Колесо Абаддона. Управляемый хаос
Клайпеда-Каунас, борт самолёта Fi-156 Storch
Нулевой вариант окончательного решения еврейского вопроса на подконтрольных странам Оси территориях предусматривал физическое уничтожение десяти (по другим данным, одиннадцати) миллионов человек. Всех поголовно – от новорожденных до глубоких стариков. Из них примерно треть находилась на оккупированной вермахтом части СССР.
Централизованная реализация этого решения была невозможна – в первую очередь потому, что де-юре она была абсолютно незаконной. Невозможна и технически, и логистически, и организационно – ибо управлять серийными массовыми убийствами такого масштаба централизованно было нереально.
Поэтому необходима была децентрализация, которая была возможна только методом управляемого хаоса. Управляемого устными… формально даже не приказами, а рекомендациями, пожеланиями… и так далее.
Рекомендациями кому? Вот тут-то и начиналось самое сложное. Ибо чисто теоретически было только два способа реализации нулевого варианта: пулями и газом. Оба уже были успешно опробованы – пусть и в гораздо меньшем масштабе (100-150 тысяч жертв).
Газом (СО) в Германии – во время программы принудительной эвтаназии больных (Акция Т4); пулями – в Польше, во время пресловутых (и оказавшихся совершенно неэффективными) «акций по умиротворению».
Пулями технически проще всего – вырыть огромную яму (строительной техникой или руками военнопленных), привезти или привести евреев… и организовать конвейер, расстреливая партиями в 20-30 человек (или даже больше). Потом засыпать трупы в яме землёй… и всё.
Однако «легко и просто» это было только на первый взгляд. Во-первых, массовые расстрелы были политически возможны (во время войны оккупанты не могли себе позволить слишком уж рассориться с оккупированными) только на оккупированных территориях СССР.
И потому, что их население привыкло к массовым убийствам (после Гражданской войны и Большого террора) … и потому, что на этих территориях уровень юдофобии был просто запредельным.
Российская империя была самым антисемитским государством Европы с огромным отрывом… да и Страна Советов недалеко ушла (особенно после Большой чистки… и от евреев тоже).
Но даже на этих территориях проблемы были просто грандиозными. Ибо евреев было не просто много, а очень много – и распределены они были по «дистанциям огромного размера».
Поэтому для «пулевого решения» нужно было просто огромное количество людей… которых не было. Ибо регулярно расстреливать стариков, женщин и детей не подпишутся даже ваффен-СС, не говоря уже об армии.
Остаются батальоны ОрПо и эйнзацгруппы… а в них для таких задач просто слишком мало людей… кроме того, в ОрПо можно использовать только добровольцев… а их, мягко говоря, не будет сто процентов. Многим хватит одной такой акции… в общем, кадровый кризис ожидается просто дикий.
Поэтому шеф РСХА Рейнгард Гейдрих (де-факто руководитель всего проекта по нулевому варианту) разработал и приступил к реализации сложной комбинированной схемы.
Согласно которой, для уничтожения евреев за пределами оккупированных территорий СССР будет создана инфраструктура смерти, аналогичная Акции Т4… только в СТО раз большей производительности. Пять… или даже шесть фабрик смерти, оснащённых газовыми камерами плюс крематории.
Где их разместить? Да в Польше, конечно. Ибо там и «своих» евреев много (половина общеевропейского количества), и к Европе ближе, чем СССР… и население почти столь же юдофобское, что и в Стране Советов.
Чтобы было удобнее, сначала загнать евреев в гетто, которые после ввода в эксплуатацию фабрик смерти будут постепенно «чистить» … до полной ликвидации всех евреев. «Чистить» отправкой по ж/д на фабрики смерти.
А в СССР… в СССР сначала расстрелять сколько получится (силами ОрПо, эйнзацгрупп и местных… энтузиастов); оставшихся евреев загнать в гетто, которые тоже постепенно «чистить» - только пулями у огромных могильников. К этим же ямам (транзитом через гетто) можно отправлять и (относительно) небольшие партии евреев из рейха – пока не заработают фабрики смерти.
Именно для запуска реализации этого плана граф Вальтер фон Шёнинг и направлялся в Каунас (нет, он не имел никакого отношения к её разработке – только лишь поддержал и одобрил).
В Каунас потому, что с его кочки зрения, именно в этом городе для этого сложились наилучшие условия – по причинам как историческим, так и психологическим.
Направлялся к человеку, которому будет суждено сыграть ключевую роль в окончательном решении еврейского вопроса на территории Литвы (освобождённой от красных в основном литовцами).
К теневому «мастеру смерти» Альгирдасу Климайтису.
Свидетельство о публикации №225080501891