Дмитрий Инзов. Древняя империя зла

  (Статья Дмитрия Инзова из журнала "Загадки истории" (две тысячи двадцать второй год, двадцать первый номер, страница шестнадцать)).
  Ассирийская держава охватывала территорию нынешних Ирака, Сирии и Израиля. Но величие достигалось большой жестокостью. Современники считали это государство самой настоящей "империей зла". И было за что...
  Ассирийская держава существовала почти две тысячи лет назад. Один из пиков её расцвета пришёлся на восьмой-седьмой века до нашей эры. Именно в это время Ассирия стала своего рода притчей во языцех. Очевидцев приводила в шок чудовищная жестокость ассирийских правителей.
  Вот как библейский пророк Наум описывал город Ниневию, столицу Ассирийской империи: "Горе городу крови! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нём грабительство... Несётся конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам".
  Может быть, пророк немного преувеличил, и на самом деле всё было не так уж плохо? Всё было гораздо хуже! Во-первых, ассирийцы для сплочения своей империи - за много веков до тиранов двадцатого столетия - придумали такую вещь, как массовые депортации народов. То есть из одной покорённой области люди переселялись в другую покорённую область или во внутренние (собственно ассирийские) регионы государства. И наоборот. Деалось это для того, чтобы народам сложнее было бунтовать.
  Во-вторых, ассирийцы использовали такие "убедительные" средства устрашения, что пробирало даже самых твердолобых. Потом, когда и для Ассирии настал час расплаты (в шестьсот двенадцатом году до нашей эры Ниневия - столица Ассирии - была взята и разрушена), победители поступили с городом так, как обычно поступали сами ассирийцы.
  Послушаем мнение известного советского историка Игоря Дьяконова из его работы "История Мидии": "Всё это не пустая риторика. Мы можем не сомневаться, что именно так поступили победители со вполне реальным населением Ниневии: способные носить оружие были перебиты, остальные уведены в рабство. Дети, неспособные перенести тяготы пути, убивались на месте. А знатных женщин в знак позора заставляли идти в рабство, задрав подол. Можно ли было ожидать другого?
  А разве ассирийцы не сжигали детей на массовых кострах (!), не складывали живых пирамид, не расшибали младенцев об углы зданий, разве не украшали своих дворцов рельефами с изображением пленниц с задранными подолами? Могли ли ассирийцы ожидать гуманного обращения от мстителей?".
  Кстати, что это за "задранные подолы пленниц", о которых идёт речь в тексте? Дело в том, что, угоняя с собой пленных вражеских женщин, ассирийцы заставляли их идти, задрав юбки и демонстрируя обнажённые половые органы. Это было чем-то вроде знака позора и унижения. А что оставалось делать бедным женщинам? Приходилось идти.
  Вообще, ассирийские законы были довольно суровы даже по отношению к собственным женщинам - не то что вражеским. Так, неверную жену в Ассирии муж просто выставлял голой (в буквальном смысле) на улицу. И там она уже должна была сама искать себе пропитание. Хорошо, если живы родители. А если нет? Тогда путь один - в дешёвые уличные проституки, чтобы заработать для начала хотя бы на одежду!
  Ещё в Ассирии, как и во многих других странах Востока, в ходу был такой обычай, как левират. Что это означало7 Если старший брат ненароком помирал, то его жена автоматически переходила к следующему по старшинству брату. Это хорошо, если супруга у покойника была молодая и симпатичная. Но если нет, то всё равно приходилось брать. Традиции!
  Хотя, впрочем, формально брат усопшего мог отказаться брать себе его жену. Тогда отвергнутая вдова имела право в присутствии старейшин снять с ноги отказавшегося деверя одну сандалию и плюнуть ему в лицо. В прямом смысле. После чего тот, в кого наплевали, получал обидное прозвище "разутый" и становился объектом презрения всего коллектива. Поэтому немногие выбирали такой вариант. Это была своего рода гарантия женских прав, чтобы не оказаться на улице после потери кормильца.
  Хотя, конечно, находились и такие наглецы, которым плюй глаза - всё божья роса. В таком случае отвергнутой вдове приходилось туго. Её, опять-таки, выставляли на улицу. Правда, уже не голой, как неверную жену. Но всё равно весёлого в этом было мало. На улице был ведь путь один: или в нищенки, или в проститутки. Нравы тогда были жестокие, без всяких сантиментов.
