Факельные марши в СССР
совершенно упускать из виду аналогичные, мешая нам воспринимать картину мира объективно.
Что, к примеру, вспомнит большинство из нас при словах - факельное шествие?
- Огненный марш нацистов 30 января 1933 года через Бранденбургские ворота в день назначения Адольфа Гитле ра рейхсканцлером.
Или книжные аутодафе - факельные шествия студентов Германии вечером 10 мая 1933 года в 34 университетских городах,
когда под звуки военных оркестров было сожжено более 25 тысяч томов «антинемецких» книг.
Подкрепим эту гипотезу отрывком из рассказа Михаила Веллера "Факельное шествие".
В 1967 году администрация Норильска решила организовать торжественный проход по центральным улицам города советских студентов, комсомольцев и стройотрядовцев,и что из этого получилось...
"Подъехали два грузовика, и нам стали раздавать факелы. Палки как перекладины шведской стенки, на конце жестянка с ветошью, пропитанной мазутом. «Не сметь зажигать без команды!!!».
Мы околели, пока дали ножку в темноте. «Зажигай!» — скомандовали самочинные голоса вдоль колонны. Зачиркали спичками и стали прикуривать факелы друг от друга. Злость высекала оживление.
Настроение подскочило. Борьба за огонь! С факелами в крепостные ворота! Факельцуг! Лица в пламени, мрак по сторонам!
Мы выровняли шеренги по четыре и даже ударили шаг, оттягивая носок и печатая всей подошвой. Рука с факелом — впереди плеча. Неким образом спины выпрямились в прусской выправке. Левые руки сами собой легли на пряжки ремней. И звонкий дурашливо-молодцеватый фальцет взлетел:
— Айн, цвай, линкс! Линкс! Линкс!
И невидимый хор вторил глухо:
— Линкс! Линкс!
Ноги били в асфальт, как пушечное буханье. Подбородок вверх, глаза вперед. Дымные тени факелов метались по стенам. Народ встал и смотрел молча.
И тут произошло неожиданное для нас самих.
Вдохновенный голос завибрировал и запел со злым восторгом:
— Зи-иг?..
И колонна рявкнула одной глоткой:
— Хайль!
— Зи-и-иг?!
— Хайль!!!
— Зи-и-иг???!!!
— ХАЙЛЬ!!!!!!
Город оцепенел. Мы маршировали, как на параде германской хроники. В единый дух, в единый шаг, в единый порыв".
- Автор, сам сын фронтовика, рожденный спустя всего лишь три года после Победы над фашистской Германией, выпускник ЛГУ, воплотил в своей фантазии не пионерские марши, не празднование Великого Октября, но факельцуги Третьего Рейха.
А ведь история советской страны полна собственными факельными шествиями.
Вдохновителем советских огненных маршей, с большой долей вероятности, можно считать Максима Горького,
подарившего советским людям образ Данко и его горящего сердца:
"- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота".
Первые театрализованные советские зрелища были практически лишены технических средств,
и факелы, как выразительный агитационный инструмент, играли в них значительную роль.
Эпоха гражданской войны и военного коммунизма
в силу безденежья и разрухи была лишена массовых зрелищ.
Но уже в 1922 году такое положение дел постепенно начало меняться.
Вот как вспоминает об одном из первых советских празднеств - пятой годовщине Октябрьского восстания,
называемом в то время празднеством Конституции, его постановщик А. И. Пиотровский:
" Праздник Конституции 22-го года, проведенный на той же площади Урицкого, был построен с таким расчетом, чтобы дать возможно большее зрительное впечатление при максимальном использовании не живой только силы участников, но и света, и звука, и огня.
Праздник был связан с торжественными проводами делегатов IV конгресса Коминтерна. Провожающие с факелами в руках возвращались по Октябрьскому проспекту, и, через арку штаба вышли на площадь Урицкого.
Шествие сразу вступило в освещенную прожекторами полосу.
Вспыхнули огни по карнизам зданий, оркестровая встреча, голос в рупор провозглашает основные положения Конституции.
