Байкальское приключение
Но прежде чем отправиться в путь, надо было разобраться, что же стоит взять с собой, чтобы путешествие было максимально комфортным.
Первое и самое главное – теплый свитер. Погода на Байкале – дама капризная, и даже летом может преподнести сюрпризы. Не лишним будет захватить и пару теплых носков, чтобы ноги оставались в сухости и тепле. Также очень пригодится легкий дождевик – он защитит от внезапного ливня, а теплая вязаная шапочка спасет от пронизывающего ветра, особенно если вы планируете проводить время у воды или на смотровых площадках.
А вот если вы – поклонник настоящих "диких" приключений, мечтаете о походах с рюкзаком по неизведанным тропам, сплавах по бурным горным рекам или уединении в таежной избушке, то, боюсь, придется вас немного расстроить. Изначально моё путешествие обещало быть спокойной, размеренной экскурсией. Да, именно так все и планировалось. Но, как это часто бывает, реальность внесла свои коррективы, и то, как все пошло на самом деле, я, признаться, никак не мог предвидеть.
Я решил устроить себе настоящий "царский" отдых, купил билеты на экспресс из Калуги в Москву и устроился во втором классе. Москва, как всегда, встретила меня своей фирменной толкотней и какой-то муравьиной суетой. Метро меня просто проглотило и выплюнуло у Ярославского вокзала. До поезда оставалось еще два часа, и чтобы не терять времени зря, решил я перекусить и немного прогуляться по самому вокзалу. Но вот что я вам скажу: от цен в ресторанах просто веяло каким-то ужасом, а выбор кафе, где можно было бы нормально поесть – первое, второе и третье – оказался, мягко говоря, невелик.
Путешествие из столицы в Иркутск началось с радушного приема. Миловидная проводница, чья улыбка напомнила мне о юности, стала первым лицом, встретившим меня в вагоне. Пока соседей не было, я наслаждался мерным стуком колес по стыкам рельсов, наблюдая за проплывающими за окном городами – Александровом и Ярославлем.
В Нижнем Новгороде мой путь пересекся с мужчиной лет сорока-сорока пяти. Через несколько часов, на одной из небольших станций, к нам присоединилась молодая пара. Мужчина, оказавшийся моим новым соседом, был не только словоохотлив, но и обладал удивительным талантом располагать к себе собеседника. К вечеру мы уже обменялись контактами.
Мой новый знакомый, Иван, направлялся на свадьбу к брату в Красноярск. Вся наша беседа, казалось, вращалась вокруг его брата и его молодой жены. Пара же держала путь до Иркутска. Когда Иван сошел с поезда, отдаваясь объятиям встречающих его близких, я не остался в одиночестве. Сергей и Наталья ехали к родным, чтобы навестить их и, заодно, полюбоваться красотами Байкала и Ангары. Сергей, автомеханик по профессии, придерживался мнения, что мужчина должен полностью обеспечивать семью, а женщина – заниматься детьми и поддерживать порядок в доме. Именно Наталья настояла на этой поездке к родственникам, ведь до этого они в основном занимались тем, что зарабатывали на жизнь. Так, в непринужденных разговорах, пролетали часы, а за окном мелькали леса, поля и маленькие полустанки. Неторопливо, но уверенно, мы добрались до Иркутска.
Перед поездкой я изучил информацию в сети, чтобы понять, где лучше всего получить нужные сведения по прибытии. Я узнал, что справочная служба находится рядом с вокзалом. Там меня уже ждала молодая женщина с табличкой "Калуга". Её звали Стеша.
"К нам ещё должны присоединиться гости из Хабаровска и Улан-Удэ" – сообщила она. – "Поэтому нам нужно подождать около часа"
Время пролетело незаметно, и вот мы уже едем на комфортабельном микроавтобусе, осматривая город.
Я не буду подробно описывать живописную набережную, примыкающую к Ангаре, или музей декабристов, который произвёл на нас сильное впечатление своей историей о преданности жён. Как сказал поэт Константин Фролов:
Как Благовеста чистый звон
Всего одиннадцать имен
Но, в целом свете
Право не с чем их сравнить.
Эти женщины, оставившие ради своих мужей светскую жизнь и последовавшие за ними в ссылку и на каторгу, заслуживают глубочайшего уважения. Вечером, уставших нас доставили в гостиницу "Ангара".
Начав день с приятного завтрака в уютном кафе, мы сели в автобус и отправились к величественному Байкалу. Наш маршрут пролегал через живописные места, и мы не могли пропустить уникальный музей деревянного зодчества "Тальцы".
Это место – настоящая сокровищница сибирской культуры. Здесь собраны подлинные деревянные постройки со всей Сибири, которые не просто демонстрируют архитектурное мастерство, но и воссоздают атмосферу жизни и быта наших предков. Подобно "Этномиру", "Тальцы" предлагают посетителям погрузиться в историю, попробовать местные угощения и приобрести аутентичные сувениры.
Следующим пунктом нашего путешествия стала Листвянка. Дорога к поселку шла вдоль могучей Ангары, но местные достопримечательности, к сожалению, создавали немалые пробки, добавляя немного суеты в наше путешествие. Прибыв в Листвянку, мы быстро заселились в отель и отправились в Нерпинарий.
