Дионисия Вяземская. Восстание Ивайло

  (Статья Дионисии Вяземской из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать второй год, тридцать шестой номер, страница двадцать восемь)).
  Монгольское иго было тяжким бременем для народа Болгарии. Обычный пастух Ивайло, подняв восстание, в одночасье стал народным героем и - царём. И пусть народный герой правил всего год, его имя до сих пор не забыто потомками.
  Ивайло был не из знатного рода, его предки были пастухами, жившими на северо-востоке Болгарии. Будущий "народный царь" жил скромно и бедно. Жил скромно, пас скот за небольшую плату.
  В те времена в народе зрело недовольство против болгарского царя Константина Первого и болгарской знати. Земледельцы не только чересчур зависели от центральной власти, дворянства и церкви, но и постепенно, шаг за шагом теряли личные свободы. Крестьяне в штыки воспринимали начавшуюся феодализацию Болгарского царства. Кроме того, власть не справлялась с внешнеполитическими проблемами. В тринадцатом веке Болгарское царство переживало серьёзнейший кризис. Экономическая нестабильность усугублялась систематическими набегами монголов, разорявших северные районы страны.
  Беды Болгарии длились не первый год. Ещё во времена регентства Коломана Первого Асеня было принято решение платить ежегодную дань монголам. Когда, по слухам, Коломана отравили, в Болгарии продолжились тяжёлые времена. Между тысяча двести пятьдесят шестым и тысяча двести пятьдесят седьмым годами страна погруизилась в гражданскую войну, из которой победителем вышел Константин Первый Асень Тих. Однако его двадцатилетнее правление не принесло стабильности стране. На юге наступала Византийская империя под руководством императора Михаила Восьмого Палеолога. Слабая центральная власть в лице царя Константина была неспособна справляться с нападениями кочевников.
  За короткое время Ивайло удалось собрать вокруг себя много сторонников. Пастух часто делился с односельчанами сокровенными мыслями. Ивайло рассказывал, что его преследуют пророческие сны. Ночные видения предвещали ему великие дела. Слухи о необычном пастухе быстро распространились среди простых людей. У него появились сподвижники. Вскоре Ивайло доказал, что силён не только мистическим даром: под его руководством восставшие крестьяне сражались отчаянно и весьма успешно.
  В тысяча двести семьдесят седьмом году защищать свою землю от Золотой Орды пришлось крестьянским дружинникам. Их предводителем стал Ивайло. Восстание началось в регионах, где монгольские нашествия были самыми сильными. Народ считал Ивайло "хорошим царём" - идеальным правителем, который распространит равенство между богатыми и бедными. Его вооружённый крестьянский отряд лихо сражался и одерживал победу за победой в схватках с кочевниками. Авторитет бывшего пастуха, а ныне народного героя, всё возрастал. К осени тысяча двести семьдесят седьмого года монголы были полностью вытеснены с болгарской территории. После победы Ивайло со своей армией двинулся в столицу. Царь Константин Первый Асень Тих послал на подавление восстания войска, но те либо переходили на сторону Ивайло, либо просто дезертировали. Видя, что народное восстание подавить не удаётся, царь решил сам выступить во главе войска. Как и следовало ожидать, царская армия была разбита народным отрядом. В этом сражении Константин Первый был убит. После триумфа на поле боя Ивайло обосновался в столице, женился на вдове правителя и стал новым царём Болгарии. Вдовствующая царица сама начала переговоры с Ивайло и предложила ему свою руку и болгарскую корону. Византийские историки обвиняли её в игнорировании морального долга перед умершим мужем, но её решение было продиктовано ненавистью к дяде Михаилу Восьмому, а также желанием удержать власть. Супруга Константина Первого сначала хотела править одна, а потом переменила мнение. Она взяла с Ивайло обещание, что тот сделает её сына единственным преемником на трон.
  Византийцы негодовали, воцарение вчерашнего свинопаса вызывало у них оторопь. Историки отмечают, что именно в тот период соседи решили посадить на болгарский трон своего ставленника. Византийцы были в курсе, что Ивайло не сумел заручиться поддержкой знати и часто ссорился с женой.
