Иоанн Неронов. пр. 2

     Иван помирился с Никоном,но не мог он
  примириться с церковной реформой Никона.
     12 января 1657 года Иван обличал Нико-
  на перед царем.
     Он искренно радовался уходу Никона с
  патриаршества и написал 2 челобитные царю
  с прошением низложить патриарха Никона.
     В 1664 году Григорий подал челобитную
  царю с просьбой о смягчении участи опа-
  льного протопопа Аввакума.
      В 1665 году произошёл конфликт в Во-
  логде между Григорием и новым архиеписко-
  пом Вологодским Симоном из-за нежелания
  Григорий служить по исправленным Служеб-
  никам.
      Григория в оковах отправили в Дмитри-
  ев Прилуцкий монастырь Всемилостивого
  Спаса,Происхождения честных древ Креста
  Господня.
     По царскому указанию его освободили.
     Конфликт же между Григорием и архиере-
  ем Симоном продолжался,последовали много-
  численные жалобы и изветы.
     Наконец Григория сослали в Горицкий
  монастырь Успения Богородицы в Переслав-
  ль-Залесский,потом перевели в Иосифов
  Волоколамский монастырь Успения Богороди-
  цы.
     В Волоколамском монастыре служили 2
  пожилых священника,поэтому приезд Григо-
  рия был как нельзя кстати:Григорий совер-
  шал богослужения,правда,пытался вести их
  по старым Служебникам,написанным ещё до
  реформы.Григорий читал проповеди и пытал-
  ся ввести в монастырь более строгий устав
  и свои порядки.Григорий обзывал монахов
  богоотметниками и бесами.
      Впрочем,как усердно Григорий не боро-
  лся с церковной реформой Никона, особых
  успехов на этом поприще у него не было.
     При этом в 1666 году послал челобитную
  к вселенским патриархам о новом рассмот-
  рении его дела.Его привезли на Большой
  Московский Собор 1666-67 годов.
      На Большой Московский Собор 1666-67
  годов привезли всех видных деятелей ста-
  рообрядства.Большинство старообрядцев
  признали правильность реформ Никона,пока-
  ялись и были отправлены в разные мона-
  стыри.Григория вернули в Иосифо-Волоцкий
  монастырь под строгий надзор.
      Григория перевели в Данилов монастырь
  в Переславль-Залесский и оттуда он
  смог уехать в Троице-Сергиеву Лавру,
  где на богомолье находился царь.Григорий
  сумел встретиться с ним и просить у него
  милости и снисхождения.
      В 1667 году Григорий пишет послание
  царю,где обещает не прекословить более
  ни словом,ни делом,ни помышлением насчёт
  исправленных книг,измененных после рефо-
  рмы,а также приносит покаяние перед ар-
  хиепископом Симоном Вологодским и мит-
  трополитом Сарским Павлом.
       2 октября 1669 года его поставили
  архимандритом Данилова монастыря в Пере-
  славль-Залесский.Вскоре он умер.
       Конечно,авторитет Григория среди
  старообрядцев был очень большой,он счи-
  тался одним из лидеров старообрядства.
  Его духовный сын - протопоп Аввакум
  очень жалел и сокрушался о его падении.
       Григорий был талантливым проповед-
  ком,он возродил жанр устной проповеди.
       Григорий и Аввакум были духовными
  лидерами старообрядства,но Григорий по-
  каялся и вернулся в лоно Русской Церкви,
  а Аввакум не смог этого сделать и пред-
  почел заживо сгореть в огне.Рассказывают,
  что до последнего была видна его возде-
  тая рука с двоеперстием.
      Вспомним слова святого Иоанна Злато-
  уста,что грех раскола настолько сильный,
  что он не врачуется даже мученической
  кончиной.
       Да,в 17 веке в результате церковной
  реформы Никона произошёл раскол Русской
  Церкви,в результате которого старообряд-
  цы,не согласные с нововведениями церков-
  ными,покинули лоно Церкви.
       Но раскол не касался основных дог-
  матов вероучения,основных положений и
  канонов Церкви,небольшие разночтения
  касались,скорее,обрядовой стороны Церк-
  ви.Некоторые люди считают,что этот рас-
  кол в 17 веке и расколом считать нельзя,
  речь скорее идёт о непослушании,а это
  намного меньший грех,чем грех раскола.
  Вспомним грозные слова Иоанна Златоуста
  насчёт раскольников,которым их основной
  грех раскола не прощается даже мучитель-
  ной смертью.
      Если бы этот раскол касался основных
  догматов и положений Церкви и веры,то
  зачем бы нам объединятся с теми старооб-
  рядцами,которые пожелали с нами воссоеди-
  ниться,в том числе,создав единоверческие
  храмы?Как можно обьединяться с сектанта-
  ми и раскольниками?Потому и объединились,
  что вера и Церковь едина.
      Что касаемо двоеперстия и троеперстия
  то вспомним,что все святые до 17 века
  совершали крестное знамение двоеперстием,
  и Сергий Радонежский,и Анна Кашинская,и
  все остальные святые и все верующие.
      Господу нашему слава!


Рецензии