Слово о педагоге
Пётр Вегин.
Наша жизнь полна суеты. Мы всё спешим и торопимся куда-то, не давая себе возможности остановиться, отдышаться, посмотреть друг другу в глаза, и произнести такие добрые, важные, нужные слова. Слова о Любви…
Могу с полной уверенностью сказать, что я счастливый человек! Жизнь сполна одарила меня. Но самый главный подарок – это люди! Люди, которые окружали меня своей любовью и заботой, незаметно высвечивая мои умения и таланты. Люди, которые открыли меня, как редкую, ещё никем не прочитанную книгу. Таким в моей жизни был Александр Иванович Мащенко.
Я пришла в туризм уже достаточно взрослым и сложившимся человеком. Мне было 19 лет. Начинала с помощника руководителя, ездила на слёты, ходила в походы и уже успела познакомиться с методистом, тогда ещё Слонимской турбазы. И Александр Иванович взял меня под своё отеческое крыло. Мне многому ещё предстояло научиться, многое узнать, но уже тогда он предложил мне попробовать себя в качестве руководителя кружка как совместитель. Я с радостью согласилась. Туризм манил и затягивал, открывал передо мной новые горизонты! Помню, после первых двух категорийных походов, совершённых в одно лето, было желание всё бросить. Такими сложными были мои первые шаги. А Александр Иванович тихонько посмеивался в свои знатные усы: «Что ты скажешь через пару дней…» Знал, что человек, один раз побывавший в таком походе, навсегда свяжет себя с этим видом спорта. Он оказался прав. Недаром бытует у туристов поговорка: «Туризм – не профессия, а диагноз!» И ещё одна – «Туристов бывших не бывает».
Судьба связала нас на долгих тридцать лет! Всего было за эти годы… Взлёты и падения, горести и радости, споры и дискуссии. Молодость всегда спорит. Мудрость приходит с годами. И я поражаюсь, сколько терпения было в этом человеке!
Сейчас очень сложно отыскать хотя бы пару строчек об Александре Ивановиче. Не любил быть на виду, не любил фотографироваться… Но и то, что я знаю, хватит не на одну жизнь! Методист высшей квалификационной категории, судья национальной категории, он неоднократно принимал участие в судействе Чемпионата Республики Беларусь и Международных соревнований по туристско-прикладному многоборью в технике горно-пешеходного туризма, в судействе туристского слёта учащихся Союзного государства, областного слёта учащихся… Был участником пеших походов по Крыму и Карпатам, руководителем множества водных походов. Исходил вдоль и поперёк многие белорусские реки, но любимой всегда оставалась Щара. И какое счастье, что были эти походы, слёты, соревнования, которые подарили нам такие редкие, и такие дорогие сердцу кадры!
Александр Иванович всегда мог найти нужное слово и зажечь фонарик радости в душе у ребёнка. А не это ли главное для педагога – уметь разглядеть свет в человеке и помочь ему разгореться? И можно просто по-отечески похлопать по плечу, рассказать историю, просто посидеть и помолчать у костра рядом.
Сказать, что Александра Ивановича любили, значит ничего не сказать. Его просто обожали все, от мала до велика! Таким природным обаянием, такой особой харизмой он обладал. Вот что вспоминает моя выпускница Валерия Ётчик: «Александр Иванович - человек, который с легкостью находил общий язык с детьми, может, потому что до самых седин в душе и сам оставался ребёнком. Он умел разрядить самую напряженную обстановку. Его хохмы и фирменные фразочки уже давно пошли в народ и, кажется, живут своей самостоятельной жизнью. «Эх, всё нажитое непосильным трудом» или «Дарю, новенькое. Муха не сидела». Наш Александр Иванович всегда был как талисман, с которым только к победе! Нередко и сейчас, спустя много лет, ранним утром я словно слышу его голос: «Вставай! В деревне уже коров подоили». Вот так улыбнусь этому голосу и иду жить свой день».
Да, юмор у Александра Ивановича был искромётным и неподражаемым! Так и шёл он, с улыбкой по жизни.
В одной из своих песен, посвящённых дорогому наставнику, я писала:
Скажут не раз: «Время ушло. Мужества век короткий.»
Лишь улыбнусь, им не понять пламенной жизни суть.
Светит костёр, память жива, крепки борта у лодки.
И на земле в связке одной твой продолжаем путь.
Мы продолжаем идти с Александром Ивановичем в одной связке… С годами я всё чаще замечаю в себе его черты и привычки. Скрупулёзность и ответственность, доброту и сердечность, внимательность и глубину… Твоя жизнь не прошла даром, мой дорогой наставник! В последние годы ты часто говорил мне: «Береги себя, Наталья. Ты - девочка разумная, знаешь, что тебе надо делать…» Я знаю, Александр Иванович, потому что в моей жизни были Вы! Я никогда не забуду, как Вы последний раз сжали мою руку в своей, и никогда не забуду Ваш прощальный взгляд… Но сегодня я не плачу, дорогой мой наставник и друг… Сегодня я говорю Вам слова Любви!
Свидетельство о публикации №225080502095