Иоанн Неронов
дером старообрядства,духовником Аввакума
Петрова.Иоанн оставил стан раскольников
и покаялся,вернулся в лоно русской право-
славной церкви.Протопоп Казанского собора
на Красной площади в Москве.Архимандрит.
В крещении его назвали Гавриилом,но
дома звали его Иваном,а в монашестве он
получил имя Григорий.О нем можно прочита-
ть в произведениях:Иоанн Неронов.Также
есть труды:Житие Григория Неронова.
Иван Неронов родился в 1591 году в
деревне при Ломской пустыни на реке Сар-
ке,ныне селе Спас-Лом,около Вологды.
Родная деревня Ивана возникла при Лом-
ской пустыни в честь Перенесения из Эдес-
сы Нерукотворного образа Господа Иисуса
Христа,пустынь основана преподобным Игна-
тием Ломским.
В Смутное время дом Нероновых был ра-
зграблен и сожжен,Иван ушёл в Вологду,где
был избит людьми архиерея,когда он высту-
пил против их участия в святочных гуляни-
ях как бесовских игрищах.
Иван нашёл позже приют у Тита,где его
не только приютили,но и обучили грамоте
по Псалтири,Часослову и букварю.
Позже он поселился в селе Соболево
(ныне Никольское)около Юрьевца у местного
священника,женился на его дочери Евдокии.
Иван обличал священников и тестя в пьян-
стве и бесчинствах,те пожаловались на
него патриарху Филарету, тогда он перешёл
в Троице-Сергиеву Лавру в качестве келей-
ника архимандрита преподобного Дионисия
Зобниновского,преподобный ходатайствовал
перед патриархом о прощении Ивана и по-
ставлении его в диаконский чин.
Патриарх простил Ивана,после чего его
рукоположили в диаконы.Диакон Иван вер-
нулся к тестю с письмом патриарха,который
оказал поддержку Ивану.Иван с этим пись-
мои патриарха имел право не допускать на
богослужения пьяных священников и причет-
ников,после чего часто уже один служил
на богослужении и один пел,остальные же
пьянствовали.
С начала 20-х годов Иван жил в селе
Лыскове,ныне городе Нижегородской облас-
ти,у священника Анании.Дом Анании был
один из центров,где собирались неравно-
душные люди и начиналось движение ревни-
телей благочестия.
Сын Анании Иларион позже станет
Суздальским митрополитом,шурин Илариона
Павел - епископом Коломенским.
Около Лысково находился Макариев
Желтоводский Троицкий монастырь,в восста-
новлении которого принимала активное уча-
стие царская семья.Патриарх Филарет был
освобожден из польского плена по молитвам
преподобного Макария Желтоводского,и вся
царская семья особо почитала этого свя-
того.
В первой половине 1620-х годов послу-
шником Макариева Желтоводского монастыря
был будущий патриарх Никон(Минин или Ми-
нов).Никон нередко приходил к священнику
Анании на духовные беседы.Приходил к нему
и Аввакум Петров,будущий идеолог старооб-
рядства.Бывал здесь и Иларион,будущий
митрополит Рязанский и Муромский,и прото-
поп Благовещенского собора царский духов-
ник Стефан Вонифатьев.
В те года после Смутного времени сфо-
рмировалось движение ревнителей благочес-
тия,которые ставили своей задачей исправ-
ление жизни и нравственности народа - при
условии более глубокого воцерковлении на-
рода.
Ревнители благочестия выступали за
единогласие в богослужении:против одно-
временного пения,чтения за богослужением
несколько частей службы.Ревнители благо-
честия ратовали за публичную проповедь
и осуждали порочное поведение духовенст-
ва,особенно пьянства,и грубое поведение
народа,пьянство,матерную брань,суеверия,
языческие увеселения.
В конце 1620-х годов Иван служил в
церкви Воскресения Христова в Нижнем Нов-
городе,читал проповеди,объяснял Писание
за трапезой,где у него каждый день соби-
ралось до ста человек.Ходил на торжище и
по стогнам(широким улицам и площадям)и
проповедовал Слово Божие.
Боролся со скоморохами,что не понра-
вилось нижегородскому воеводе Шереметеву
и тот велел бить Ивана жезлием по обна-
женным ногам и посадить в земляную тюрь-
му под кремлевской стеной.Это был тот
самый Шереметев,который бросал протопопа
Аввакума в реку,в которой тот чуть не
утонул.
Но и в тюрьме Иван проповедовал Слово
Божие.
В 1630-х годах в Нижнем Новгороде
также образовался кружок ревнителей бла-
гочестия.Вспомним,что такой же кружок
ревнителей благочестия образовался и в
царском дворце,куда входили царь Алексей
Михайлович, протопоп Аввакум, патриарх
Никон, другие.
В 1636 году Иван и ещё 9 священников
подадут челобитную патриарху Иосафу с об-
личением пороков народа и с требованием
принять меры к исправлению нравов,подня-
тию дисциплины среди священников и прихо-
жан.
В том же году их челобитная легла в
основу патриаршей "Памяти" тиуну Манойло-
ву,которая была разослана всем епархиаль-
ным архиереям.Важной победой ревнителей
благочестия стало утверждения единогласия
на Соборе 1651 года.
Об Иване как лидере кружка ревнителей
благочестия стало известно в Москве,его
приглашали на трапезу в патриаршие палаты
Иван молил царя и патриарха о прекра-
щении войн,которые вел царь Михаил и
затем царь Алексей Михайлович. Иван пред-
рекал им поражение в войнах,за что был
сослан в Николо-Корельский монастырь на
север на 2 года.
В 1647-49 годах Иван строил каменную
церковь Воскресения Христова в Нижнем Но-
вгороде,ездил в Москву и общался с цар-
ским духовником Стефаном Вонифатьевым,с
придворным Ф.Ртищевым,которые ходатайст-
вовали за Ивана.Ивана поставили протопо-
пом в Казанский собор на Красной площади
в Москве,где он начал произносить пропо-
веди,первые в Москве,на которые приходил
царь Алексей Михайлович со своим двором.
Иван не только произносил проповеди,но и
вывешивал их на стенах церкви,чтобы люди
могли прочитать их.
Иван помогал нищим,у него дома прожи-
вало до 200 нищих.
Иван ходатайствовал о назначении Ав-
вакуума протопопом в Юрьевец.
Летом 1652 года митрополит Никон взо-
шёл на патриарший престол.
продолжение 1
Свидетельство о публикации №225080401614