Этимология хоронима Сибирь
Существует множество этимологических версий хоронима Сибирь:
- от монгольского Sibir, означающего «заросль, сырая местность», давшего тюркские названия;
- от тюркского слова «сибэр» или «чибэр», которое означает «красивый, прекрасный» (это, вообще, о чём, какое значение оно имеет к топонимике?);
- от слияния тюркских «су» («вода») и «бир» («единый», «народ»), т. е. «Су-бир» со значением «народ у реки», или «объединённый водой народ», или «вода у народа»;
- от тех же тюркских «су» («вода») и «бир», но уже со значением «дикий лес», т. е. то ли вода в диком лесу, то ли дикий лес в воде;
- от названия этнической группы «сабыр» или «сипыр», которая проживала на берегах Иртыша в районе современного Тобольска (отчего должно быть отдано предпочтение одному из сотни, если не тысячи, народностей и племен, проживавших на рассматриваемой территории?);
- от самоназвания племён, населявших лесостепное Прииртышье («сабиры» либо «савиры» или «сипыры»);
- от названия племени сибирских татар себер, от более раннего сыбыр, означающего «местные жители» (где ыр «мужчины, нация, народ», сибэ «россыпь, бросать на землю»; буквально, «разбросанные [живущие] здесь люди»);
- от татарского Себер(;) «мести, метель (позёмка)»; в казахском языке есть слово Сыпыр — «мести, подметай», в якутском Сибиир тыал «метель» т. е. «Сибирь» дословно может означать «Метель»;
- от монгольского Шибир, означающего болотистую местность, поросшую берёзами, лесную чащу; предполагается, что так во времена Чингизхана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги;
- от названия протомонголов сяньби, которые якобы достаточно долгое время оставались в бассейне Обь-Иртыш и дали территории своё собственное имя - Hsien-pi/S;birs, Sabart-oi, S;b;r-/S;bir (Hsien-pi), S;bir/Hsien-pi, Hsien-pi = S;bir;
- от этнонима кочевых хазарских племён савир (сувар), перекочевавших с юга Западной Сибири на Северный Кавказ, а затем в Среднее Поволжье;
- от эвенкийского Сибир, Сивир «земля, мир»;
- от русского «север».
Как видим, вариантов тьма, а топонимического смысла ноль. Мы же не будем хватать первый попавшийся корень из понравившегося нам того или иного языка, а попытаемся порассуждать. Первоначально топоним Сибирь был упомянут в русских летописях: «Тое же зимы (1406 г.) царь Женибек уби Тактамыша в Сибирской земли близ Тюмени» [1, с. 70], «а воеводы великаго князя оттоле (от устья реки Пелыни) пошли вниз по Тавде реце мимо Тюмени в Сибирскую землю… А от Сибири по Иртишу реце вниз, воюючи, да на Обь реку Великую в Югорскую землю» [1, с. 94]. Второе свидетельство может указывать, что сибирская земля – это регион нижнего Тобола и среднего и нижнего Поиртышья до Оби, т. е. заболоченная территория южной оконечности Западно-Сибирской равнины.
Из контекста приведенных сведений, топоним для русских был известен, но ранее не встречался в восточных источниках, что ставит все монголо-тюркские этимологии под сомнение. В европейской картографии тех лет область за Уралом обозначается как Тартария.
Но Сибирь не имеет русской или славянской этимологии, значит, слово было привнесено из другой языковой среды. Ближайшими соседями, с которыми плотно контактировали русские люди в Предуралье в те годы, были финно-угорские народы. Значит, у них и нужно искать истоки происхождения названия земель, лежащих за Уралом на Западно-Сибирской равнине. В таком случае можно предложить конструкт из:
- протофинское *soo, финское suo «болото, топь, трясина» [2];
- протофинское *per;, финское per;, коми-перм. б;р (b;r), удмурт. бер (ber) «задняя часть; отдаленный район; земля» [3; 4].
Таким образом, значение топонима Сибирь может быть сформулировано как «болотистая отдаленная земля, окраина <позади Урала>». Исторически такой подход обусловлен тем, что, согласно приведенным данным Архангельской летописи, русские переходили за Урал в районе истоков Вишеры – Печоры, выйдя на владения вогулов, где происходили первые столкновения этого похода. Как видим, события разворачивались на землях финно-угорских народов – сначала шли через владения коми-пермяков, при этом, в походе активно, наряду с устюжанами, принимали участие вычегжане, вымичи, сысоличи, пермяки, затем миновали вогулов и добрались до Сибирской земли [1, с. 94].
Литература
1. Устюжский Летописный Свод: (Архангелогородский Летописец) / Подготовка к печати и ред. К.Н. Сербиной; Акад. наук СССР. Ин-т истории. Ленингр. отд-ние. - Москва; Ленинград: Изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950. - 128 с.
2. Kielitoimiston sanakirja Helsinki: Kotimaisten kielten tutkimuskeskus, 2004. URL: https://www.kielitoimistonsanakirja.fi/#/suo
3. Kielitoimiston sanakirja Helsinki: Kotimaisten kielten tutkimuskeskus, 2004. URL: https://www.kielitoimistonsanakirja.fi/#/per
4. Uralic etymological database of the Hungarian Research Centre for Linguistics. URL:
Свидетельство о публикации №225080400661