Оружие
"20-21.06.1941. Пограничники обнаружили подключения немцев к линиям связи на участке 8-й заставы" и сообщили комендату капитану А.В.Парижеву.
"21.06.1941. 23:45 Капитан Парижев, представитель штаба 98 ПО (Любомльского) капитан Шинкаренко, политрук Бабенко и замполит Прищепа на лодке направились на немецкую сторону".
"24:00. В ходе встречи с представителями немецких пограничников была передана нота протеста с меморандумом, в котором указывались факты нарушения пограничных договорённостей... Немецкий офицер галантно заявил, что недоазумения будут устранены на следующий день".
22.6. 4:00. Устранение недоразумений началось получасовым артиллерийским обстрелом застав и военных городков не только Любомльского ПО, но и всех других на советско-германской границе.
"На участке шестой заставы (лейтенанта Королёва) первыми снарядами разрушено здание заставы. Вскоре оно сгорело. Личный состав к этому времени занял огневые точки. Противник силой до батальона форсировал Буг в двух местах. Одна группа обходила заставу слева, стремясь в район Вулька-Угрузька, другая - справа, направляясь в тыл заставы. Лейтенант, чтобы задержать правофланговую группу, выслал станкопулемётный расчёт с заданием: не дать врагу овладеть дорогой застава-комендатура, ибо это единственный путь для связи с ней".
"Огнём станкового пулемёта противник остановлен и прижат к земле. Батарея немцев, обнаружив этот пулемёт, открыла огонь".
Пулемётчики опустили пулемёт в окоп. Ефрейтор, командовавший расчётом (в его подчинении был один солдат), скрытно переместился вправо. Там в последнем окопе с винтовкой СВТ* ждал врагов рядовой Иванов. Вроде бы оттуда отчётливо доносился непонятный треск.
- Боец, доложите обстановку!
- Товарищ ефрейтор, видите липу за дорогой, чуть правее?
- Вижу.
- На ней человек в пятнистом камуфляже обхватил ствол и стреляет из оружия, похожего на шмайсер**, стреляет с левой руки вроде бы одиночными выстрелами, но с частотой два-три выстрела в секунду. Секунд через десять меняет магазин.
- Автомат должен стрелять громче.
- Может, у него облегчённые пули и меньше заряд, - предположил Иванов.
Неизвестный спрыгнул с трёхметрой высоты лицом к стволу, метнулся в ровик для стока дождевой воды и быстро на четвереньках побежал в сторону немцев, лежащих неподвижно. В зубах он держал кинжал. Автомат подпрыгивал у его левого бока. Добравшись до врагов, незнакомец стал отстёгивать магазины от автоматов офицеров и доставать запасные из их подсумков. Добычу складывал в сумку на правом боку. Иногда он взмахивал ножом, явно добивая жертвы. Потом вытащил из солдатских сумок несколько гранат с длинными деревянными ручками и, сложив на дороге, на четвереньках обратно побежал в ровике. Перед липой поднялся, повернулся, показал дружеское рукопожатие и направился на северо-восток через редколесье. Его лицо симметрично относительно носа было разрисовано чёрными зигзагами. Оба наблюдателя заметили, что рост незнакомца не превышал 160 сантиметров.
- Никому не рассказывай про этого человека, - строго предупредил ефрейтор. - Думаю, он из госбезопасности.
Артобстрел закончился. Ефрейтор, пригнувшись, побежал к напарнику и приказал ему принести гранаты. Тот кроме гранат принёс записку, лежавшую под ними и написанную печатными буквами, чтобы не выдать почерк:
"Примите подарки. Обо мне - никому.
Контрразведчик Пар..."
- А ведь он заранее подготовил это послание, - догадался пограничник.
В отчёте за день появились такие строки:
"...В результате действий батареи противник от своего артогня потерял убитыми до 200 солдат и офицеров. Остальные (50-60) уничтожены пулемётным огнём заставы".
Далее следовало:
"Левая группа противника силой до роты с миномётом, тремя ручными пулемётами, встречена огнём заставы на расстоянии 100-150 м. После трёх часов боя, оставив до 80 трупов, откатилась в исходное положение, после чего усилила артиллерийский и миномётный огонь. После прекращения артогня пехота вторично повела наступление на заставу, достигнув прежнего рубежа, залегла. Огневой бой продолжался до темноты. Под покровом ночи и прикрытием своего огня застава начала отход в направлении города Любомль, куда прибыла 23.6 в 5:00 и присоединилась к своей комендатуре.
В этом бою противник потерял только убитыми до 220 солдат и офицеров. Наши потери: убитых 1 человек, раненых 7, лошадей 4. Всё имущество, оставшееся на заставе, сгорело".
- - -
Примечания:
* СВТ - самозарядная винтовка Токарева, магазин - 10 патронов.
** шмайсер - немецкий автомат, в основном выдававшийся боевым офицерам и десантникам. Его магазин в то время вмещал 32 патрона. За время второй мировой войны изготовлено около миллиона этих автоматов, что существенно меньше, чем кажется по многочисленным фильмам о войне.
Удивительны "выуженные" из "сетей" сведения о шестой заставе. После 22 июня личный состав многих окружённых застав попал в списки пропавших без вести.
Но шестая застава ПО 98 вывела из строя половину батальона фашистов (большинство - убитыми), сама понесла минимальные потери среди застав, принявших бой в первый день войны. Только частично это можно объяснить второстепенностью любомльского наступательного направления Вермахта.
Свидетельство о публикации №225080501287
Виктория Романюк 06.08.2025 10:48 Заявить о нарушении
Сергей Смицких 06.08.2025 10:53 Заявить о нарушении