, обточенные прибоем, или причудливой формы, украшенные кварцевыми прожилками граниты, диабазы и прочие минералы, всегда были неповторимы как всё вокруг! Так и хотелось взять их с собой, похвастаться перед друзьями ... Но самая редкая находка заключалась в крымских самоцветах!!!
Многоликие халцедоны: ажурные внутри агаты, прозрачные кварцы и кварциты – они, просматриваемые на свет, раскрывали такой изумительный внутренний мир, таили в себе невероятную капельку солнца, что невозможно было просто так бросить их обратно на берег - просились в пакетик или карман.
***
... Окончательно принятое, непростое решение расстаться с накопленными многочисленными камешками, вызревало в голове Александра достаточно долго ... Сперва он, живущий один после смерти супруги от онкологии, испытывал (естественные для мужчин, к этому с детства не приученными) трудности с уборкой помещений, особенно борьбой с вездесущей пылью. Так было обидно, когда замечал на полках, среди любимых минералов, противный налёт! Кажется недавно всё перемыл, высушил и сложил в привычном порядке, ан нет! Опять требуют внимания к себе!
Хорошо, хоть многочисленный «куриный бог» лежал в каменном ларце из красивого уральского листвинита и не требовал уборки ... Он так и остался там до сих пор – негоже возвращать, отказываться от того, что даровано тебе СУДЬБОЙ на счастье!
Из Википедии: «Куриный бог» — небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенным водой. У славян таким камням приписывали свойства оберегать животных и жилища от злых сил. По поверьям, камень приносит удачу и здоровье нашедшему его».
Увы! В нашем случае – это не подтвердилось! После пяти долгих лет борьбы с болезнью - онкология победила ... Особенно обидно, что попадались эти амулеты чаще всего Галине! Хотя ... не будем принижать их значение для каждого из нас! Может женщина так долго сопротивлялась неизбежному именно благодаря оберегам – амулетам, ВЕРЕ в них!
В период сражения (другими словами многочисленные, порой очень болезненные процедуры и поездки в онкоцентры – не назовёшь) с «эпидемией века» супруги ещё чаще стали снимать напряжение в душе и теле поездками на дикие пляжи, к морю. И опять новые находки ... милые камешки, так непохожие друг на друга, но всегда сверкающие на солнышке, дарующие радость от такой редкого приобретения! Самоцветики из кулёчков и карманов перекочёвывали в объёмные пакеты в гараже ... наполнился один, второй, третий ... Уже десятки килограмм лежали и невольно возникал вопрос, «а зачем нам столько»?
Они придумывали сами себе (откладывая исполнение из года в год сперва из-за разных дел, потом - болезни), что когда-нибудь переберут халцедоны, самые красивые и ценные отгранят на станке, подарят детям и друзьям. Ведь для чего-то их ПРИРОДА создала! Из простеньких - можно на эпоксидном клею набрать панно, подсветить его сзади и дать возможность каждому из экземпляров раскрыть свою неповторимость и невероятно красивую суть! Ещё, как увиденное в музее древнего Херсонеса, набрать из разноцветия камней красивые мозаичные узоры на полу, плитках. Это даже частично удалось реализовать!
***
... Увы, теперь этим бывшим планам и мечтаниям не суждено сбыться ... Но мужчина был уверен в одном: будь супруга рядом – она бы его поддержала! Детям не интересно перекладывать тяжёлые пакеты с халцедонами в гараже, а значит когда-либо, но возникнет провокационная мысль от них избавиться ... Куда!? В мусор? Святотатство над памятью родителей ...
Нет! Лучше так! Дать «цветикам – самоцветикам», как супруги их ласково называли, новый шанс! Пусть с годами (а что для них, по твёрдости и крепости превосходящих всё вокруг, какое-то время! Да хоть тысячу лет бултыхаться в полосе прибоя!), но кто-то их всё равно найдёт! Хороший, добрый, обязательно романтически настроенный человечек, восхитится и сохранит для своей памяти, совсем не зная, что они уже побывали в чей-то коллекции ...
От автора. Вместо эпилога.
Современные люди, на мой взгляд, серьёзно испорчены яркой, многоликой пластмассовой и керамической дешёвой бижутерией. Иногда она настолько удачно сделана, что только специалист может отличить натуральный камень от искусной подделки. А ведь всего каких-то сто и более лет назад, считалось нормой у широкого круга населения разбираться в украшениях из «каменьев»!
Вспомним великолепные красоты из разнообразных минералов царских дворцов – ныне музеев! А император Александр Третий всю жизнь собирал большую коллекцию агатов. Дворяне, те с детства приучались к драгоценностям, особенно фамильных, передаваемых в шкатулках по наследству. Кольца, перстни, серьги, ожерелья, цепочки – их стоимость сразу определялась на глаз, а обилие кристаллов и качество огранки подчёркивали статус и состояние любого человека!
Свидетельство о публикации №225080300710