Дагестан. Эпиграфика. Селение Судбук

В с. Сутбук зафиксированы 9 резных камней. Из них два являются архитектурными
деталями с арабскими надписями XIX в. (еще не переведены), вставленными в кладку
северной стены мечети, а 7 – разновременные и различной декоративной отделки надмогильные памятники. На одной из архитектурных деталей (31 х14 см) арабская надпись в 2 строки выполнена графически, а на другой (32 х 14 см) – рельефно. Часть рельефной надписи в левом верхнем конце выветрилась. Надмогильные памятники обследованы на сельском кладбище, расположенном к западу от селения. Три из них относятся к XV в., а два, судя по палеографии надписей и особенностям орнаментальной отделки, можно отнести к XVIII в., два памятника высокохудожественной отделки датируются XX в. Самый ранний из надмогильных памятников, относящийся к XV в., находится на восточном конце кладбища. Он имеет трапециевидную форму (размеры его: высота декорированной части 108 см, ширина вверху 58 см, внизу 53 см, толщина 8 см). С передней стороны украшен растительным орнаментом. По краям памятника расположена неширокая полоска с закругленным верхом, заполненная орнаментом в виде вьюнка – вьющегося стебля от центра закругленного верха книзу, с отходящими по его обе стороны (влево и вправо) трилистниками. В верхней части центрального поля памятника находится круглый медальон с рельефным растительным орнаментом внутри в виде плетенки. Ниже медальона помещен растительный орнамент отвесной композиции и двухсторонней (левой и правой) симметрии. В самом нижнем конце центрального поля орнамент отслоился. В верхних боковых углах надгробия находится орнамент в виде трилистников, от нижних концов которых отходят в стороны полутрилистники.
На ленту медальона в верхней части центрального поля памятника нанесена графическая (врезная) арабская надпись с именем погребенного. Надпись выветрилась, поэтому она слабо различима. Орнаментальный декор памятника достаточно выразительный и сравнительно хорошей сохранности.

Источник: ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 4. С. 120 – 147.


Рецензии