1462. Хутор. чертовщина. Туманная встреча у брода
После сытного завтрака лежебока и бездельник Злотазан валялся на печи, вынашивая планы своих предстоящих дел.
Оно бы ему ещё в средине оттепели, когда его голову посетила одна довольно вразумительная мысль о переоборудование усадебного цементированного колодца под тайный схрон зерна, сходить бы и произвести тщательную подготовку, вычистив весь мусор, который туда успели накидать, да сровнять сруб в уровень земли и замаскировать, набросав поверх всякого не потребного хлама.
Чего тянул с этой затеей, так и сам толком не знал, возможно нашлись куда более важнее дела, а скорее всего тому привычка оставлять всё на потом.
Так бы и вылёживался беспечный интриган до самого обеда, если бы не пришедшая хозяйка не принесла бы с собой одно ценнейшее известие, что Гаврила Кондратюк запряг в телегу свою лошадёнку и собирается съездить в станицу.
Эта новость была подобна вылитому кипятку на голову авантюриста-затейника, вынужденно заставив его проявить поспешность к предстоящим событиям, дав задание Васятке приглядывать за улицей и проулком, в случае проезда Кондратюка в срочном порядке сообщить ему, какой тот дорогой проехал в станицу.
Вот она невероятная возможность повидаться с ним, казалось бы ничего подобного не предвещало на сегодняшний день и на тебе, какая приятная наклёвывается обстановка, сама судьба распорядилась преподнести этот неожиданный подарок.
Приятное злодейство вскипало торжеством не предвиденного случая, пора, давно пора напомнить Гавриле и его приспешникам о затянувшейся выплате, долг, как утверждает народная молва, платежом красен, а они чего-то тянут, не понятно на чего надеясь.
Злотазан весь извёлся в ожидании прихода Васятки и его краткого, но вполне вразумительного доклада о проезде по хутору Кондратюка, что станет для него отмашкой к дальнейшим решительным действиям.
Волнение, это неприятное чувство потерянности, давит и распирает нутро подобно преждевременной болезни, да и как ему не быть, если на этого Харитошу нет большой надежды, у него в одно ухо влетело, а в другое вылетело, тут же позабыв о чём ему только что толковали.
Но напрасны оказались все переживания, взвизгнула входная дверь, а затем отворилась дверь из сенцев в комнату и на пороге показался Васятка, делово и по военному отрапортовав.
-Павл Андреич мной был замечен проезжающий мимо двора Гаврила Кондратюк в своей повозке.
-Судя по наличию в коробе большого количества соломы, могу предположить, что под ней спрятаны мешки с зерном.
-Василёк, хочу от тебя услышать не большое дополнение.
-Гаврила был один или кто с ним был на пару?
- Как есть Павл Андреич один, в точности один,
уже не столь уверенно ответил Василий.
-Ладно Василёк, с этим разберусь сам, ты иди, займись воротами, вдруг придётся заехать, а они у тебя возьмут и развалятся.
-Не красиво получиться и к тому же выйдет стрёмно.
Не успел Васятка выйти в сенцы и закрыть за собой двери, как лениво возлежащий на печке Пал Андреич ужом проскользнул через дыру в потолке на чердак, где надевая свой чёрный мундир имел допущение выдвинуть очередную версию, что Кондратюк по всей вероятности может заехать к своему приспешнику Витальке Михасёву.
Важное упущение, очень даже важное, да и Васятка безынициативная натура мог бы проследить, завернёт Гаврила к его двору или проедет мимо.
Всё надо самому додумывать, этого Харитошу не пихни в зад, так он и лишнего шага не сделает.
Чего Васятку корить, коль сам хорош, уж если просишь его исполнить свою просьбу, то будь добр обстоятельно объяснить, чего делать и как поступить.
Это дело поправимое, благо туман довольно плотен, если что можно будет со стороны задов глянуть, стоит подвода у двора, если нет, то Кондратюк проследовал далее, хотя попутно мог подцепить Витальку в качестве помощника, ну не самому же мешки ворочать.
Преобразившись в Чёрного Комиссара и поправив кобуру с деревянным маузером на боку, прошёл к дверце, приоткрыл её, прислушался, не найдя ничего подозрительного соскользнул вниз по лестнице, а там прикрываясь летней кухонькой, прошмыгнул через хозяйственный двор на зады.
Знакомой и натоптанной тропкой прошёл к задам подворья Михасёвых, пытаясь в точности определиться, стоит Гаврилова подвода у двора или же у него имелись планы иного толка.
