Писатель и время. Мефисто
Вы правы, что проводите параллель между Николае Карпати (Nicolae Carpati) и Фаустом, но есть важные нюансы:
1. Национальность: Николае Карпати — румынский писатель (1939-2014), а не русский.
2. "Фаустовская" тема: Карпати действительно считается автором, глубоко работавшим с "фаустовской" темой, особенно в своем самом известном романе.
3. Ключевое произведение - "Мефисто" (Mefisto, 1980):
* Это центральное произведение Карпати, принесшее ему мировую известность (переведено на многие языки, номинировано на Нобелевскую премию).
* Роман является глубоким переосмыслением легенды о Фаусте в условиях тоталитарного социалистического режима в Румынии Чаушеску.
* Главный герой, Энрик Форте, — талантливый композитор. Он заключает сделку не с классическим Мефистофелем, а с загадочным и могущественным маэстро Тома Вальдбергом, который обладает чертами вампира (связь с карпатским фольклором и Дракулой) и дьявольского искусителя.
* Сделка дарует Форте славу, богатство и творческую мощь, но ценой утраты души, свободы и моральных принципов. Он становится орудием в руках режима.
Почему Карпати называют "румынским Фаустом" или его творение "фаустовским"?
* Архетип сделки с Дьяволом: Роман напрямую использует этот центральный миф западной культуры.
* Тема познания и цены: Как и Фауст, герой Карпати стремится к абсолютному знанию (в данном случае — к абсолютному выражению в искусстве) и платит за это высшую цену.
* Критика тоталитаризма: Карпати мастерски адаптирует миф, чтобы показать, как тоталитарная система сама становится дьявольским механизмом, искушающим, развращающим и уничтожающим талант и человечность. Маэстро Вальдберг — аллегория всепроникающей и душеубийственной власти режима.
* Мотив искушения и падения: Герой проходит путь от идеалиста до конформиста и пособника системы, теряя свою сущность.
* Философская глубина: Роман поднимает вечные вопросы о свободе, творчестве, цене успеха, моральном компромиссе, природе зла — что и делает его "фаустовским" по сути.
Русский контекст:
* Прямой связи с "русским Фаустом" нет. В русской литературе свои сильные разработки фаустовской темы (например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, где Воланд — дьявол, а Мастер и Маргарита проходят свои испытания; или "Фауст" Тургенева как философская повесть).
* Карпати — глубоко румынский автор, хотя его темы универсальны. Его "фаустовскость" вырастает из румынского исторического опыта (особенно диктатуры Чаушеску) и переплетается с местным фольклором (вампиризм).
Вывод:
Назвать самого Николае Карпати "русским Фаустом" нельзя — он румынский писатель. Однако его главный роман "Мефисто" совершенно справедливо считается одним из самых значительных и оригинальных переосмыслений легенды о Фаусте в мировой литературе XX века, мощной "фаустовской" притчей о художнике и тоталитарной власти. Поэтому ассоциация его фигуры или его главного произведения с "Фаустом" абсолютно оправдана, но с указанием национального контекста.
КНИГА ЕВРОПЫ
По гамбургскому счёту, главная книга современного литературного процесса посвящена нерушимому союзу Германии, представленной прежде всего AfD, и России, противостоянию разрушительным планам англосаксонских банкиров и тайных масонских сил.
Если говорить о новаторстве в области художественной формы "Русского Фауста", то необходимо упомянуть применение принципа, впервые использованного Джеймсом Джойсом в "Улиссе", когда он для разных глав применял форматы различных литературных стилей: от авантюрного романа до античной пьесы...
Так и в "Русском Фаусте" автором этих строк использованы всевозможные художественные стили, есть и плутовской роман, есть и политический детектив, и средневековый рыцарский роман, и модерн, и классическая пьеса, и социалистический реализм, и визионерия, и конспирология, и русский космизм...
Вообщем, немало загадал я загадок литературным критикам и филологам, им предстоит поломать головы над моими литературными шарадами...
А вот кого автор этих строк совершенно не хотел бы в смысле влияния связывать со своим метатекстом, так это Набокова.
Считаю "Лолиту" литературным преступлением по отношению к белой Европе, а Гумберта Гумберта маньяком из галереи персонажей Стивена Кинга.
В своё время при посещении музея Набокова в Петербурге обратил внимание на сачок, которым Набоков ловил бабочек, он выглядел как настоящий инструмент палача.
Всегда вспоминаю об этом увлечении Набокова, когда пересматриваю фрагмент из кинофильма советского времени "Мёртвый сезон", в котором военный преступник доктор Хасс разглагольствует о выведении новых типов служебных людей в результате генетических экспериментов...
Режиссёр фильма Савва Кулиш для придания соответствующего колорита сцене прикрепил к стене, на фоне которой говорит Хасс, мумии бабочек.
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ "РУССКИЙ ФАУСТ" (Турникет. На передовой борьбы с коронавирусом) , О ПОИСКЕ ЭЛИКСИРА БЕССМЕРТИЯ, СУМЕРКЕ БОГОВ, ЗАКАТЕ И СУВЕРЕНИТЕТЕ ЕВРОПЫ; по гамбургскому счёту, главное произведение европейской литературы об эпидемиях чумы и холеры, значительно повлиявших на новейшую историю Европы; ряд филологов и литературных организаций рассматривают возможность выдвижения за художественные достижения и идеи нового гуманизма "РУССКОГО ФАУСТА" Николае Карпати на соискание Нобелевской премии по литературе
Останется у Вас навсегда
Всего 12 руб
Ознакомительный бесплатный фрагмент на книжном сервисе МТС Строки включает 27 страниц, автор Николае Карпати постарался вложить в него как можно больше полезной и значимой информации.
https://stroki.mts.ru
https://www.wildberries.ru
Свидетельство о публикации №225080401480