Боярыня Морозова
рин Борис Морозов женился на молоденькой
Анне Милославской в 58 лет,детей у них
не было.
Его брат боярин Глеб Морозов женился
на своей первой жене Авдотье и счастливо
прожил с ней 30 лет,но детей у них тоже
не было.Первая жена умерла и Глеб женил-
ся на 17-летней красавице Феодосии Соков-
ниной,дочери московского дворянина Проко-
пия Соковнина.Юная красавица жена родила
Глебу сына Ивана.
Феодосия Соковнина и есть знаменитая
боярыня Морозова,непримиримая противница
церковной реформы Никона. На картине Ва-
силия Сурикова "Боярыня Морозова" мы ви-
дим главную героиню картины как женщину
в возрасте,на самом деле ей было около
30 лет,когда её везли на дровнях в Чудов
монастырь.
Феодосия Соковнина, в замужестве Мо-
розова,родилась 21 мая 1632 года.
Происхождением своим она принадлежит
к германскому роду рыцарей Мейендорфов.
В 1200 году один из Мейендорфов получил
замок Икскюль,ныне Ишкиле в Латвии, - от
князя-епископа Рижского.
В 1545 году барон Иоганн фон Икскюль
выехал на службу к царю Ивану Грозному и
принял православное крещение с именем
Федора.Его сын Василий по прозвищу Соков-
ня стал родоначальником дворянского рода
Соковниных.
В 1649 году Феодосия Соковнина стала
женой знатного боярина Глеба Морозова.
В 1653 году началась церковная рефор-
ма Никона.
Церковная реформа Никона состояла в
унифицировании богослужебных книг и,стало
быть,упорядочивания богослужения и введе-
ние единогласия.Протопоп Аввакум в этой
части церковных реформ был единодушен с
патриархом Никоном:необходимо было приве-
сти в порядок богослужебные книги,таким
образом,упорядочить и саму службу в храме
Символом церковной реформы Никона
стало троеперстие вместо двоеперстия.
Были и другие церковные нововведе-
ния,например,отныне крестный ход вокруг
храма совершался против солнца,а не по
солнцу как раньше.Земные поклоны заменили
поясными.Возглас "Аллилуйя" теперь должно
было петься трижды,а не дважды как раньше
Теперь почитался не только восьмиконечный
крест,но шестиконечный и четырехконечный.
Все эти нововведения вызвали бурный
протест у населения: меняли веру отцов.
Но никто из законопослушных прихожан не
посмел уйти в раскол.Другие посмели.
Царь Алексей Михайлович поддерживал
церковную реформу,при нем репрессировали
только вождей раскола и наиболее видных
её представителей.
Ещё через 10 лет патриарха Никона
лишили сана и бросили в заключение,а
протопопа Аввакума привезли в Москву
и принялись уговаривать его принять
церковную реформу Никона.
У Аввакума было множество духовных
чад,но самыми известными его духовными
чадами были боярыня Морозова и её сестра
Евдокия,в замужестве княгиня Урусова.
Дом Морозовой стал центром старооб-
рядчества,у неё живут раскольники,сама
боярыня с помощниками пишет огромное
количество писем во все концы страны,
призывая стоять до конца за веру отцов.
К этому времени боярыня Морозова
стала управляющей поместиями до совершен-
нолетия своего сына Ивана.Дело в том,что
в 1661 году умер дядька царя Алексея Ми-
хайловича боярин Борис Морозов,имения и
наследство его отошло его молодой жене и
младшему брату Глебу,но Глеб Морозов ум-
рет в следующем 1662 году,Через несколько
лет умрёт и молодая жена Бориса Анна Ми-
лославская.Всё унаследовал несовершенно-
летний сын боярыни Морозовой - Иван.
Иван и мать его Феодосия Морозова
стали самыми богатыми людьми страны.Её
духовный отец протопоп Аввакум ругает
её,что она пожертвовала Церкви только
6 рублей,это большие деньги по тем вре-
менам,но для боярыни Морозовой сущие
копейки.Из этого послания протопопа мы
видим,что и боярыне Морозовой присущи
разные недостатки,все мы живые люди.
Феодосия Морозова тайно принимает мо-
нашеский постриг с именем Феодора.Значит,
теперь ей предстоит оставить все материа-
льные привязанности и устремления.
Конечно,царю Алексею Михайловичу из-
вестно, что дом боярыни Морозовой превра-
тился в центр старообрядчества.Он пытает-
ся вначале мягко вразумить её.
В 1665 году у боярыни Морозовой кон-
фискованы огромные поместья.Но Морозова
дружит с царицей и та заступается за неё,
и большую часть изъятых имений ей возвра-
щают.
В начале 1671 года царь Алексей Миха-
йлович женится на молодой Наталье Нарыш-
киной.Боярыня Морозова по статусу должна
была присутствовать на бракосочетании
царя,но она не приходит.Царь начинает
обдумывать,как ему решить эту проблему:
боярыни Морозовой и сестры ее Евдокии
Урусовой.
По приказу царя в дом боярыни Морозо-
вой является архимандрит Чудова монастыря
и будущий патриарх Иоаким,он допрашивает
боярыни Морозову и её сестру.Уходя,он ос-
тавляет их под домашним арестом.
Через 2 дня боярыню Морозову арестуют
и перевезут в Чудов монастырь,этот момент
и запечатлел художник Василий Суриков.
Боярыня Морозова часто совершает
крестное знамение двоеперстием и при этом
высоко поднимает руку вверх с двумя пер-
стами как символ старообрячества.
В тюрьме боярыня Морозова узнаёт о
смерти сына Ивана,мальчик был очень расс-
троен арестом матери,занемог и вскоре
умер.
Царские сановники предлагали сжечь
сестёр,но бояре воспротивились такой же-
стокой расправе над знатными узницами.
Сестёр пытали на дыбе и бросали на
лёд обнаженными спинами.
Боярыня Морозова обращалась к своим
мучителям:
-Вы же христиане,зачем вы так мучаете
людей?
Боярыню Морозову посадили в заключе-
ние в Новодевичий монастырь,вся знать
Москвы стала приходить к ней,чтобы самим
увидеть крепкое терпение Морозовой.
Тогда их сослали в Боровск,но и там
их навещали единомышленники,боярыня Мо-
розова писала много писем,прося крепко
стоять за веру отцов.
Царь Алексей Михайлович решил как мо-
жно скорее решить эту проблему:сестёр
бросили в яму,земляную тюрьму и морили
голодом:или бросали несколько крошечных
сухариков без воды,или спускали попить
воду без сухариков.Известно,что боярыня
Морозова выпрашивала у стрельцов еду,но
всё было тщетно:приказ был сверху уморить
голодом их.
Первой из сестёр умерла княгиня Уру-
сова,она продержалась 2,5 месяца.
Почувствовав приближение смерти,она
просила сестру петь отходную,так они и
пели вместе молитвы на уход души.
Боярыня Морозова умерла 2 ноября 1675
года,тайно похоронена рядом с сестрой,
местонахождение их могил засекретили.
Умерли они с именем Христа на устах.
Господу нашему слава!
Свидетельство о публикации №225080501783