Киноаппараты выбрасывают те же лозунги на полотно больших экранов".
- голос в рупор повествует о первых достижениях советского государства,
наглядно иллюстрируемых колоннами Всеобуча и гимнастическими фигурами физкультурников -
"Из темноты соседней улицы вырывается конница, и с факелами в руках проскакивает мимо дворца.
За ней ползут броневики и грохочет артиллерия.
Праздник кончается пятью ракетами - знак пятилетия, и призывом Всемирной коммуны - "Солнце взойдет!"".
Факельные шествия перенимают и массовые постановки поскромнее.
Примером может послужить праздник на Путиловском заводе, переименованном в этот день в "Красного Путиловца".
Праздник начался в большом деревянном бараке - временном клубе завода.
На эстраде пять ступеней - пять лет Советской власти.
За последней ступенью занавес. Проходит краткая инсценировка обычного типа, иллюстрирующая пять прожитых лет.
Вручается знамя с новым наименованием завода.
Во главе со знаменем, с факелами в руках, в осенней темноте, толпа обходит территорию всего Путиловского завода.
Подобные факельные шествия проходили и на других переименованных предприятиях.
Именно в это время утвердились новые праздничные формы.
Каждая новая маевка, каждая новая Октябрьская годовщина
вносили посильную лепту в историю становления революционных празднеств.
По некоторым сведениям 7 мая, того же 1922 года, в Сокольническом лесу в Москве состоялось факельное шествие будущих пионеров, первое в Советском Союзе. Шествие завершилось общим костром,
в котором принимали участие детские коммунистические группы шести районов города, всего около 500 человек, вдохновленных идеями скаутизма.
Решали огненные марши и необычные задачи.
Так Калужский Губком РКСМ организовал в декабре 1922 года факельное шествие местной молодежи по улицам, где вновь обосновалась торговая буржуазия. С плакатом «Пусть помнят нэпманы и не забывают, что мы хозяева!» и с пением Интернационала шествие остановилось у кафе-столовой Платоновой, где состоялась летучка.
Выбегавшим на улицу посетителям и служащим столовой было отнесено такое обращение
- Почему в гастрономической лавке развешаны красные флажки и лампочка задернута красным? Это пятилетие убедило даже буржуазию в непоколебимости державы пролетариата. Теперь они подлаживаются, но мы скажем этим красным буржуям: «Меняйте шкуру, сколько вам будет угодно. Придет время, и вы будете спихнуты с насиженных местечек мощью социалистического хозяйства».
В конце 1922- начале 1923 годов в сонме советских факельных шествий
появляются антирелигиозные марши. Главную роль в них играет так называемое "Комсомольское Рождество".
Поводом для их проведения послужила статья И. И. Скворцова-Степанова «Комсомольское Рождество или почему бы нам не справлять религиозные праздники», опубликованная в газете "Правда" 15 ноября 1922 года.
Степанов предложил целую программу по образцу карнавалов времен Великой Французской революции. По его задумке по главным улицам городов должны были пройти процессии во главе с идолами богов древних религий — шумерского Мардука, египетского Осириса, индийского Будды, — которых держали бы на руках их «богородицы».
Шествия могли заканчиваться сожжением чучел богов, а также чучел представителей мировой буржуазии.
Практически по всем городам страны комсомол «дал бой религии», проведя на Рождество массовые антирелигиозные демонстрации с ряжеными, факелами, оркестрами и пением революционных песен.
С 25 декабря 1922 по 6 января 1923 года «Комсомольское рождество» было проведено в 417 городах, в Киеве, Пскове, Самаре, Царицыне, Казани, в Ташкенте и т. д.