  Смерть Константина Первого стала шоком для византийского императора Михаила Восьмого Палеолога, который ранее выехал из Константинополя в Адрианополь, чтобы внимательно следить за ситуацией с Болгарией. Он планировал использовать кризис в Болгарии в своих целях, но после того, как стло ясно, что восстание было борьбой между классами, он приготовился помочь болгарской знати из страха, что народное движение может распросраниться и на Византию.
  Правление Ивайло оказалось недолгим - всего один год. Сразу после коронации ему пришлось вести войну на два фронта: против ордынцев на севере и византийцев на юге.
  Михаил Восьмой всеми силами стремился свергнуть болгарского царя. Византийские войска под командованием полководца Михаила Главы Тарханиота двинулись на Болгарию. В то же время коварный правитель Византии убедил монголов вторгнуться в Болгарию с севера. Ивайло поневоле пришлось организовывать новый военный поход.
  Болгарин сумел оттеснить монголов к северу от Дуная. Однако византийцы были более опасны и атаковали широким фронтом от Шипкинского перевала до Чёрного моря. Несмотря на свой тактический талант, Михаил Глава не смог добиться победы - болгарские отряды в Балканских горах, возглавляемые полководцами Ивайло, Момчилом, Команом, Дамианом, Канчо и Станом, отбили атаку. Борьба между болгарами и византийцами была ожесточённой. У Ивайло был принцип - не брать пленных. Первое время действия болгарских войск были успешными, однако в тысяча двести семьдесят девятом году кочевники заперли полководца в Доростоле и осаждали город три месяца. За это время в столице распространились слухи о гибели царя, и местная знать возвела на престол Ивана Асеня Третьего. Стоит заметить, что претендента на болгарский престол - Ивана нашёл византийский правитель, вездесущий Михаил Восьмой. Новый ставленник был сыном Мицо Асеня, и жил он в византийской империи. Кстати, Иван был женат на дочери Михаила Восьмого.
  Оборона осаждённого Доростола продолжалась три месяца. Вопреки слухам о гибели, Иван смог вырваться из кольца неприятеля. Он разбил византийское войско, однако силы его были на исходе. Крестьянский царь видел, что моральный дух его армии сильно упал, а поддержка среди народа, разочарованного бесконечными войнами, ослабевала. В тысяча двести восьмидесятом году он отправился на поиск союзников в Золотую Орду. Там он за одним столом сидел с заклятым врагом царём Иваном Асенем Третьим, который тоже пришёл к монголам просить помощи вернуть ему болгарский престол. В хрониках тех лет можно встретить упоминание, что Ногай везде водил с собой униженных правителей. Хан хвалился, что у него за столом сразу два царя и законных претендента на болгарский престол. Вскоре Ивайло был убит по приказу хана Ногая. Императрица Мария, которая была беременна от Ивайло, была низложена и отправлена в ссылку в Константинополь.
  Для Болгарии два десятилетия, последовавшие за смертью Ивайло, стали самыми тяжёлыми. Постоянное вмешательство монголов во внутренние дела государства и постепенный распад центральной власти отрицательно сказались на мощи страны. В этот период византийцы оккупировали большую часть оставшихся болгарских владений во Фракии. Однако с тысяча трёхсотого года страна возродилась под властью Феодора Святослава.
  Ивайло прожил интересную жизнь. Он, не имея образования и знатных покровителей, сумел сплотить вокруг себя простой люд и создать победоносное войско. Ивайло проявил себя успешным полководцем, разгромив монголов и другие армии, и заставил вельмож признать себя царём Болгарии. Кто знает, видел ли пастух в своих пророческих снах, что его правление будет недолгим? Но ясно одно: образ борца за справедливость вдохновил на подвиги несколько поколений болгар. Пример Ивайло был заразительным, но так случилось, что другие крестьянские восстания в средневековой Европе потерпели неудачу. Установить новый социальный порядок в пользу простых людей героям из народа не удалось.
  Историческая драма "Ивайло" рассказывает о жизни народного героя. Но это не единственное произведение, посвящённое болгарскому пастуху. Сразу несколько болгарских писателей (Иван Вазов, Стоян Загорчинов, Евгений Константинов), вдохновлённые историей победоносного взлёта Ивайло, сделали его героем своих книг.


Рецензии