Дорога к Рождеству

Пьеса

Христианская пьеса для постановки в Рождество

(1-актная)

1 действие

Действующие лица:
Евдокия – женщина средних лет, живущая в деревне с детьми и мужем.
дух сомнений
дух уныния
дух ложного смирения
Христиане (мужчины и женщины)

50-е годы 20 века. Дом. Кухня. Такают настенные часы. Из печи светится пламя, потрескивают дрова. За окном слышит шум ветра.
Евдокия (торопливо делает домашние дела, подметает, готовит еду и др.): Только бы успеть, только бы успеть.
Евдокия оглядывается на проделанную работу, вытирает руки, надевает верхнюю одежду. Потом стараясь не шуметь, заглядывает в другие комнаты.
Евдокия (на цыпочках выходит на авансцену и сама с собой, чтобы не слышали домочадцы): Всё. Дети спят. И муж, слава Богу, уснул. Теперь никто не заметит, что я ушла. Не дай Бог, в колхозе узнают, что в нашей семье празднуют Рождество. Беды не оберешься…
Евдокия на цыпочках подходит к двери и открывает ее. В комнату врывается ветер со снегом и забегает дух сомнений. Евдокия не видит его, остается в комнате и прикрывает дверь.
дух сомнений (заботливо): Ты с ума сошла? На улице ночь! Послушай, какая метель! Не видно ничего!
Евдокия (в смущении): Метель… Что-то к ночи разыгралась… Как же я дойду до соседней деревни? Там же через поле идти… Потом через рощу… (пауза) Может Нюру позвать? Она вроде бы тоже иногда молится.
дух сомнений (с сарказмом): Конечно! Пропадешь ни за что! А если увидит кто, донесут на тебя. Что делать будешь? Первая Нюра тебя и сдаст. Религия – опиум для народа.
Евдокия (уверенно): Нет. Сегодня Рождество. Я слышала, что здесь недалеко есть верующие люди. Что бы там ни было я хочу прославить рождение моего Спасителя со своими братьями и сестрами!
дух сомнений (в отчаянии предпринимает последнюю попытку): Куда ты? Ты же даже не знаешь в какой избе они собираются!
Евдокия неуверенно выходит на улицу. Гаснет свет. Мелькают блики света. Завывает ветер, вокруг нее духи бегают и изображают метель. Женщина идет, пробираясь сквозь метель, падает, снова встает. Духи мешают ей идти. Она устает бороться и устало присаживается посреди сцены в круге тусклого голубого света. Пока другие духи продолжают бесноваться, дух уныния подходит к ней и заботливо обнимает за плечи.
дух уныния (панибратски): Дорогая моя! Куда ты? Целый день на работе, весь вечер по дому хлопотала, а кто это видит, кто ценит? А теперь куда тебя понесло среди ночи?
Евдокия (измученно): Сейчас… Сейчас еще немножко посижу, отдохну и пойду дальше… Еще немножко только посижу…
дух уныния: Милая моя, хватит геройствовать. Кому это надо? Замерзнешь здесь. В рай собралась? Думаешь Ему (показывает пальцем на небо) это важно? Ты тут убиваешься ради Него, а Ему и дела нет.
Евдокия (измученно): Сегодня Рождество… Я так хочу его отпраздновать… Так хочу… Мне бы только чуточку помочь. Только б маленькое чудо…
дух уныния (насмешливо): Чуда ей захотелось! Да откуда ему взяться?!
Евдокия (уверенно): Да! (пауза) Мне же нужно чудо! (встает на ноги и взывает к Богу). Господи, мне бы маленькое чудо! Проводи меня к моим братьям и сестрам! Иисус!
Духи от имени Иисуса вздрагивают и разбегаются в разные стороны. Метель прекращается. Наступает тишина. В небе расходятся тучи и в просвете между ними возникает звезда. Желтый более яркий свет озаряет женщину.
Евдокия (радостно): Слава Богу! Поле как на ладони. Все видно! Теперь-то я уж точно не заблужусь. Пойду скорее!
Женщина поспешно уходит. Духи остаются они. Посередине стоит дух ложного смирения, по обеим сторонам от него стоят дух сомнения и дух уныния.
дух ложного смирения (кладет руки на плечи другим духам): Ну что, товарищи? Не вышло у вас? Он (показывает пальцем на небо) вмешался? Ну это ничего. Еще не все потеряно. Люди всегда надеются только на себя. А мы им в этом поможем.
Духи разбегаются в разные стороны, а дух ложного смирения кричит: Пока еще мы здесь правим бал!
Духи убегают.
На сцену выходит Евдокия. Тучи закрывают звезду и снова становится темно и только на женщину светит тусклый луч света. Звучит тревожная музыка. Женщина озирается по сторонам. Дух ложного смирения незаметно подходит к ней со спины.
Евдокия: Кажется, я заблудилась...
дух ложного смирения (кладет руки ей на плечи и тихим спокойным голосом): Бедная моя. Устала? (женщина устало пытается идти) Как много на тебя свалилось. (женщина припадает на одно колено) Ты так много делаешь для других людей, так стараешься. (женщина останавливается) Ты отдаешь Богу всю себя. Твое служение такое трудное… А не гордыня ли это? Как долго ты сможешь выдержать этот груз? Тебе совсем никто не помогает. Неужели ты не имеешь права отдохнуть?! (женщина присаживается на пол) Бог благ, но Ему нужен подвиг добрый, не зря ли ты подвязалась? Сможешь ли ты дойти до конца? Сможешь ли держать тот уровень святости и преданности, который требует Бог? (женщина поворачивает голову к духу как будто видя его) Достигнешь ли ты награды, которую Бог обещал своим слугам?
Евдокия: Неужели всё напрасно? Неужели Бог оставит меня? (становится на колени и в отчаянии смотрит на небо)
Духи выбегают на сцену и восторженно восклицают «Ура! Наконец-то!». Они по очереди подбегают к женщине и кричат ей то на ухо, то в лицо «Оставил! Оставил! Он тебя оставил! Ты Ему не нужна! Ты никому не нужна!» Женщина медленно ложится лицом вниз.
Играет зловещая музыка, духи кружатся безумном танце. Музыка доходит до пика и резко обрывается. Наступает тишина. Гаснет свет.
В темноте одинокий голос поет: О благодать, спасён тобой. Звезда в просвете между туч загорается с новой силой. Свет от нее освещает сначала Евдокию, потом расширяется и захватывает всю сцену. Она поднимет голову в сторону звука голоса. Духи корчась от него и как бы в агонии покидают сцену.
Тучи рассеиваются, видно чистое звёздное небо. На сцену выходят верующие братья и сестры, поздравляют друг друга с рождеством.
Евдокия (пытается встать): Братья! Сестры! Я дошла! Я нашла вас!
Вышедшие на сцену люди, видят Евдокию и подбегают к ней.
Сестры (помогая ей встать): Дуня! Как ты сюда попала?!
Евдокия: Господь привел меня!
Голоса ангелов: Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь!
Голос Христа: Не оставлю тебя и не покину тебя. Се, Я с вами во все дни до скончания века.
Всё начинают петь рождественскую песню: рождество, в небе горит звезда, ангелы славят Христа.

Конец.
Занавес.


Рецензии