В Рыбинске при бюро Губкома комсомола была образована специальная комиссия по устройству комсомольского Рождества в губернии. В ходе ее работы был разработан план проведения данного мероприятия в городе Рыбинске. К участию в нем была привлечена рабочая и учащаяся молодежь города. Комсомольское Рождество включало в себя карнавальное шествие с изображением рождения и сожжения богов различных религий. В четырех рабочих клубах районов города предполагалось устроить инсценировку рождения Магомета, Будды, Саваофа и Иеговы параллельно с ходом религиозного обряда в православных церквях. Затем начиналось ночное уличное шествие, освещенное факелами и фонарями, с использованием карикатурных плакатов и театральных зарисовок на антирелигиозную тематику. Заканчивалось шествие в центре города общим сожжением фигур богов и атрибутов религии.
Вечером 6 января в Тамбове у храмов начались демонстрации прокоммунистической молодёжи. Активисты устроили факельное шествие. Они пели революционные песни и частушки, несли транспаранты с изображением святых и священнослужителей разных религий.
Демонстрация закончилась сожжением чучел старых богов.
Антирелигиозный характер приняло одно из первых факельных шествий в Ново-Николаевске (Новосибирске) состоявшееся в начале 1923 года. Группа комсомольцев пришла к братской могиле 104 жертв революции и публично сожгла христианские реликвии, символически развеяв под зимней луной их пепел.
В Вологде празднование Комсомольского Рождества, по мнению,
организаторов, прошло блестяще. С их слов многотысячная толпа с
факелами и чучелами богов, окружая ряды комсомольцев прошла по
улицам города. На площади перед православным кафедральным
собором комсомольцы-безбожники запускали фейерверк, отчего
большое количество верующих покинули храм и, со слов организаторов
мероприятия, пришли посмотреть устроенный комсомольцами
карнавал. Затем, были проведены многочисленные митинги.
В Ростове-на-Дону в ночь на 7 января 1923 г. прошло
многочисленное факельное шествие, в котором приняли участие
комсомольцы и беспартийная молодежь. У храмов, в которых
проводилось Рождественское Богослужение устраивались
демонстрации, сопровождавшиеся короткими митингами, после
которых производилось «сожжение богов». Советская молодежь пела
революционные песни и антирелигиозные частушки.
В Царицыне ( Волгоград)
специально была выпущена однодневная тематическая газета
«Комсомольское Рождество», затем 6 января 1923 г. во всех районах и
клубах прошли антирелигиозные митинги и спектакли. Из клубов
молодежь прошла к ранее закрытому Илиодоровскому монастырю, где
был назначен общий сборный пункт участников «Комсомольского
Рождества». Из бывшего Илиодоровского монастыря выдвинулось
комсомольское факельно-карнавальное шествие под названием «Выезд
богов», которое прошло по территории всего города. Перед храмами, в
которых велось Рождественское Богослужение разыгрывалось
антирелигиозное представление под названием «Освобождение
истины». Само шествие закончилось лишь перед рассветом большим
митингом у братских могил. Со слов организаторов «Комсомольского
Рождества» в нем, помимо комсомольцев приняло участие до 3 000
человек.
В Белгороде в ночь на 7 января комсомольцы устроили
факельное шествие с светящимися звездами. Со слов организаторов
акции в шествии приняла участие вся рабочая молодежь города.
Вечером 7 января, после так называемого «политического суда над
религиозной молодежью», комсомольцы, во главе с ряжеными и
чучелом, изображавшим Бога, двинулись на площадь, где
торжественно при большом стечении народа, состоялось
символическое «сожжение Бога».
В Брянске, Бежице и других городах губернии, в клубах и
народных домах в ночь на 7 января 1923 г. прошли антирелигиозные
лекции и диспуты. Во время Богослужения, в непосредственной
близости с православными храмами были устроены митинги и
факельные шествия, которые закончились сожжением изображений
различных божеств.
В городе Кизеле в народных домах и клубах на доклады о
религии, со слов организаторов, собралось свыше 1 000 человек. После
докладов состоялись спектакли, концерты, и так называемые «живые
картины из жизни духовенства». Примерно в три часа ночи
комсомольцы-безбожники начали проведение факельного шествия
ряженых с изображением богов. В заключении массового мероприятия
состоялось «сожжение богов».