Через не спешные волнообразные потоки тумана не было полной гарантии, присутствует у ворот запряжённая в телегу лошадь или же это только видимость собственного воображения.
Иной раз густота тумана не позволяла рассмотреть не далее десятка шагов от себя, а то вдруг появится просвет, но не столь ясный, давая знакомые очертания предметам.
Стоять вглядываться и гадая, подобно обрыванию лепестков с ромашки, не в правилах опытного заклинателя дохлых змей, преодолев препятствие в виде канавы и насыпанного бруствера, оказался в чужих владениях, что придавало осмотрительной осторожности, а пройдя вглубь и спрятавшись за небольшой стожок, вскоре обнаружил, что ни какой подводы и близко не видно у двора Михасёвых.
А тут ещё произошла очередная напасть, его учуяла дворовая собака и подняла лай, пришлось в срочном порядке ретироваться, выйти на зады и пуститься вдогонку за Гаврилой Кондратюком.
Как вскоре выясниться, драгоценное время безвозвратно упущено, оказавшись на дороге выходящей из хуторской улицы и свежих оставленных следов от колёс телеги, подобно гончей собаке он устремился вслед проехавшему Кондратюку.
У перекрёстка, значительно поросшего бурьяном в сторону порушенной конюшни и по направлению дороги в степь было замечено странное поведение Гаврилы, возможно у него возникли сомнения и он не решился спускаться в балку по хуторскому извозу, а поехать в объезд, но где тогда логика правильного выбора?
Хуторские извозы хоть с этой, хоть с той стороны балки затяжные и пологие, что для его лошадки не столь тяжкая нагрузка.
Может чего перепутал в тумане или его лошадь по привычке попыталась завернуть на степную дорогу?
Сделав не значительный полукруг на перекрёстке, есть некая догадка его намерения объехать подлог или заговор, без всякого желания изменить свою жизнь в худшую сторону, есть в этом здравый смысл, обезопасив себя от всякой подлой случайности.
Только Кондратюк понятия не имеет, что к нему уже прицепилась чёртово проклятие и если в ближайшее время он не сумеет откупиться, то его никчёмная участь окажется плачевной.
Следуя по ставленым следам и пройдя по извозу обратил внимание, Гаврила воспользовался ползунком подсунув его под заднее колесо, не трудно догадаться, что он перевозил в телеге не менее четырех мешков, если это была пшеница, то не сложно произвести пару арифметических вычислений, которые и укажут общий весь зерна в двадцать пудов.
Ячмень окажется чуток по легче, а вот с овсом он не стал бы возиться, не столь тяжек вес для его лошадки, чтоб не сдержать напирающую сзади телегу.
Внизу извоза он остановился, вынул из под колеса ползунок, сходу преодолел брод и оказался на другой стороне, припоздал маленько Злотазан, не успел, а меньше бы торчал на задах, тогда бы встретился с Гаврилой нос к носу на самом перекрёстке.
А возможно это и к лучшему, что так вышло, если рассудить трезво, а самоучка-сыщик был трезв как ни когда, то согласно возникшим обстоятельствам не трудно было догадаться о поездке Кондратюка в саму станицу с ближнего края к хутору, а если бы собрался смолоть муку, то выбрал иной путь, избрав более выгодную дорогу по правобережью балки.
Ну что ж, синица как видим упорхнула, придётся дожидаться журавля, а вот какой дорогой он вздумает ехать обратно, получается совсем иного толка тема, изнуряющая своим со постановлением имеющихся фактов и умопомрачительных размышлений.
И самое главное, когда он собирается вернуться обратно, приехать разгрузиться и обратно или загоститься до самого вечера, а также не стоит отказываться и от такого факта, что он сегодня вообще не собирается возвращаться обратно.
Придётся выбрать тактику охотника и понадеется на удачу, такой хозяйственник как Гаврила не станет задерживаться в гостях и в добавок заниматься пьянством в весёлой и шумной компании.
Не того склада он человек, отцовская муштра крепко засела в нём, своё хозяйство в первую очередь, где всех работ не переделать каким бы ты упорным в работах не был.
Опять же, такой случай упустишь и другого уже не будет, а там день другой и повалит снег, придут морозы и Кондратюка уже до самой весны не выковырнуть будет из дома.
Если дожидаться, то здесь у брода, ничего, что туман пронизывает своей сыростью до самых костей, претерпевал и не такие неприятности, так что давний опыт имеется.
К тому же есть конкретная цель, а она в случае удачного исхода позволит значительно пополнить личные сбережения.
