Иоанн Неронов

      Познакомимся с Иоанном Нероновым,ли-
  дером старообрядства,духовником Аввакума
  Петрова.Иоанн оставил стан раскольников
  и покаялся,вернулся в лоно русской право-
  славной церкви.Протопоп Казанского собора
  на Красной площади в Москве.Архимандрит.
     В крещении его назвали Гавриилом,но
  дома звали его Иваном,а в монашестве он
  получил имя Григорий.О нем можно прочита-
  ть в произведениях:Иоанн Неронов.Также
  есть труды:Житие Григория Неронова.
      Иван Неронов родился в 1591 году в
  деревне при Ломской пустыни на реке Сар-
  ке,ныне селе Спас-Лом,около Вологды.
     Родная деревня Ивана возникла при Лом-
  ской пустыни в честь Перенесения из Эдес-
  сы Нерукотворного образа Господа Иисуса
  Христа,пустынь основана преподобным Игна-
  тием Ломским.
      В Смутное время дом Нероновых был ра-
  зграблен и сожжен,Иван ушёл в Вологду,где
  был избит людьми архиерея,когда он высту-
  пил против их участия в святочных гуляни-
  ях как бесовских игрищах.
      Иван нашёл позже приют у Тита,где его
  не только приютили,но и обучили грамоте
  по Псалтири,Часослову и букварю.
      Позже он поселился в селе Соболево
  (ныне Никольское)около Юрьевца у местного
  священника,женился на его дочери Евдокии.
  Иван обличал священников и тестя в пьян-
  стве и бесчинствах,те пожаловались на
  него патриарху Филарету, тогда он перешёл
  в Троице-Сергиеву Лавру в качестве келей-
  ника архимандрита преподобного Дионисия
  Зобниновского,преподобный ходатайствовал
  перед патриархом о прощении Ивана и по-
  ставлении его в диаконский чин.
      Патриарх простил Ивана,после чего его
  рукоположили в диаконы.Диакон Иван вер-
  нулся к тестю с письмом патриарха,который
  оказал поддержку Ивану.Иван с этим пись-
  мои патриарха имел право не допускать на
  богослужения пьяных священников и причет-
  ников,после чего часто уже один служил
  на богослужении и один пел,остальные же
  пьянствовали.
      С начала 20-х годов Иван жил в селе
  Лыскове,ныне городе Нижегородской облас-
  ти,у священника Анании.Дом Анании был
  один из центров,где собирались неравно-
  душные люди и начиналось движение ревни-
  телей благочестия.
      Сын Анании Иларион позже станет
  Суздальским митрополитом,шурин Илариона
  Павел - епископом Коломенским.
      Около Лысково находился Макариев
  Желтоводский Троицкий монастырь,в восста-
  новлении которого принимала активное уча-
  стие царская семья.Патриарх Филарет был
  освобожден из польского плена по молитвам
  преподобного Макария Желтоводского,и вся
  царская семья особо почитала этого свя-
  того.
      В первой половине 1620-х годов послу-
  шником Макариева Желтоводского монастыря
  был будущий патриарх Никон(Минин или Ми-
  нов).Никон нередко приходил к священнику
  Анании на духовные беседы.Приходил к нему
  и Аввакум Петров,будущий идеолог старооб-
  рядства.Бывал здесь и Иларион,будущий
  митрополит Рязанский и Муромский,и прото-
  поп Благовещенского собора царский духов-
  ник Стефан Вонифатьев.
      В те года после Смутного времени сфо-
  рмировалось движение ревнителей благочес-
  тия,которые ставили своей задачей исправ-
  ление жизни и нравственности народа - при
  условии более глубокого воцерковлении на-
  рода.
      Ревнители благочестия выступали за
  единогласие в богослужении:против одно-
  временного пения,чтения за богослужением
  несколько частей службы.Ревнители благо-
  честия ратовали за публичную проповедь
  и осуждали порочное поведение духовенст-
  ва,особенно пьянства,и грубое поведение
  народа,пьянство,матерную брань,суеверия,
  языческие увеселения.
      В конце 1620-х годов Иван служил в
  церкви Воскресения Христова в Нижнем Нов-
  городе,читал проповеди,объяснял Писание
  за трапезой,где у него каждый день соби-
  ралось до ста человек.Ходил на торжище и
  по стогнам(широким улицам и площадям)и
  проповедовал Слово Божие.
      Боролся со скоморохами,что не понра-
  вилось нижегородскому воеводе Шереметеву
  и тот велел бить Ивана жезлием по обна-
  женным ногам и посадить в земляную тюрь-
  му под кремлевской стеной.Это был тот
  самый Шереметев,который бросал протопопа
  Аввакума в реку,в которой тот чуть не
  утонул.
      Но и в тюрьме Иван проповедовал Слово
  Божие.
      В 1630-х годах в Нижнем Новгороде
  также образовался кружок ревнителей бла-
  гочестия.Вспомним,что такой же кружок
  ревнителей благочестия образовался и в
  царском дворце,куда входили царь Алексей
  Михайлович, протопоп Аввакум, патриарх
  Никон, другие.
      В 1636 году Иван и ещё 9 священников
  подадут челобитную патриарху Иосафу с об-
  личением пороков народа и с требованием
  принять меры к исправлению нравов,подня-
  тию дисциплины среди священников и прихо-
  жан.
      В том же году их челобитная легла в
  основу патриаршей "Памяти" тиуну Манойло-
  ву,которая была разослана всем епархиаль-
  ным архиереям.Важной победой ревнителей
  благочестия стало утверждения единогласия
  на Соборе 1651 года.
     Об Иване как лидере кружка ревнителей
  благочестия стало известно в Москве,его
  приглашали на трапезу в патриаршие палаты
     Иван молил царя и патриарха о прекра-
  щении войн,которые вел царь Михаил и
  затем царь Алексей Михайлович. Иван пред-
  рекал им поражение в войнах,за что был
  сослан в Николо-Корельский монастырь на
  север на 2 года.
      В 1647-49 годах Иван строил каменную
  церковь Воскресения Христова в Нижнем Но-
  вгороде,ездил в Москву и общался с цар-
  ским духовником Стефаном Вонифатьевым,с
  придворным Ф.Ртищевым,которые ходатайст-
  вовали за Ивана.Ивана поставили протопо-
  пом в Казанский собор на Красной площади
  в Москве,где он начал произносить пропо-
  веди,первые в Москве,на которые приходил
  царь Алексей Михайлович со своим двором.
  Иван не только произносил проповеди,но и
  вывешивал их на стенах церкви,чтобы люди
  могли прочитать их.
      Иван помогал нищим,у него дома прожи-
  вало до 200 нищих.
      Иван ходатайствовал о назначении Ав-
  вакуума протопопом в Юрьевец.
      Летом 1652 года митрополит Никон взо-
  шёл на патриарший престол.
      продолжение 1

 
      


Рецензии