Однако, в том же 1923 году, уличные шествия и карнавалы в период церковных праздников, осужденные Лениным как «вредное озорство», были запрещены директивами компартии, призвавшими агитаторов отказаться от «нарочито грубых приёмов, издевательства над предметами веры и культа». Отныне «комсомольскую пасху» и «комсомольское рождество» рекомендовалось сосредоточить в стенах клубов, предприятий и казарм в виде массовых вечеров с докладами и инсценировками.
Советские факелы становились не только символами мощи и сплоченности нового государства, или инструментом атеизма,
отчасти они сохранили и свою траурную функцию.
Так случилось и в вечер похорон В. И. Ленина.
Вот что писала об этом событии газета "Вечерняя Москва", 28 (15) января 1924 года:
"Вчера вечером после того, как мимо могилы тов. Ленина прошли все районы, московская пожарная команда устроила невиданную еще в Москве процессию: траурный факельцуг.
Со двора Пятницкой части, в Замоскворечьи, куда были вызваны делегации от всех пожарных частей Москвы, выехал длинный ряд траурно-убранных конных ходов. На каждом ходу - факела и знамена, придававшие этой оригинальной процессии величественное жуткое зрелище.
Миновав Замоскворецкий мост, факельцуг, блестя пожарными касками и сияя колыхающимся огнем десятков факелов, тихим маршем, со склоненными знаменами проехал мимо могилы Ленина и направился по Тверской улице, Петровке и бульварному кольцу".
Мужает советская страна, ширятся и ее массовые действа,
в которых постановщики не забывают про факелы.
Вечером 7 ноября 1927 года на Неве прошло грандиозное массовое зрелище – «10 лет Октября» по сценарию А. И. Пиотровского. Режиссеры – Н. В. Петров, С. Э. Радлов, и Соколовский, и В. Н. Соловьев. Художники – В. М. Ходасевич и Е. Е. Еней. В инсценировке участвовало до двух тысяч человек. Балтфлотцы и красноармейцы, а также катера, миноносцы, звуковые и световые эффекты, фейерверк длительностью около сорока пяти минут, колонны статистов с факелами. Зрители, их тысяч сто, размещались на набережной 9 Января, между мостами Равенства и Республиканским.
Одна из рецензий, сохранившаяся у художницы Валентины Ходасевич, хорошо воссоздает это зрелище:
«Сценическая площадка – несколько квадратных километров воды и суши, включая Петропавловскую крепость, Зимний дворец, две набережные Невы. Обрамление – два моста. Задник – черное покрывало северного неба. Зрительный зал – все население Ленинграда. Вещественное оформление – десяток военных кораблей и подводных лодок, дюжины катеров и буксиров, сотни шлюпок. Музыка – канонада морской артиллерии под аккомпанемент пулеметного лая, рева сирен. Световые эффекты – десятки прожекторов, тысячи факелов, блестящие фейерверки… Бутафория – фигуры врагов, ростом с двухэтажные дома, установленные на баржах и проплывающие по Неве, их выгоняют, расстреливая фейерверочными снарядами. Вход в зрительный зал разрешается и после третьего звонка: „Входите“ на трамвае, автобусе или просто так…"
Советская молодежь, комсомольцы и пионеры, воплощая девиз "Из искры возгорится пламя" ,
проводя свои огненные марши начинают олицетворять факелами "искры" мировой революции.
В начале сентября 1924 в Москве был проведён международный юношеский день, где пионеры вместе с комсомольцами принимали участие в митинге, факельном шествии, агитационных выступлениях в трудовых коллективах.
(Сmena1924_13_09).
«Из-за Каменки на Красный проспект движутся во мраке огненные точки: закаменские комсомольцы с факелами. Идут весело, с песнями. Не стройно, но дружно. Вопреки грому, дождю, ветру. Ярко и бурно плещется пламя факелов. Ветер хотел бы загасить их, но огонь на ветру ещё ярче и брызжет фонтаном искр. Звенит песня..."