Кому как суждено добывать для себя хлеб насущный, кто тяжким трудом горбатиться всю жизнь, кто на перепродажах поднаторел извлекать личную выгоду, а кому судьбой уготовлена участь быть изобретательной натурой извлекать средства из всего, из чего только можно добыть свою копеечку.
Ожиданию свойственна манера замедлять бег времени, где каждая секунда настолько тягуча, что иная минута может показаться вечностью.
Околачиваться у самого брода особой надобности не было.
А посему пройдя с полсотни метров верх по излучине речки примыкающей к самому краю горы, имея природный затишек, где и обосновал себе временное пристанище хуторской чёрт.
В такую ненастную погоду трудно определиться со временем не имея в кармане надёжных часов солидной фирмы, приходиться ориентироваться на внутреннее чутьё.
Предположительно прошло не менее двух часов и несколько выкуренных папирос в томительном ожидании, а вскоре до его слуха донеслось поскрипывание колёс по противоположной стороне балки.
Навострив свои уши и внимательно вслушиваясь за передвижением едущей подводы едва не пустился в пляс, без всякого сомнения определившись, что это возвращается Кондратюк, завернув на хуторской извоз.
Наскоро отрепетировав предстоящую речь, было направился к переезду через брод, как до его слуха донёсся поток нецензурной брани раздавшийся по другую сторону речки, что в такую поганую погоду даже чёрт сидит на печке и не высовывает своего носа, оттого что в двадцати шагах толком не разглядеть куда ехать и легко сбиться с дороги.
По свойственной только ему матерщине не трудно было догадаться, что это был в крепком подпитии Гришка Дорохов, уважаемый всеми в былое время конюх с помещичьей конюшни.
Как было не обозлиться на него, да если бы не ожидание Кондратюка, то Злотазан с большим удовольствием устроил бы Гришке кучу мерзопакостных подлостей.
Пусть попомнит Гаврилу добрым словом, если бы не ожидании его возвращения быть бы Гришке одураченным до полнейшего отупения, блукая в полном тумане не находя дороги в хутор.
Так бы и кружил вокруг да около, а то бы и в соседний хутор попал, став людским посмешищем до полного отрезвления.
Дорохов по давней привычке не привыкший жалеть скотину и лошадей, хлестая кнутом и покрикивая на коня сходу преодолел брод, а там и в гору его погнал скорым шагом.
Выходит зря обнадёжился матёрый интриган, вышло довольно не приятное недоразумение, как говорят опытные рыбаки, случилась поклёвка, да совсем не той рыбы, для которой приготовлен большой и острый крючок.
Прошло по определению ловца крупной дичи не менее часа, то ли туман стал гуще, а возможно, дело шло к вечеру, а Кондратюк всё не возвращался.
За прошедшее время томительного ожидания много чего пришлось проанализировать, взвесить сопоставить, обдумать и взглянуть с разных сторон.
Опять же не давало покою золото старого Григоренко, вспомнился случай, когда этот старикашка ловко его надул, разыграв до невероятности правдоподобную интрижку с припрятыванием чугунка в нужнике и как ни прискорбно об этом вспоминать, но на эту его ловкую уловку и попался Злотазан.
А чего тут странного, если этот трюк специально проделал старик, в точности зная, что в дерьмо больше никто не решиться полезть, взял да и спрятал там золотые червонцы.
Ну и чего бы не проверить, это ведь большого труда не составит, а в случае удачной находки будет за что себя похвалить.
А вот едва слышно по дороге катила телега, по тону дребезжащего короба не трудно было догадаться, что он пуст, неужели это возвращался Кондратюк?
Ну что ж, ещё пяток томительных минут и станет ясно, случиться у них неожиданная встреча или же это окажется очередной промах?
Как необычно встревожилось нутро, распирая изнутри леденящим холодком, отчего пришлось невольно подёрнуть плечами, немного съёжится и самое интересное без всякого сомнения направить свои стопы к броду через речку.
Злотазан встал невозмутимым памятником чуть поодаль от берега скрестим руки на груди и расставив ноги на ширину плеч, устремив свой пронзительный и холодный взгляд в пелену густого тумана.
Вначале в густоте тумана проявилась идущая не спешным шагом лошадка, а там и сидящий в повозке Кондратюк с каким-то отрешённым и беспечным взглядом, вероятно всего мечтавшего по скорее добраться до дому и оказаться в тёплой хате с большим желанием вкусно отобедать.
Будет ему сейчас и хата и щедро накрытый стол, вареники в сметане и чарочка для аппетита.