Представление с участием двух очаровательных нерп было скорее детским развлечением. Малыши были в полном восторге, особенно когда одна из нерп, ловко выпрыгивая за рыбой, обдавала зрителей освежающими брызгами.
После нерпинария нас ждал знаменитый Листвянский рынок. Воздух здесь был наполнен ароматами копченого и соленого омуля и голомянки – настоящая гастрономическая феерия. Для ценителей местных деликатесов это было место, где можно было найти множество диковинных продуктов и потратить свои сбережения. Запаслись мы омулем и голомянкой, чтобы на следующий день отправиться на остров Ольхон.
Проснувшись рано, я взбодрился под прохладным душем и поспешил занять своё место в туристическом автобусе. Нас ждало путешествие по живописным уголкам Прибайкалья. Словами не передать всю мощь и красоту байкальских скал, их нужно видеть своими глазами! Чтобы попасть на Ольхон, нам предстояла паромная переправа. Желающих посетить это священное место оказалось немало, поэтому в очереди мы провели целых два часа. Зато во время самой переправы фотоаппараты не умолкали – виды были просто потрясающие! Ещё полчаса по степям Ольхона, и мы прибыли в посёлок Хужир. Роскошных отелей здесь не было, поэтому мы разместились на скромной базе отдыха. Главной целью нашего путешествия была скала Шаманка. Находясь там, испытываешь особенные чувства, ни с чем несравнимые. Местные шаманы говорят, что именно здесь обитает дух Байкала. Я бы не советовал посещать это место в одиночку. На Ольхоне мы провели три незабываемых дня, объездили все значимые места, включая остров Огой, где находится буддийская ступа просветления.
Предпоследний вечер, накануне отъезда из Хужира, оставил неизгладимый след в моей памяти. Расположенный у величественной скалы Шаманка, поселок окутал меня атмосферой спокойствия и какой-то необъяснимой защищенности. Это странное чувство, помноженное на свободное время, сыграло со мной, признаюсь, недобрую шутку.
Решив провести закат у подножия Шаманки, я вдохнул полной грудью кристально чистый воздух. Горизонт, за зеркальной гладью Байкала, был украшен видневшимся вдалеке хребтом Хамар-Дабан. Спустившись по узкой тропинке, я оказался на площадке у самой скалы и стал ждать. Чего именно – сам не знал, но что-то притягивало меня к этому месту.
И вот, когда часы пробили полночь, воздух вокруг словно ожил, задрожав от далекого, но отчетливого звука шаманского бубна. Я замер, прислушиваясь, и вскоре к нему присоединилась нарастающая мелодия варгана. Пытаясь определить источник этих звуков, я был поражен: они исходили из самого Байкала. Мне доводилось слышать, что скала может играть с теми, кто приходит без должного почтения.
Признаюсь, стало по-настоящему страшно. Музыка бубна и песня варгана звучали теперь так ясно, что сомнений не оставалось: кто-то пытался общаться со мной через эти древние инструменты. Осознав свою излишнюю самоуверенность, я поспешил вернуться в поселок, где заснул тревожным сном.
. Утро началось с долгожданной встречи. Местный шаман, погрузив нас в мир древних верований, провел обряд очищения. После завершения церемонии, наш проводник объявил о свободном времени. Однако что-то не давало мне покинуть юрту. Внезапно, я услышал зов: "Чего топчешься - входи"
Оставшись наедине с шаманом, я услышал его слова: "Неправильно ты поступил".
"Я уже понял", - признался я.
"Будем надеяться на милость духов, но одно могу сказать точно. В твоем роду были шаманы или знахари"
Я рассказал ему о двух братьях Лаптевых, один из которых в 18 веке отправился в Забайкалье, а другой остался на Урале. Учитывая, что моя прабабушка по отцу владела искусством травничества, я предположил, что их что-то связывало.
"А давай проверим", - предложил шаман, протягивая мне один из висевших на стене варганов. "Попробуй сыграть".
Дальнейшее было словно во сне. Мои руки сами взяли инструмент, поднесли к губам, и полилась та самая мелодия, которую я слышал у скалы Шаманка. Лицо шамана смягчилось, наполнившись спокойствием. Музыка лилась водопадом, следуя за образами, возникающими в моей голове. Постепенно удаляясь, она исчезла, оставив во мне лишь желание жить, творить и любить. Шаман поднялся, достал маленький парчовый мешочек, положил в него варган и сказал: "Теперь он твой".
"Он стоит денег", - попытался отказаться я.
"Он стоит тебя. Он выбрал тебя. И вы вместе сможете всё. Просто следуй за образами".
Из юрты я вышел к вечеру. Нас ждала уха из омуля и встреча заката. Неведомая сила побудила меня достать варган. Едва солнце коснулось горизонта, зазвучала музыка. Она лилась сама собой, воплощая в себе все: отблеск заходящего солнца на вершинах сопок, шум волн Байкала, крики птиц и тихую грусть от приближающегося прощания с вечно загадочным, величественным батюшкой Байкалом.
Свидетельство о публикации №225080300728