( «Советская Сибирь» от 8 сентября 1925 г. )
"В настоящее время по всем районам Одессы проводится усиленная подготовка к празднованию пятилетия пионерской организации, на ряду с этим идет подготовка к седьмой Международной Детской Неделе, которая была окрдетбюро приурочена к юбилею.
По районам будут проведены районные гуляния и вечера, парады, а в один день вечером будет проведена демонстрация с факелами.
По отрядам проводится популяризация интернационального воспитания и связи с заграничными пионерами".
( ВОЖАТЫЙ, №18, 1927 год. Подготовка к Октябрю).
Летом 1929 г. в Москве состоялся I Всесоюзный слёт пионеров. Оргкомитет слёта возглавлял председатель ВЦИКа СССР М.И. Калинин. На слёт со всех концов страны прибыло 6738 делегатов, 100 особо приглашенных малолетних батрачат, 200 гостей-комсомольцев, 70 представителей пионеров Германии, Франции, Италии, Америки, Чехословакии, Румынии, Болгарии и других стран.
18 августа 1929 года в 16 часов на стадионе «Динамо» состоялось торжественное открытие слёта, на котором присутствовали руководители Коммунистической партии, Советского правительства, комсомола. Открыл Слёт Александр Косарев – первый секретарь ЦК ВЛКСМ.
Завершился первый день слёта грандиозным факельным шествием по заполненным москвичами и гостями столицы Ленинградскому шоссе и улице Горького.
А вот газетная заметка о проведении празднования 17 Международного юношеского дня в Ижевске 10 сентября 1931 г.: "Не успел звук гудка разнестись по окрестностям города, как стройные колонны молодежи с факелами в руках, со знаменами впереди, с боевой песней двинулись к зданию облисполкома. Боевая задорная песня льётся по комсомольским рядам. Начинает темнеть. Красными светящимися точками мелькают факела в руках демонстрантов, разгоняя тьму".
Вопреки устоявшемуся мнению факельные шествия в СССР проходили и после прихода к власти в Германии НСДАП и Адольфа Гитлера.
В архивах сохранилось фото ночной молодежной манифестации с факелами в городе Дзержинске на площади Дзержинского в 1936 году.
5 сентября 1938 года в Международный юношеский день в Сталинске (Новокузнецк) прошло факельное шествие. Юноши и девушки, запалив тысячи заранее заготовленных факелов, прошли колоннами по улицам Орджоникидзе, Молотова, Кирова и Энтузиастов, стекаясь ко Дворцу металлургов.
Во время войны факельные шествия не проводились.
Первое послевоенное городское факельное шествие провели 4 ноября 1957 года комсомольцы Петроградского района Ленинграда в преддверии празднования 40-летия Октября.
Следующий факельный марш прошел там же в Ленинграде на Дворцовой площади в честь 40-летия ВЛКСМ, в 1958 году.
Повод очередного факельцуга неизвестен, но кадры кинохроники донесли до нас,
что с 1960 года в закрытом военном городке Приозерске (Сары-Шаган) в Казахстане военнослужащими и жителями города на центральной площади возле памятника В. И. Ленину проводились праздничные факельные шествия.
Во второй половине 1960-х начинается история мемориальных факельных маршей связанных с увековечиванием памяти о Великой Отечественной войне.
Некоторые шествия проходят как разовая акция,
как, например, шествие в Севастополе в мае 1966 года во время празднования Дня Победы.
А некоторые становятся традиционными и ежегодными.
К их числу относятся факельное шествие в Керчи с восхождением на гору Митридат вечером 8 мая, впервые организованное в 1967 году.
А также шествие с факелами в Новороссийске, приуроченное к высадке морского десанта на "Малую землю",
впервые прошедшее в ночь с 3 на 4 февраля 1968 года в рамках мемориальной акции "Бескозырка".
Поводом к проведению подобных акций стало зажжение Вечных огней по всей территории Советского Союза,
где факелы стали инструментом передачи священного пламени от первого огненного мемориала зажженного в Ленинграде на Марсовом поле у памятника "Борцам революции" 6 ноября 1957 года в честь 40-ой годовщины Великого Октября.
