Мутабельный крест

Каждая духовная традиция выделяет Иерархию ценностей окружающего мира.
Самое важное делит все феномены на 2. В Китает подобная иерархия смыслов представлена в символе Инь Янь. В Православии Бог отец и Бог сын, мирское и духовное.
Деление на 3 это троица.
Деление на 4, это 4 стороны света, 4 времени года, 4 Стихии, 4 евангелиста и т.д. Это же деление мы видим в символе Инь-Ян.
В западной астрологической традиции нет акцента на иерархию деления на два, но есть три креста качеств и четыре стихии.

Стихии можно представить основополагающие качества - потенциал "жар, сухость, холод и влажность".
Кресты – это тип качества  реализации потенциала. Качество энергии, энергетический тип, тип действий "Активно-импульсивно, Пассивно-стабильно, Сбалансированно-гибко.
"Активный жар", "Стабильный жар", "Сбалансированный жар"
И Стихии и Кресты говорят о качествах, но качествах различной природы.
По этому между ними есть параллели, есть общее, но и важное отличие.
И эти отличия подобны отличиям между фигурами речи определяющим "качество" предмета или действия, прилагательным и наречием.
Прилагательно описывает качества существительного, а наречие, качества глагола.
Между прилагательным и наречием есть общее, есть так же и отличия.

Отмечая общее между феноменами близкой природы, между Крестами и Стихиями мы тем не менее не можем поставить знак равенства  между Фиксированным крестом и элементом Земля. Хотя знак равенства будет присутствовать на символическом уровне. Описывая природу Фиксированного креста мы во многом будем опираться на качества первоэлемента Земля.
Мы не можем утверждать, что Кардинальный крест и элемент Огонь это одно и тоже, но при этом, мы будем проводить аналогию между ними. Равно как и между Мутабельным крестом и элементами Воздух и Вода есть общее, но Стихии и Кресты принадлежат к различным типам феноменов.
Для того, что бы углубить понимание, исследуя, мы можем обратиться к древним философским, духовным традициям.
В Аюрведе деление на три представляют «Гуны качеств» (или три гуны) — это три фундаментальных аспекта материальной природы, согласно индуистской философии Санкхья, которые описывают всё сущее: саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество). Они не являются «хорошими» или «плохими», а скорее представляют собой три нити, которые связывают и обуславливают жизнь, влияя на мышление и поступки человека.
Саттва — элемент интеллекта он соотносим с  МУТАБЕЛЬНЫМ КРЕСТОМ.
Раджас — элемент энергии - КАРДИНАЛЬНЫЙ
Тамас — элемент массы, ФИКСИРОВАННЫЙ  стабильной материи или препятствий.
САТТВА ЭТО БЛАГОСТЬ.
РАДЖАС ДЕМОНИЧЕСКИЙ - СТРАСТЬ
ФИКСИРОВАННЫЙ  - НЕВЕЖЕСТВО
Саттва — элемент интеллекта, раджас — элемент энергии, тамас — элемент массы, стабильной материи или препятствий.
Гуны Качеств рассматривают "три начала обуславливающие жизнь посредством мышления и поступков человека". То есть, так же как и кресты качеств в Западной Астрологии, они говорят о действиях, о трех видах энергии. И для прояснения природы Крестов Качеств, концепция Гун Качеств очень важна.

Отражение трех основополагающих качеств мы увидим в любом проявлении окружающего нас мира. В сутках, месецах, годах, возрастах - в любом из бесчисленных циклов. Они проявятся и в психотипе и в речи и в восприятии и в физическом теле и в иных бесконечных проявлениях. Мы сможем увидеть аналогию, даже в совершенно различных по своей природе феноменах.

Пожалуй, кресты качеств легче всего выделить наблюдая за циклами.
Кардинальное начало обладает необходимой энергией запустить процесс.
Фиксированное начало закрепляет его.
А Мутабельное начало переводит один тип энергии в другой. Оно создает "тяготение" от Фиксированного, стабильного начала к импульсу Кардинального креста.



