50 легенд. Юрий Шундров

Из цикла
«50 ЛЕГЕНД СОВЕТСКОГО ХОККЕЯ»

ПРЕДИСЛОВИЕ
     Конкурировать с ними по популярности могли только космонавты. Но ведь космонавт – он слетает разок, прогремит на всю страну, а потом сидит на «Голубом огоньке» рядом с Людмилой Зыкиной и никто не может вспомнить, как его зовут. Харламов же с Мальцевым вершили свои подвиги год за годом, с короткими перерывами на летние каникулы.
     Вряд ли тогда, в 70-е-80-е, я задумывался, что голы и передачи – это лишь видимая часть айсберга. Хотя порой оттуда, из глубины, и поступали кое-какие сигналы, но чаще в виде слухов и очень редко это попадало на страницы газет. Советская система не любила демонстрировать свое закулисное грязное белье.
    Когда же советский период закончился, все то, что ранее скрывалось, хлынуло на нас грязным потоком.
     Удивительно, но от этого былые кумиры не потускнели. Я бы сказал, они стали более рельефными. Оказалось, что это живые люди со всеми своими слабостями и недостатками. Но самое главное осталось неизменным. Это были личности с большой буквы и восхождение на вершины у каждого из них было не столько следствием природного таланта, сколько результатом тяжелой работы, преодоления обстоятельств, а порой просто борьбы за выживание. Хоккей не любит слабаков и белоручек.
     Я решил рассказать про 50 самых ярких личностей советского хоккея. Сознательно не употребляю слово «лучших», потому что предвижу упреки – почему мол включил того, но не включил этого. Или почему поставил Сидорова выше Иванова, хотя Иванов наколотил больше.
      Не считая себя истиной в последней инстанции, я руководствовался только собственными субъективными воспоминаниями и ощущениями. И лишь в последнюю очередь – статистикой.  Поэтому к статистике я буду прибегать только там, где без нее никак не обойтись. (Если вас интересуют цифры – добро пожаловать на Форум хоккейных статистиков). Для меня гораздо важнее яркие черты характеров моих героев, их порой нелегкие судьбы, а также всяческие связанные с ними забавные истории, порой абсолютно анекдотического свойства.


ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ВРАТАРИ
№ 10
ЮРИЙ ШУНДРОВ
     Этого невысокого кипера все сразу безоговорочно полюбили, стоило ему появиться в высшей лиге. Подчеркиваю – все, а не только болельщики киевского «Сокола», ворота которого он защищал. Шундров привлекал своей самоотверженной игрой, эффектным, порой вызывающе наглым, поведением на льду, а также длинными запорожско-песняровскими усами, которые просматривались даже под маской.
     Родился самый известный украинский хоккеист отнюдь не на Украине, а в Пензе. В 17 лет был признан лучшим игроком местного «Дизелиста» и получил за это вазу и деревянного петуха. Затем последовало приглашение в сборные страны– сначала юниорскую, потом – молодежную. С ними Шундров дважды стал чемпионом, хотя проявить в воротах себя не успел, поскольку в обеих случаях был лишь бэкапом у занимавшего место в рамке Сергея Бабарико.
     Перспективного вратаря заметили в столице, стали заманивать. Но московские клубы тогда были укомплектованы первоклассными вратарями, а протирать место на скамье Шундров не хотел. Поэтому поехал в Киев, в набиравший тогда обороты «Сокол».
     Это был момент, когда руководство Украинской ССР решило, что на футболе свет клином не сошелся и стало серьезно вкладываться в хоккей. В Киеве начали строить Ледовый стадион (который так до сих пор и не достроили), хоккеистам стали предлагать заманчивые условия, обеспечивая их квартирами, машинами, и едва ли не самыми высокими в лиге зарплатами.
     Но и требования к хоккеистам в Киеве были запредельными. Игроки «Сокола» вспоминали изнурительные 24-километровые кроссы, которыми их мучал тренер Анатолий Богданов. Шундров же заявил, что беговая подготовка нужна вратарю как средняя нога и бегать наотрез отказался. Что не могло не сказаться на отношениях с тренером.
     Всю жизнь Шундров был заядлым курильщиком. Богданов боролся с курением финансовыми методами. Поймав курильщика, он штрафовал его на 25 рублей. С Шундрова он снимал полсотни, а когда тот жаловался – как же так, со всех ведь 25 – говорил: «Ты - лидер, должен подавать молодёжи пример».
     В 1985-м вложения в хоккей окупились – «Сокол» завоевал бронзу чемпионата СССР. В том сезоне чемпионат проводился по новой замысловатой  формуле – в три этапа. «Сокол» тогда усилился уфимским снайпером Рамилем Юлдашевым, в защите заблистал сибирский тафгай Михаил Татаринов. К последнему третьему этапу «Сокол» пришел ноздря в ноздрю с воскресенским «Химиком», где только начинала восходить звезда Валерия Каменского. Последнюю очную встречу киевляне выиграли у воскресенцев  7:1 и фактически обеспечили себе бронзовые медали.
     За сборную СССР Шундров провел всего два матча. Если быть более точным – не два, а полтора. В 1985-м Тихонов взял его на товарищеские игры против Чехословакии. Первый матч Шундров отыграл на ноль (2:0), а в середине второго (3:3) вышел вместо Мыльникова и был не столь надежен.
     После распада СССР Шундров играл в Югославии, Румынии, выступал за воскресенский «Химик». Потом вернулся в Киев, в «Сокол», стал основным вратарем сборной Украины. Тогда Украина выбиралась из подвалов мирового хоккея и в 1999 году, почти в 43 года, Шундров дебютировал на «большом» чемпионате мира.
     Закончив игровую карьеру, Шундров работал тренером вратарей. Наиболее плодотворным оказалось его сотрудничество с магнитогорским «Металлургом», с которым  в 2007-м Шундров завоевал золото чемпионата России. Поработал Шундров с такими мастерами, как Василий Кошечкин, Андрей Мезин, Павел Худобин. Наверное, в арсенале каждого из этих вратарей можно обнаружить какие-то черты игрового почерка Юрия Шундрова.
     Одним из фирменных приёмов Шундрова было поймать шайбу ловушкой, и, чтобы не останавливать игру, сразу же выбросить ее на лед, но не просто – а пнуть щитком. по-футбольному. Некоторые судьи квалифицировали это как опасную игру и выписывали Шундрову две минуты. «Я же не по игроку бил, а по шайбе», оправдывался Шундров.
     Скончался Юрий Шундров в 62 года, от острой сердечной недостаточности. В одном из последних интервью он жаловался, что уходить из спорта надо было раньше, а не играть до 44-х лет.


Рецензии