Вот как отметила зажжение местного Вечного огня от Вечного огня с Марсова поля в Ленинграде на вновь обустроенной площади Героев в городе Дзержинске Горьковской области 9 мая 1965 года местная молодежь. По материалам газеты "Дзержинец":
"9 Мая 1965 года торжества в честь Дня Победы и открытия новой площади продолжились вечером. Как только на город опустились сумерки, около двух тысяч комсомольцев, собравшись вместе на улицах Гайдара, Гагарина, проспектах Победы, Дзержинского, стройными рядами со знаменами и с горящими факелами в руках одновременно двинулись к монументу Славы. Ночное факельное шествие на площадь Героев вступило разом со всех сторон.
В ярких сполохах пламени Вечного огня освещенные сиянием сотен горящих факелов молодые дзержинцы почтили память погибших земляков. На коротком митинге слова клятвы верности и преданности делу отцов и дедов, любимой Родине, произнесенные у Вечного огня, звучали особенно убедительно".
Как и все советские огненные марши пионерские факельцуги прекратились с началом Великой Отечественной войны,
но были возобновлены уже в начале 1950-х в пионерлагере Артек.
Вот как рассказывает об этом Л. Яшунина, заместитель начальника управления Артека по воспитательной работе в 1961–1964 гг:
- " Вспоминается случай, который стал началом одной из замечательных артековских традиций.
Август 1952 года. Международная смена, в лагерь приехали на отдых зарубежные друзья из пятидесяти восьми стран. На одном из заседаний совета клуба разноцветных галстуков представители всех стран решили провести в день годовщины трагедии Хиросимы и Нагасаки день Мира и Солидарности.
В программу включили митинг и факельное шествие, которые ребята хотели провести в Ялте. Естественно, нам, взрослым, ничего не оставалось делать, как поддержать интересное предложение членов совета дружных. До назначенного дня оставалось совсем немного времени, нужно было решить массу организационных вопросов и в Артеке и, конечно же, в Ялте. Ялта — курортный город, и шествие вместе с трудящимися, отдыхающими в санаториях, с зарубежными гостями — дело нелёгкое.
Обсудили план действий с секретарем горкома по пропаганде, потом идеи наши одобрили другие секретари горкома. И буквально за один день весь город включился в наше пионерское дело. День солидарности прошел четко и организованно".
С этих пор артековские факельные шествия становятся традиционными.
15 июля 1967 года в Артеке состоялось открытие III Всесоюзного пионерского слета.
25 июля в День мира в лагере прошло факельное шествие, в финале которого факелоносцы составили на площадке огромное слово "Мир".
В 1972 году в Артеке прошел V Всесоюзный пионерский слет.
Вечером 2 августа, в День мира и солидарности,
в Ялте у мемориала Славы состоялся митинг "Детям счастливое детство!", закончившийся факельным шествием.
В 1977 году Артек принимал международный детский фестиваль.
День 26 июля прошел под девизом "Салют XI фестивалю молодежи в Гаване".
Детские делегации 102 стран прошли по улицам Ялты факельным шествием.
Проводились факельные шествия и по менее значительным поводам.
Вот строки из дневника юного артековца той поры А. Баданова:
" 6 августа 1971 года. Сегодня день Мира.
Сегодня вечером мы будем участвовать в факельном шествии. Из всех лагерей Артека собрались ребята. По два отряда из дружины, а в дружине 13 отрядов. Наш и 2 отряд удостоены этой почести. Мы вошли в автобусы и поехали в сторону Ялты к монументу славы. Нам выдали факела. Четким строем ребята вошли в здание монумента славы. 39 иностранных делегаций присутствовало. Сегодня день мира. Сначала выступали японцы, а затем и другие представители различных стран. Раздалась команда «Смирно!» и все ребята застыли. Внесли гирлянду из зелёных ветвей лавра и возложили у вечного огня. Почтив минутным молчанием защитников Крыма, мы с зажжёнными факелами вошли в Ялту. По обе стороны дороги стояли люди, улыбались, махали нам руками. Пройдя около памятника В.И. Ленину мы подошли к автобусной стоянке и 32 автобуса повезли нас в Артек".
