Сведения об акушах в 18-19 века. обычаи

1. На акушинском языке тухум называется «дзегала канте». В тухуме считается 15 родственных степеней: 1. Урши (сын); 2. Уршила урши (внук); 3. Дудеш (отец); 4. Дудешла дудеш (отца отец); 5. Удзы  (родной брат); 6. Удзыла урши (брата сын); 7. Удзыкар (двоюродный  брат); 8. Удзы карлаурши (сын двоюродного брата); 9. Кариган (так называют друг друга сыновья двоюродных братьев); 10. Каригаурши (сыновья от детей двоюродных братьев); 11. Гариган (сыновья от кари-гаурши); 12. Гаригаурши (сыновья гаригана); 13. Барикан (сыновья гаригаурши); 14. Гарикаурши (сыновья гарикана); 15. Турбильган (за­ вязывающий шашку) — сын барикаурши, последнее лицо в тухуме. Самое главное лицо в доме есть старший сын, распоряжающийся и управ­
ляющий домом, — «халал дарга». Старшего лица в тухуме нет; халал дарга при отношении к турбильгану будет таким же турбильганом. Никто не имеет права отделиться от своего тухума, как палец от руки. При убийстве братом брата убийца не получает только части иму­щества убитого, но из тухума не выходит. Родового прозвания тухума в Акушах не имеется, а вообще называются по имени того лица, кото­рое приобрело почему-либо известность в народе, и это название сохра­няется до появления нового известного лица. Особыми правами тухумы не пользовались. В прежнее время всегда выбирали кадиями лиц, изве­стных своей ученостью, знанием шариата, и уже при русских начали назначать кадиями неграмотных, так был поставлен Зугум — отец Нур- Багомы-кадия и Нур-Баганд-кадий, не знающие грамоты.
2. В Акуше было 4 карта (шила-холате) (аульные судьи, хулел-карт), составляющие сельское управление (из каждого магала по одно­ му), и кроме их выбирались еще 4 карта — инспектора, они же и адми­нистраторы (джамаатла-холате), народные судьи, которые лично не разбирали дел, но проверяли разобранные картами дела и если находили дела неправильно решенными, то собирали джамаат, объявляли ему о неправильных действиях картов (шила-холате) и сменяли недостойных по согласию народа, зарезав предварительно быка у провинившегося карта. У джамаатла-холате были у каждого в распоряжении по 2 человека джамаатла-барлулес (чауши), которые собирали следуемое в пользу мечети из вакфских земель, брали штраф у тех, которые воровали из мечети, не делали дороги к землям вакф, кто не исполнял завещаний
своих отцов и не делал поминок на ту сумму, как приказано было в завещании; кто из грамотных людей увозил девушку — брали штраф с того, а с неграмотных штраф брали по распоряжению уже других картов-судей! У каждого карта-судьи было по 4 человека шила-барлулес, послед­них было всего 16 человек, и каждый карт мог распорядиться любым шила-барлулес, приказать ему взыскать штраф и пр. В Акуше был один «мангуш», он один имел право передавать все распоряжения картов и кадий народу, а также если карты задумывали что-нибудь новое или решали важный вопрос и хотели знать мнение народа, то справлялись об этом через мангуша, который приносил им согласие народа на их решение или же отмену такового. При взыскании
с кого-нибудь большого штрафа вместе с несколькими барлулес посылал­ся непременно и мангуш. При въезде в Акушу, около моста, есть площадка Холарги Кадала  Хар, где выбирались только кадии; когда нужно было избрать нового кадия, народ собирался на этой площадке и выделял из себя стариков для совещания — кого избрать. Обыкновенно вопрос этот решался пред­варительно накануне в небольших кружках, и старики знали уже, кого народ хотел выбрать кадием; когда старики удалялись для совещаний, они оставляли с народом будущего кадия, а потом по совещании посы­
лали к народу мангуша с 2 стариками из своего круга, ассистентами, и мангуш объявлял народу, кто был избран кадием. Если кадий отка­зывался от выбора, то старики снимали папахи и упрашивали его принять на себя должность, а если и затем он упорствовал и не согла­шался, то грозили разорить его дом. На обязанности кадия было разбирать шариатские дела, и больше ничего. У него одного имелась именная
печать, и если карты разобрали какое-либо дело своего жителя с жите­лем постороннего владения и по этому разбору нужно было сообщить что-нибудь правителю того владения, то карты посылали мангуша к кадию, чтобы он написал нужную бумагу.
Шила-холате, кроме разбора дел по адату, ни во что не вмеши­вались. Джамаатла-холате были хозяева и администраторы, они следили за неисправностью дорог, мостов и мечетей и проч. Картов обоих сортов и мангуша выбирали так же, как и кадиев,
но на совещаниях стариков принимал участие и кадий, барлулес служи­ ли по очереди, каждый житель 1 год; шила-барлулес назначались не­ грамотные, а джамаатла-барлулес — непременно грамотные.
3. Так как кадием выбирался умнейший и ученейший человек, то родовых кадиев быть не могло. Если кадий желал сам вмешиваться в дела, то он мог изменять и адатные решения картов по своему усмотрению, назначать большие штрафы и пр., но обыкновенно кадии укло­нялись от таких дел, которые подлежали ведению картов. Кадий объявлял войну и собирал ополчение, он назначал сотенных
командиров и приказывал, поскольку человек должно с каждого двора идти на войну. В важных случаях собиралось поголовное ополчение, всякий могущий носить оружие должен был идти. Кадий непременно должен был командовать войсками и идти в битву впереди всех. Войска довольствовались на собственный счет, брали чуреков из дому, а если чуреков не хватало, то отправляли одного из 10 воинов домой за хле­бом, и он доставлял на всех 10 человек чуреков.
4. О делах общественных в Акуше собирались толковать среди селения. О делах всех союзных обществ собирались на Дюз-майдане. Сбор на Дюз-майдане был при настоятельных надобностях иногда 3 и 4 раза в год, а иногда и 2—3 года сборов не было; но почти ежегодно был сбор. Собирались на Дюз-майдане 5 палаток, от 5 обществ: Акушинского, Цудахарского, Усишинского, Мегинского и Мекегинского. Здесь
решались дела по поземельным спорам между этими обществами и сосе­дями. Решались вопросы о войне. Когда к акушинскому кадию поступа­ло много жалоб от других обществ, но они не представляли особенной важности, то собирались на площадке «Ханц Кала» недалеко от Усиши, куда могли не приходить жители тех обществ, к которым дела не каса­лись. Сборы бывали обыкновенно по письменным извещениям акушинских кадиев.
5. Так как акушинские общества были весьма сильны и страшны для соседей, то они были в особенном уважении у шамхала и ханов и отсюда явился адат, что при коронации шамхала все кадии 5 даргин­ских обществ приглашались на празднество с почетными людьми и акушинский кадий надевал папах как почетнейший и получал за это коня с седлом. Все бывшие почетные люди на коронации также получали подарки: черкески, бешметы и пр., даже дарили и их нукеров.

Источник: ЦГИА Груз ССР , ф. 416, оп. 4, д. 18, лл. 1—2. Предположительно датируется 50— 60-ми годами XIX в.


Рецензии