023 Г. Мендель 1822-1884 гг

Этот человек был трагически не понят современниками, но через 30 лет оказалось, что он перевернул науку — открыл законы наследственности и предвосхитил появление генетики. Имя чешского монаха Грегора Менделя сегодня широко известно, и во всем мире он считается основоположником генетики, хотя слово «ген» в его время было еще никому неизвестно.

Грегор родился в 1822 году в семье Антона Менделя, крестьянина из деревни Хейнцендорф. Семья была чешско-австрийского происхождения: мать, Розина, была из немецкой семьи, отец — чехом. В тех краях, Моравии, немецкие и чешские крестьянские семьи жили рядом и часто заключали браки. В семье было трое детей: Вероника, Иоганн и Терезия.

Мендели не жили богато, но и не бедствовали. Старшие дети, Вероника и Иоганн учились в школе; за учебу родители платили рожью, горохом, салом и яйцами. Чтобы оплачивать обучение Иоганна в гимназии семье пришлось «затянуть пояса». Иоганн их не подводил, всегда учился на отлично. Но тут произошел несчастный случай: упавшее в лесу дерево покалечило отца, семья больше не могла платить за учебу. И Иоганну теперь не приходилось рассчитывать на помощь родителей. Он с трудом сводил концы с концами, недоедал, падал с ног, но гимназию окончил. После гимназии его приняли в философские классы при Ольмюцком университете, после которых можно было претендовать на поступление в университет.

Но денег у Ганса не было. Он не выдержал и вернулся домой. И тогда отец продал свое хозяйство зятю, мужу Вероники, который пообещал выплачивать Иоганну 10 флоринов в год. Младшая сестра, 12-летняя Терезия, отказалась от приданого в пользу старшего брата. Благодаря этому Иоганн вернулся в Ольмюц, смог оплатить учебу и окончить школу. Было понятно, что оплатить университет ему не под силу; нужно было изыскивать иной источник существования. И тогда Мендель решил уйти в монастырь. В 1843 году он стал братом Грегором Менделем в августинском братстве Св. Фомы.

Августинцы были достаточно либеральным орденом. Монахам разрешалось жить в миру, в том числе в крупных университетских городах. Конечно, приходилось отводить время на молитвы, исповеди, но работой считались преподавание и изучение наук. Монастырь Св. Фомы состоял из братьев на редкость интеллигентных, часто служивших Богу светскими специальностями: учителя, профессора, орденские священники.
В монастыре Грегор продолжал самообразование, выбрав в итоге естествознание. Аббат понимал, что Грегор – монах особенный, и, когда тому предложили должность преподавателя в гимназии в Цнайме, прелат его благословил, сложив с него обязанности духовника.
Правда, преподавать Менделю дали литературу и математику. Чтобы заниматься физикой, о которой он мечтал, надо было сдать дополнительные экзамены. И тут случилось непредвиденное: блестящий ученик провалился, однако ему разрешили через год сдать повторный экзамен.
Мендель вернулся в обитель и засел за учебники. А в 1851 аббат монастыря принял выдающееся решение - командировал каноника Менделя, обладающего «выдающимися умственными способностями и упорным прилежанием в изучении естественных наук», в Венский университет вольнослушателем.
После двух лет вольнослушателем он попытался повторно сдать экзамены Императорской комиссии, но снова провалился. Поставив крест на дипломе, он вернулся в реальное училище Цнайма, где преподавал естествознание.
В монастыре Мендель много работал в саду: выращивал ананасы, прививал яблони и груши, сажал цветы. Великое изобретение произошло после того, как весной 1854 года каноник посеял горох.
В тот момент ботаники считали, что под влиянием ухода за растениями у них могут появляться новые признаки, которые затем передадутся по наследству. Согласно учению Дарвина вид меняется, когда накапливается много мелких изменений. Мендель решил проверить эту теорию. Для своих опытов он выбрал садовый горох Pisum sativum — растение, почти не дающее помесей. Получать гибриды на горохе было нетрудно: вскрыть пинцетом несозревший цветок, оборвать тычинки, а потом нанести нужную пыльцу от другого сорта.
Сорта гороха отличаются рядом неизменных признаков: окраска кожуры зрелых и незрелых зерен, форма горошин, длина оси стебля, расположение и окраска бутонов. Мендель использовал для опытов больше 30 сортов — и до опытов два года проверял чистоту каждого. Работа оказалась долгой и кропотливой, она продлилась восемь лет! Сотни опылений, скрещиваний, десять тысяч гибридов. На каждый гибрид Мендель заводил паспорта: когда родительские растения выращены, какие у них были горошины — желтые или зеленые, гладкие или морщинистые, какие цветы, окраска по краям, окраска в центре и т. д.
В 1865 году он прочитал доклад «Опыты над растительными гибридами», в котором была особенно выделена закономерность, с которой новые гибриды возвращались к родительским признакам. Это был первый в истории масштабный опыт такого рода. Мендель выделил у садового гороха семь признаков. Он скрещивал пары растений с четко различающимися контрастными признаками и каждый раз следил за судьбой всего одного признака — так, чтобы каждый опыт отвечал на один вопрос, «да» или «нет».
Он понял, что при скрещивании признаки растений не «сливаются» и не «разбавляются». В первом поколении гибридов признаки заимствуются у одного из родителей. У гибридов сортов, дававших желтые и зеленые горошины, зерна всегда желтые. Но в следующем поколении картина меняется. Во втором поколении гибридов проявляются признаки прародителей — возвращается «бабушкина» окраска цветов, кроме желтых, появляются зеленые зерна или морщинистые.