Разъезжаясь по огромной стране артековцы увозили с собой и усвоенные в лагере традиции
и вскоре праздник 19 мая - День пионерии, не обходился без огненных маршей.
Из воспоминаний Александра Турбина, корреспондента газеты «Транспорт газа»
«День приема в пионеры помню прекрасно. Дело было в 1976 году, в Белгородской области, сразу после первомайских праздников.
Как ни пинают сегодня комсомол и пионерию, а все же время мы проводили интересно. Пионерские костры, субботники в парках, факельные шествия, экскурсии..."
Отмечали юные факелоносцы и другие даты.
В городе Звенигороде Московской области, в советский период, ежегодно, пионерами города проводилось факельное шествие, посвященное дню начала Великой Отечественной Войны.
Также день 22 июня отмечали факельными шествиями в пионерлагерях страны.
Отмечали эту дату и в подмосковном пионерлагере - пионерской флотилии "Юный моряк".
Каждый год 22 июня в лагере было факельное шествие.
И ночная линейка.
И звучал Бухенвальдский набат.
Постепенно сложился календарь советских факельных маршей,
9 мая в День Победы, 22 июня - день начала ВОВ( День памяти и скорби), 19 мая - День пионерии.
Вот лишь некоторые огненные марши прошедшие в огромной стране до ее распада:
- Курган, 9 мая 1969 год,факельное шествие на площади В. И. Ленина в честь Дня Победы.
- Курган, май 1970, масштабное факельное шествие горожан по центральным улицам закончившееся на берегу реки Тобол.
- Нарьян-Мар, 1-4 сентября 1972 год, факельное шествие в дни слета молодежи Севера, посвященного 50-летию СССР.
- Смоленск, 9 мая 1975 года, факельное шествие к Кургану Бессмертия в день 30-летия Победы.
- Волгоград, лето 1977 года, совместное факельное шествие советской и немецкой молодежи с восхождением на Мамаев курган во время IV фестиваля молодежи СССР и ГДР.
- Московская область, Наро-Фоминский городской округ, деревня Башкино, 25 - 26 апреля 1980 года,
факельное шествие на Мемориале Великой Отечественной войны во время проведения туристического слета студентов МИЭМ.
- Каменск-Уральский, 29 октября 1983 год, факельное шествие в честь 65-летия ВЛКСМ
организованное горкомом комсомола.
- Саранск, 29 октября 1983 года, факельное шествие студентов Мордовского университета в честь 65-летия ВЛКСМ.
- Москва, 29 октября 1983 год, факельное шествие студентов МГУ в честь 65-летия ВЛКСМ.
- Валдай, 9 мая 1985 года, факельное шествие и митинг в честь 40-летия Победы.
- Казань, 16 декабрь 1987 года, факельное шествие в честь столетия сходки студентов Казанского университета.
- Керчь, ежегодное факельное шествие в честь Дня Победы с восхождением на гору Митридат.
Да, факельный огонь не обязательно всполох адского костра нацизма,
он также может быть и искрой дарованного людям пламени Прометея.
Единая форма не обязательно несет в себе единое содержание.
Свидетельство о публикации №225080501031
Говорите что хотите, но такого рода зрелища, это атрибут фашизма (единения), а
СССР всегда был фашисткой страной, не хуже, чем Германия Гитлера, и похож во многом, начиная с похожего флага, одной партии, лагерями, и пр., и кончая пионерами, и даже песни были с одной музыкой (вот тема для статьи).
Вполне логично было объединится, и тогда бы сейчас был бы единый рейх, на всём земном шаре (как на нашем гербе).
Но два медведя не ужились в одной берлоге, на этом и сыграла мировая политика.
Вячеслав Горелов 05.08.2025 17:01 Заявить о нарушении