Сухой Павел Осипович. Авиаконструктор
Судьба по имени "Су". Как Павел Сухой стал легендой мировой авиации.
История отечественной авиации состоит из удивительного переплетения судеб, что стояли у её истоков. Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт на Гомелем.
Когда Уточкин пролетел над городом, внизу за его полётами наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой. Будущий основатель знаменитого КБ, самолёты которого считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.
Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, был выходцем из белорусских крестьян. Ещё в детстве односельчане обратили внимание на то, что у мальчика хорошие способности не только к крестьянскому труду, но и к различным наукам. На сельском сходе решено было собрать деньги, чтобы отправить Осипа на обучение в Учительскую семинарию. Так Осим Сухой обрёл очень почитаемую в то время профессию школьного учителя. В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.
У Осипа Сухого было шестеро детей - пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.
В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо и на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина. В 1914 году Павел Сухой окончил гимназию с серебряной медалью, имел одну оценку "хорошо" по латинскому и немецкому языкам, а также отличные оценки по основным предметам. Несмотря на то, что по "немецкому" у Сухого было лишь "хорошо", впоследствии он без труда читал авиационную литературу на немецком языке, а знание латыни позволило ему освоить и другие европейские языки до уровня, позволявшего знакомиться с материалами по авиации.
Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Имперское высшее техническое училище в Москве, поскольку в тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха. Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком острожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам. Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.
Казалось,Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте, но к тому времени вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того, как Россия вышла из войны,Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.
Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец в Западной Белоруссии.
Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но но осложнения на горло привели к тому,что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.
В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.
Он не только учился, но и вечером подрабатывал в КБ Николая Фомина,где проектировал дирижабли. Сухому нужны были деньги - в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии. Ещё до окончания университета в 1924 году Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе ЦАГИ. Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал Андрей Туполев.
Туполев разглядел в далеко уже не юном студенте большой талант. Дипломная работа "Одноместный истребитель с мотором 300 л.с." успешно прошла защиту, и 30-летний Павел Сухой получил квалификацию "инженер-механик", а вместе с ней и предложение Туполева продолжить совместную работу в отделе ЦАГИ. Сухой был включен в конструкторскую бригаду А.Н.Путилова на должность инженера-конструктора.
Высокая работоспособность, неординарное мышление, умение находить неординарное решение для сложнейших задач - эти качества, проявленные Сухим очень быстро выделили его среди других авиаконструкторов. В короткий срок он прошёл путь от инженера-конструктора до заместителя главного конструктора. В этом качестве, будучи "правой рукой" Туполева, он занимался созданием истребителя И-4, И-14, а также самолёта Ант-25, на котором был осуществлён перелёт в США через Северный полюс.
В 1936 году в Советском Союзе был объявлен конкурс на создание ближнего бомбардировщика под условным наименованием "Иванов".Победу в конкурсе одержал проект Павла Сухого, который получил право создать собственное КБ. Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено 900 экземпляров и его глубокой модификации Су-4.
Су-2 не входит в число наиболее известных самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив 5000 вылетов в 1941 году на Су-2. советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.
Сравнивая Су-2 с другим советским бомбардировщиком Пе-2, специалисты отмечают, что несмотря на более высокие тактико-технические характеристики "пешек". "сушки" гибли в бою в среднем в два раза ниже.
КБ Сухого продолжал работать и над другими машинами В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту - штурмовику Ил-10.
В конце войны Сухой одним из первых начинает над проектами реактивных самолётов, понимая, что за ними будущее авиации. В разработке находится целая линейка самолётов "Су". Однако, в 1949 году, когда работы находились в самом разгаре, было принято решение о закрытии КБ Сухого. Произошло это после того, как 3 июня 1949 года в Подмосковье во время испытательного полёта потерпел катастрофу истребитель Су-15.
Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно катапультировался на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. КБ закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, - заместитель главного конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки Сухого.
Возродить КБ Сухого заставила война в Корее. В руки советских военных в качестве трофея попал американский истребитель "Сейбр", для изучения которого было сформировано КБ-1 под руководством Павла Сухого. В 1953 году КБ Сухого, восстановленного в полном объёме, получив в качестве производственной базы завод №51, переименованный в 1965 году в ММЗ "Кулон".
Второе рождение КБ Сухого по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. Под руководством Павла Сухого стали разрабатываться сразу два направления новых машин - со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование "С", и треугольным, получившим кодовое наименование "Т". Успешно были реализованы оба проекта, а впоследствии, благодаря подобным наработкам, Был создан Су-17 - первый самолёт с изменяемой геометрией крыла.
Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого, на его долю выпало немало испытаний. он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственно КБ, чтобы затем всё начать сначала.
Несмотря на это, под его руководством разработано около 50 наименований самолётов,многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении. Начиная с 60-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроении сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.
В 1957 году Павел Осипович удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году стал Героем дважды.
Выдающийся авиаконструктор умер 15 сентября 1975 года в Москве в возрасте 80 лет. В том же году он был посмертно удостоен золотой медали имени академика Туполева Академии наук СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенной награды.
Источник: aif.ru 22.07. 2015. Андрей Сидорчик.
Свидетельство о публикации №225080501102