  Вот как выглядела столица Ассирийской империи в эпоху своего расцвета при царе Ашшурбанапале (шестьсот шестьдесят девятый - шестьсот двадцать седьмой годы до нашей эры): "У городских ворот в клетках на собачьей цепи сидели цари, пленённые Ашшурбанапалом, и толкли в ступах вырытые из могил кости своих предков. Башни и стены Ниневии покрывала кожа, содранная с врагов Ашшурбанапала. На рынках ассирийских городов пленные арабы... служили разменной моентой: ими платили за кувшин вина, кирпичи и работу садовника...".
  Кстати, столица Ассирийской империи - Ниневия - был перым городом в истории архитектуры с прямыми улицами. Хозяева должны были строить дома чётко вдоль предписанной прямой линии. Нарушителей сажали на кол на крыше собственного дома. В итоге квартальные линии были выдержаны идеально!
  В знак покорности вождь каждого побеждённого народа должен был присать в гарем Ашшурбанапала женщину - свою дочь или сестру. Древние восточные хроники пестрят такого рода сообщениями: "Для умилостивления Ашшурбанапала он прислал ему в гарем свою дочь". Или: "Покорился царь и тоже послал Ашшурбанапалу свою дочь в гарем". Но всех превзошёл царь финикийского города Тира. Когда он увидел ассирийские полчища, то сразу же так испугался, что прислал Ашшурбанапалу не только свою дочь, а заодно и дочерей своих братьев.
  Непокорных властителей ждала печальная участь. Им приходилось участвовать в послеобеденном отдыхе великого Ашшурбанапала - правда, только отдельными частями своего тела. Вот, например, как историки невозмутимо сообщают: "Эламский царь Теумман был разгромлен и убит. Его отрубленная голова, повешенная на дереве в дворцовом саду, услаждала взоры Ашшурбанапала и его жены Ашшур-шаррат, когда они отдыхали и пили вино в садовой беседке...".
  Что ещё из интересного? Так, например, в Ассирии были оригинальные казни. Как вы понимаете, казнь путём простого отрубания головы считалась легчайшей. К ней прибегали крайне редко, когда хотели оказать жертве великую милость. Обычно же в ходу были казни более изощрённые. Одной из таковых называлась "корытная пытка". Вот что она из себя представляла: "Человека заковывают в два деревянных корыта так, что снаружи остаётся лишь голова, и ничто, из казнимого выходящее, не вытекает из корыт. А палачи кормят его мёдом и молоком (чтобы вызвать диарею) и лицо ему обмазывают мёдом. Мухи слетаются в нечистоты, откладывают яички, и в живом человеке заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Жертвы вопят по две-три недели кряду, пока к ним не придёт милосердная смерть...".
  В общем, подволя итог, можно сказать, что Ассирия действительно была империей зла. Причём без всяких кавычек. В конце концов, порабощённые народы восстали и свергли ассирийское иго. Город Ниневия - столица империи - был взят и до основания разрушен. Произошло это, как мы уже сказали, в шестьсот двенадцатом году до нашей эры. А дальше уже началось мифотворчество.
  Фигура жестокого ассирийского владыки Ашшурбанапала послужила прообразом для легенды о сказочном царе Сарданапале. Легенда эта сначала появилась у древних греков. А затем она стала достоянием и средневековых европейцев.
  Вот что гласила эта популярная история, передаваемая из поколения в поколение. Ассирийский царь Сарданапал погряз в роскоши, пьянстве и разврате. За развлечениями он совсем забыл о государственных делах. А потом, когда вспыхнул мятеж покорённых народов, было уже поздно что-то предпринимать. Поняв, что "его песенка спета", Сарданапал устроил прощальный пир, на котором перебил всех своих наложниц и собутыльников. Затем царь поджёг дворец, и сам сгорел вместе с ним.
  Уже в девятнадцатом веке на основе этого популярного сюжета французский художник Эжен Делакруа создаст свою знаменитую картину "Смерть Сарданапала" (тысяча восемьсот двадцать седьмой год). Художника тут же обвинили "в эротомании и смаковании жестокости". Но сам Делакруа писал, что образ Сарданапала - суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
  Конечно же, исторический Ашшурбанапал ни на каком пиру себя вместе с гостями не сжигал. Он тихо умер за пятнадцать лет до краха своей империи. Но это уже никого не интересовало. Легенда зажила своей жизнью - гораздо более популярной, чем реальная история этого восточного владыки...


Рецензии