Кардинальный крест  - это 4 точки Солнцестояния. Он символически связан со стихией Огонь. Солнце его главный ориентир.
Фиксированный крест - это 4 Аватара. Фиксированный крест символически связан со стихией Земли. Инерционные процессы, отклик материального мира представляет Фиксированный крест.
В зимнее солнцестояние начинается новый цикл солнечной активности, в период, когда света и тепла очень мало. Световой день увеличивается и постепенно нарастает жар,  в природе же продолжаются процессы охлаждения, порожденные периодом малого количества жара и света. И до того момента, когда материальный мир откликнится на процесс увеличения тепла пройдет достаточно много времени, почти 40 дней.
Так, не смотря на пик жара в летнем Солнцестоянии, подлинная жара проявляет себя позже, она становится ощутимой тогда, когда Солнце прогреет все материальные объекты и даже в отсутствии Солнца охлаждение будет незначительным.
Мутабельный крест - это две близкие по природе и смешанные Стихии Воздух и Вода, одну от другой отделить достаточно сложно. В природе в воздухе вода, а в воде воздух.
Мутабельный крест символизирует качество смешения, распределения и отделения, единство и борьбу противоположностей.
Мутабельный крест показывает внутренние процессы. Это  сокодвижение, круговорот воды в природе, это ветра и циклоны. Это внутреннее активное проживание планеты Земля под влиянием Солнечного цикла.
И Мутабельный крест кажется обделенным. Нет 4 солнечных позиций, нет фиксированных аватар.
Но в природе каждая Стихия, каждое начало  - равнозначно другим. У Мутабельного креста незаменимая роль.
Первое, общеизвестное качество это смешение, раздробление, распределение накопленного в фикситоваронном кресте.
Это подведение к ситуации Кардинального креста.
То есть, мутабельный крест это то, что находится между Солнцем и Землей. Это то, что находится между Духом, Сознанием и Материей.
Это разум, рассудочное мышление. Это речь человека.

В буддийской философии так же можно встретить деление иерархий мира на два, на три, на четыре. И деление на три - это важнейший философский аспект.
Считается, что для человеческого существа выделяются три важнейших сферы. Это тело человека, его ум и речь.  Понятия близкие к Гунам качеств, но смыслы  троицы Тело-Речь и Ум, имеют иные акценты. Мне кажется, что троица Тело-Речь и Ум прекрасно расшифровывает Качества Крестов.
Существуют три уровня, на которых мы действуем: тело, речь и ум. Самый важный из них – это ум, именно настрой ума определяет, будут ли действия тела и речи позитивными или негативными.
На первый взгляд кажется, что речь это только способность человека формировать смыслы. И на первый взгляд сложно сказать, чем же ум отличается от речи. Но глубина отличий безмерна.
Ум как способность воспринимать, осознавать, различать,реагировать и т.д.
А речь это не только способность говорить. «внутренний монолог»
Речь зависит и от физического тела и его способностей и от ума.
Речь может существовать независимо от тела и от ума. Допустим речь, облеченная в материю - то есть запись. Это то, что порождается человеком и может существовать бесконечно. Одно сказанное слово может исчезнуть без следа или приумножется до бесконечности, как приумножаются написанные стихи, романы, философские трактаты.
Речь осуществляет связь с остальными живыми существами, речь способна затронуть других людей и определить связь между ними, направлять взаимоотношения между людей.
Основой речи является звук.
А звук  это частота колебаний, определяющая его высоту, длительность, громкость и тембр. Звук обладает геометрической структурой.
Речь — это система коммуникации, использующая эти звуки для передачи информации. Звук в речи подобен  кирпичеку в стене. Речь это  структура.
Звук подобен импульсу - Кардинальному качеству Огня, в то время как речь это материализация звуков, упорядочивание, подчинение множеству структур и смыслов.
Материализация звука в речи подобна материализации материи, в ней действуют одни и те же законы, если приглядеться.
И речь и звук - это начало начал. Это больше чем персональные ум и тело человека. Речь выходит за границы личностного и персонального.
Мутабельный крест символизирует вечность.
Не Фиксированный, указывающий на материю, на рождение и умирание. Мутабельный крест указывает на вечность перемен. Нет ничего более постоянного чем временное - данная пословица описывает мутабельный крест.
Перемены вечны, в них происходит рождение и умирание. Перемены это поток жизни. Это - колесо Сансары.


Рецензии
Мне тоже интересна эта тема. Точнее то, насколько она может быть глубока для понимания главных принципов астрологии. Насколько доходчиво её нужно представить тому, кто только-только начинает изучение. Тут я как бы ставлю себя на место ученика и самому себе пытаюсь "донести истину".
http://proza.ru/2014/06/13/522
Есть один момент, который меня смущает, когда читаю других авторов. Это подход Аристотеля, который не годится для шарообразной Земли. Когда в северном полушарии начинается весна, то в южном - осень. Солнце же проходит 0 Овна.

Астрология Для Писателей   05.08.2025 14:55     Заявить о нарушении