Иоанн Неронов. пр. 2
примириться с церковной реформой Никона.
12 января 1657 года Иван обличал Нико-
на перед царем.
Он искренно радовался уходу Никона с
патриаршества и написал 2 челобитные царю
с прошением низложить патриарха Никона.
В 1664 году Григорий подал челобитную
царю с просьбой о смягчении участи опа-
льного протопопа Аввакума.
В 1665 году произошёл конфликт в Во-
логде между Григорием и новым архиеписко-
пом Вологодским Симоном из-за нежелания
Григорий служить по исправленным Служеб-
никам.
Григория в оковах отправили в Дмитри-
ев Прилуцкий монастырь Всемилостивого
Спаса,Происхождения честных древ Креста
Господня.
По царскому указанию его освободили.
Конфликт же между Григорием и архиере-
ем Симоном продолжался,последовали много-
численные жалобы и изветы.
Наконец Григория сослали в Горицкий
монастырь Успения Богородицы в Переслав-
ль-Залесский,потом перевели в Иосифов
Волоколамский монастырь Успения Богороди-
цы.
В Волоколамском монастыре служили 2
пожилых священника,поэтому приезд Григо-
рия был как нельзя кстати:Григорий совер-
шал богослужения,правда,пытался вести их
по старым Служебникам,написанным ещё до
реформы.Григорий читал проповеди и пытал-
ся ввести в монастырь более строгий устав
и свои порядки.Григорий обзывал монахов
богоотметниками и бесами.
Впрочем,как усердно Григорий не боро-
лся с церковной реформой Никона, особых
успехов на этом поприще у него не было.
При этом в 1666 году послал челобитную
к вселенским патриархам о новом рассмот-
рении его дела.Его привезли на Большой
Московский Собор 1666-67 годов.
На Большой Московский Собор 1666-67
годов привезли всех видных деятелей ста-
рообрядства.Большинство старообрядцев
признали правильность реформ Никона,пока-
ялись и были отправлены в разные мона-
стыри.Григория вернули в Иосифо-Волоцкий
монастырь под строгий надзор.
Григория перевели в Данилов монастырь
в Переславль-Залесский и оттуда он
смог уехать в Троице-Сергиеву Лавру,
где на богомолье находился царь.Григорий
сумел встретиться с ним и просить у него
милости и снисхождения.
В 1667 году Григорий пишет послание
царю,где обещает не прекословить более
ни словом,ни делом,ни помышлением насчёт
исправленных книг,измененных после рефо-
рмы,а также приносит покаяние перед ар-
хиепископом Симоном Вологодским и мит-
трополитом Сарским Павлом.
2 октября 1669 года его поставили
архимандритом Данилова монастыря в Пере-
славль-Залесский.Вскоре он умер.
Конечно,авторитет Григория среди
старообрядцев был очень большой,он счи-
тался одним из лидеров старообрядства.
Его духовный сын - протопоп Аввакум
очень жалел и сокрушался о его падении.
Григорий был талантливым проповед-
ком,он возродил жанр устной проповеди.
Григорий и Аввакум были духовными
лидерами старообрядства,но Григорий по-
каялся и вернулся в лоно Русской Церкви,
а Аввакум не смог этого сделать и пред-
почел заживо сгореть в огне.Рассказывают,
что до последнего была видна его возде-
тая рука с двоеперстием.
Вспомним слова святого Иоанна Злато-
уста,что грех раскола настолько сильный,
что он не врачуется даже мученической
кончиной.
Да,в 17 веке в результате церковной
реформы Никона произошёл раскол Русской
Церкви,в результате которого старообряд-
цы,не согласные с нововведениями церков-
ными,покинули лоно Церкви.
Но раскол не касался основных дог-
матов вероучения,основных положений и
канонов Церкви,небольшие разночтения
касались,скорее,обрядовой стороны Церк-
ви.Некоторые люди считают,что этот рас-
кол в 17 веке и расколом считать нельзя,
речь скорее идёт о непослушании,а это
намного меньший грех,чем грех раскола.
Вспомним грозные слова Иоанна Златоуста
насчёт раскольников,которым их основной
грех раскола не прощается даже мучитель-
ной смертью.
Если бы этот раскол касался основных
догматов и положений Церкви и веры,то
зачем бы нам объединятся с теми старооб-
рядцами,которые пожелали с нами воссоеди-
ниться,в том числе,создав единоверческие
храмы?Как можно обьединяться с сектанта-
ми и раскольниками?Потому и объединились,
что вера и Церковь едина.
Что касаемо двоеперстия и троеперстия
то вспомним,что все святые до 17 века
совершали крестное знамение двоеперстием,
и Сергий Радонежский,и Анна Кашинская,и
все остальные святые и все верующие.
Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №225080501329