Дагестан. Эпиграфика. Селение Шиназ

Шиназская стела представляет собой прямоугольную каменную плиту из серого известняка с закругленным верхом. Общая длина обоих фрагментов стелы составляет 171 см, ширина – 80 см, толщина – 13 см. В верхней части стелы высечены три симметричные растительные композиции, под которыми нанесен фриз растительного орнамента, составленного из мотива «вьюнок». Всю остальную лицевую сторону стелы покрывают арабские надписи. Они состоят из двух частей. Основной текст из 20 строк нанесен внутри рельефной прямоугольной рамки, вытянутой в длину плиты. Строки разделены горизонтальными полосами. Кроме того, по краям стелы нанесены вертикальные эпиграфические ленты, о которых прежде ничего не сообщалось. Текст эпиграфических лент не был прочитан. Надписи и орнамент высечены в низком рельефе. Почерк – превосходный каллиграфический насх. Основной текст стелы, в свою очередь, состоит из трех частей. Первые четыре строки занимает эпитафия, которая, как и весь текст стелы, датирована 1213 г. хиджры, что соответствует 1798–99 г. Затем в 5–11 строках в хронологической последовательности приводится перечень временных периодов (пророческих этапов), которые, согласно Корану, составляют эпоху от Адама до пророка Мухаммада. Эта периодизация с указанием временных рамок каждого этапа приводится со ссылкой на Абдаллаха б. Аббаса. Всю оставшуюся часть основного текста (12–20 строки) занимает исторический хронограф, который содержит даты важных событий, имевших место в Южном Дагестане и Ширване в XV – начале XVIII в. Хронологическая последовательность дат исторических событий не всегда соблюдается.
Перевод:
«1) Переселился  покойный, прощенный [Аллахом] из бренного мира в
2) вечный мир Исма‘ил-афанди, сын паломника Двух Святынь
3) хаджжи Ибрахима, сына Мухаммада, сына Чинайа  в дату пророка: 1213 г.
4) Он прожил 48 лет, – да простит их всех Аллах.
5) Разъяснение дат  (таварих) – самое достоверное, самое правдивое, наиболее вероятное – это то,
6) которое показал (баййанаху) и сообщил (раваху) Абдаллах б. Аббас, – да будет доволен ими обоими Аллах.
7) Он сказал, что от Адама до [пророка] Нуха – 2256 лет, от потопа до
8) [пророка] Ибрахима – 1099 лет, от Ибрахима до [пророка] Мусы – 545
лет. От Мусы
9) до [пророка] Сулаймана – 535 лет, от Сулаймана до Искандара Зу-л-Карнайна
10) – 770 лет, от Искандара до [пророка] Исы – 369 лет и от Исы до
11) [пророка] Мухаммада, – мир ему, – 550 лет. А всего – 6125 лет. Дата
завоевания города
12) Шемахи (балдат Шамахи) шахом ‘Аббасом – 116 год. Дата разрушения
13) города Шемахи Искандаром – 837 год. Дата
14) разрушения селения Курах (карйат Курах) и [области] Кюре (Кура)
Шайх-шахом
15) – 917 год. Дата завоевания города Шемахи Шахрух) мирзой ал-Кайтаги – 942 год. Дата сожжения [селения] Ахты (Ахти)
17) Бархудар-султаном отступником (ар-рафиди29) – 1030 год. Дата
18) разорения Мускура Гаиб Султан-Мурадом
19) ад-Дагистани32 – 1121 год. Дата сожжения селения
20) Ахты (карйат Ахти) жителями Кумуха (Кумук) и Рутула – 943 год».

Источник: История, археология и этнография Кавказа Т. 17. № 4. 2021


Рецензии