Подъехав к речке и позволив лошади войти передними ногами в воду, Гаврила её остановил, позволив ей напиться студёной водицы, в то же время Чёрный Комиссар нацепив очки с одной линзой замазанной сажей, с отсутствием другой, что придавало ему некий стильный шарм, не спешной походкой вразвалочку не заметно для Кондратюка вышел на край берега и с высоты своей значимости, пользуясь моментом, небрежно бросил.
-Ну что Гаврюха!
-Не ожидал меня встретить в этом месте?!
От подобной неожиданности Кондратюк вздрогнул, приподнял голову и с застывшим ужасом в глазах уставился на непонятно откуда взявшегося Чёрного Комиссара, непроизвольно и медленно просовывая руку под полу верхней одежды.
-Даже и не рыпайся!
в приказном порядке воскликнул призрак, приоткрыв кобуру и демонстративно положив свою ладонь на ручку маузера.
-Сиди и не дёргайся, иначе я за себя не ручаюсь!
-Вы чё думали бестолочи, рубанули меня шашкой, снесли пол черепа и на этом посчитали, что покончили со мной?!
- Да меня хоть на куски разруби, всё одно соберусь вместе и отомщу ужасной местью!
- Как видишь я сумел оклематься, у меня как у кошки девять жизней, две вы уже попытались у меня отнять.
-Не стану я перед тобой Гаврюха тары-бары разводить, да уговоры уговаривать.
-Проштрафился ты со своими дружками, Стёпкой и Виталькой, пропустили все сроки уплаты контрибуции и наплевательски отнеслись к моему ультиматуму, за что я вас наказываю дополнительной выплатой.
-А что ты хотел Гаврила?!
-Чтоб я вам простил свои обиды?!
-Да не бывать такому, уж если вновь попытаетесь пойти в отказ, то я вынужден буду доложить на вас куда следует.
-А там, поверь мне, не станут разводить канитель, как врагов народа поставят к стенке и делу конец.
-Но мне от вашей погибели мало проку, окромя морального удовлетворения.
-Если хочешь жить и не бояться всякого стука в калитку, то слушай меня внимательно и запоминай.
-Каждый из вас уплатит мне тысячу рублей золотом.
-Только не надо разводить передо мною нюни и говорить, что не имеете в своих запасниках золота.
-Я согласен взять ювелирными изделиями и домашней утварью из расчёта грамм на грамм.
-Но это ещё не всё, за мою порубленную голову и подлый обман, внесёте ещё по пятьсот рублей, опять же золотом.
-Даю вам трёхдневный срок, а там решайте сами, дать согласие или отказаться.
-Собранную сумму отнесёте в усадьбу и оставите на подоконнике первого подвального окна, что со стороны заброшенного сада.
Кондратюк сумев перебороть в себе страх и придав своему голосу скорбной печали, произнёс.
-Да нам такого и за два месяц не собрать.
-Даже всё распродав до последней нитки не набраться такого количества в уплату.
-Я не против, да и мои ребята тоже согласятся, нам только бы отсрочку отодвинуть на более позднее время.
-А как всё соберём, то непременно уплатим, в чём нет никакого отказу, без всякого обману, за что отдаю свою голову на отсечение, если случиться с моей стороны подвох.
- Два месяца просишь?
грозно произнёс Чёрный Комиссар,
-а не слишком ли эта большая роскошь для вас?
-Могу уступить и отсрочить, но не больше чем на месяц.
-Запомни Гаврюха, ровно месяц у вас уладить все дела со мной.
-Отсчёт времени начнётся ровно в полночь по окончанию этого дня, а там не обессудьте, коль не справитесь ко времени.
-Можете себе заказывать панихиду у попа, если решитесь пойти на обман.
-И смотрите у меня, я буду постоянно приглядывать за вами и если что не так, не сносить вам своих голов.
-А теперь поезжай и оповести своих дружков, пусть знают, что Чёрный Комиссар даёт им отсрочку ровно на месяц и ни дня больше.
- Ровно через двадцать девять дней дам о себе знать и не вздумайте взбрыкивать, выпрашивая очередную уступку.
Гаврила на секунду отвлёкся, чтоб взять в руки вожжи, а Чёрного Комиссара как и не бывало, будто он растворился в тумане, появился из него и в него же исчез, как в таком случае не подумаешь о превратностях изменчивого мира.
Шлёпнув вожжами лошадь по крупу и прикрикнув для порядка, повозка преодолела мелкий брод, выехала на более высокий берег и покатила в сторону извоза, а довольный интриган своей проделкой стоял в сторонке и ухмылялся, задуманная им афера имела оглушительный успех, окончив свой первый акт под опускание туманной занавеси.
04-05 август 2025г.
Свидетельство о публикации №225080501828