Фестиваль органной музыки

Фестиваль органной музыки

В городе Пинске Брестской области с 25 мая по 28 сентября 2025 года проходит фестиваль органной музыки “Ars Magna Organi»; его торжественное открытие состоялось 25 мая в Пинском кафедральном костёле.

Режиссёр Телеханского народного театра Наталья Бинкевич инициировала и 27 июля 2025 года организовала поездку на фестиваль поклонников органной музыки.
 
В кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии (Францисканский костёл или костёл Успения Девы Марии) часть нашей группы побывала в январе 2025 года, после посещения музея «Тропами еврейской истории». В тот раз собор встретил посетителей звуками органа и, завершая своё повествование об истории и обустройстве храма, экскурсовод Татьяна Хвагина сказала, что с 2019 года, с мая по сентябрь, в городе Пинске проходят фестивали органной музыки.

В тот раз Татьяна Аркадьевна рассказала туристам историю построения в костёле уникального органа.
 
Первое упоминание о музыкальном инструменте Пинского францисканского костёла относится к 1648 году.

В 1836 году мастером Гродницким в храме был построен большой барочный орган, корпус которого сохранился до наших дней, а через сто лет инструмент был перестроен Вацлавом Бернацким. Посещавший Полесье этнограф Николай Лесков в 1862 году писал: «…огромный и прекрасный орган играет только одною половиною, потому что другая его половина испорчена, и на поправку её требуется значительная сумма, которой негде взять бедному костёлу».

Упоминание о пинском музыкальном инструменте есть и у классика белорусской литературы Владимира Короткевича в рассказе «Званы ў прадоннях азёр”:

“Тутэйшы арган быў пастаўлены <…> архітектарам Градніцкім, а галасы для яго з чорнага дрэва, спецыяльна мочанага і сушанага, сканструяваў выключны наш майстар арганаў Рудніцкі з Вільні. Тады арган быў аб дзевятнаццаці галасах і двух мануалах з педаллю клапаннай канструкцыі.

У 1936 годзе яго рэканструяваў майстар Бярнацкі. Ён дадаў шэсць новых галасоў, а старыя дапоўніў новымі трубамі. Частку іх ён замяніў на сталёвыя, і арганіст, вялікі майстар сваёй справы і знаўца музыкі, і цяпер незадаволены гэтым: “Са старымі, драўлянымі, было лепей”. Педаль цяпер пнеўматычнай канструкцыі. Не ведаю, як там было раней, але і цяпер гэта велічна і здорава. Ды і вонкавы выгляд гэтых срэбных трубаў, цёмнага золата капітэляў, блякла-зялёнага асноўнага фону здзіўляе гарманічнасцю”*.

К началу концерта зал собора был полон; часть зрителей расположилась на приставных стульях. Ведущий представил слушателям музыканта: «Доцент Дебреценского университета, доктор хабилизации** Дьюла Шиладзи (Венгрия)».

Доктор искусствоведения двенадцать лет жил и работал в Испании и Португалии. В Пинск приехал во  второй раз; в прошлом году именно он открывал в городе фестиваль органной музыки.

Маэстро исполнил пять произведений, относящихся к испанской барочной музыке. Этот музыкальный стиль развивался в Испании в период барокко, примерно с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого века.

С места управления органом велась телетрансляция на экран, размещённый в нефе, самом большом помещении костёла.
 
Какое-то время я наблюдала за игрой органиста, пока не поняла, что экранное изображение отвлекает меня от восприятия музыкальной композиции. Отстранившись от просмотра, смогла в полной мере насладиться дивными звуками музыки, незнакомой мне ранее.

Незаметно пролетело время выступления; под восторженные овации зрителей виртуоз Дьюла Шиладзи спустился в неф. Члены нашей делегации Наталья Бинкевич, Людмила Малей и Елена Мялик подарили цветы исполнителю и сфотографировались с маэстро.

***

После завершения концерта органной музыки группа экскурсантов посетила галерею художника Виктора Сагановича, нашего земляка. Визитёры ознакомились с новыми произведениями живописца и, пользуясь случаем, поздравили владельца картинной галереи с недавним юбилеем. Управляющий делами Телеханского сельского исполкома Елена Кайль вручила художнику благодарственное письмо; Наталья Бинкевич – сувениры и цветы.

Автор рассказала присутствовавшим в галерее о недавно изданном в городе Гродно альбоме-альманахе стихоживописи «Союзом кисти и пера…», который является первым изданием подобного рода в Беларуси.
 
В буклете – шестьдесят картин Виктора Сагановича и стихотворения к ним Татьяны Цыркуновой, прочтение которых позволяет истинным почитателям искусства прочувствовать всю глубину намерений художника.

Издание представляет интерес для ценителей подлинной художественной живописи и талантливого поэтического творчества.

*«Звоны в безднах озёр»

«Здешний орган был установлен <…> архитектором Гродницким, а голоса для него из чёрного дерева, специально замоченного и высушенного, сконструировал исключительный наш мастер органов Рудницкий из Вильно. Тогда орган был о девятнадцати голосах и двух мануалов с педалью клапанной конструкции.
 
В 1936 году его реконструировал мастер Бернадский. Он добавил шесть новых голосов, а старые дополнил новыми трубами. Часть их он заменил на стальные, и органист, большой мастер своего дела и знаток музыки, и теперь недоволен этим: «Со старыми, деревянными, было лучше». Педаль теперь пневматической конструкции. Не знаю, как там было раньше, но и теперь это величественно и здорово. Да и внешний вид этих серебрянных труб, тёмного золота капителей, блёкло-зелёного основного фона удивляет гармоничностью» (перевод с белорусского языка автора).

**В некоторых европейских и азиатских странах – процедура получения высшей академической квалификации, следующей после учёной степени доктора наук, дающая право преподавания в высшей школе.


Рецензии
Доброго дня Вам, уважаемая Нелли!

Честно скажу, по доброму завидую Вам, присутствовать воочию на концерте органной музыки, это дорогого стоит. Все же инструмент сей, будучи настоящим произведением искусства, порой и в самом деле, навевает мысли о каком-то неземном происхождении. А музыка, что разливается из его многочисленных труб под сводами костелов, буквально завораживает.
Знаю, что и истинных мастеров искусства игры на столь непростом инструменте не так и много. Не говоря уже о том, что и внешний облик этого инструмента с первых мгновений внушает почтение.
И, конечно, в очередной спешу выразить респект тем активным дамам из Ваших родных мест, что организовали столь интересную поездку. Да активности им не занимать, и это тоже немало стоит - как много радости людям доставляют такие поездки - концерты и экскурсии.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   05.08.2025 17:09     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемый Сергей!

Соглашусь с Вами: присутствие на концерте органной музыки - незаурядное и запоминающееся событие в жизни человека.

В семидесятых годах мне посчастливилось слушать орган в Домском соборе Риги; незабываемые впечатления сохранились в моей памяти до сих пор.

Искренняя благодарность Вам за добрые слова в адрес моих земляков - организаторов интересных и запоминающихся поездок и других культурных мероприятий.

С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   06.08.2025 10:34   Заявить о нарушении