Впервые в биологии для анализа закономерностей Мендель использовал математическое кодирование. Прописными буквами А, В, С, D, E, F, G обозначил «доминантные», вытесняющие признаки; малыми а, Ь, с, d, e, f, g — «рецессивные», подавляемые. Он понял и посчитал: второе поколение всегда содержит наряду с доминантными рецессивные признаки в отношении 3:1.
Опыты Менделя позволили понять, как некоторые черты, например, группа крови или цвет глаз, передаются из поколения в поколения. Однако ученый работал не с человеческими чертами, а с горохом посевным (Pisum sativum). Он показал, что доминантные характеристики наследуются и остаются заметными у последующих поколений. Рецессивные признаки, в свою очередь, на некоторое время скрывались, но проявлялись в тот или иной момент в будущем. Они тоже передавались, но, как правило, оставались в тени доминантных черт и не трансформировались в характеристики фенотипа.
Это был уникальный эксперимент и поразительно чистые расчеты. Мендель попал в один ряд с великими учеными, потому что ясно осознавал важность своего открытия. Это было понимание дискретной наследственности. Через полвека масштабные эксперименты подтвердят точность его расчетов, а открытое им явление — единообразие признаков у первого поколения — станет всеобщим менделевским законом.

Когда в 1865 году он делал доклад брюннскому Обществу естествоиспытателей, то надеялся на признание. Но все прошло в гробовом молчании: слушатели мало что поняли, они просто оторопели от статистики и новых терминов. Никто не задал ни одного вопроса. После доклада ему дали забавное прозвище «наш ботанический математик», но в «Трудах» Общества естествоиспытателей был опубликован конспект его доклада. В 1866 году том «Трудов» попал в 120 библиотек университетов и обществ естествоиспытателей по всему миру. Для себя Мендель заказал 40 оттисков: их он отправил тем ученым, в понимание которых верил.
Ему ответил мюнхенский ботаник Негели. Он просил повторить результаты на другом растении — и по несчастливой случайности предложил ястребинку, растение, которое размножается не половым путем. Из-за этого результаты с горохом не подтвердились. Мендель был глубоко разочарован и стал сомневаться в достоверности своего открытия.

В 1868 году Мендель стал настоятелем монастыря Св. Фомы. Разбогател, купил пони, посетил Рим, представился папе, заседал в банке и филантропических обществах. Грегор Иоганн Мендель умер в монастыре 6 января 1884 года от обострения хронической формы нефрита. 
Но его научное наследие продолжало жить и развиваться.

С 1909 года Томас Хант Морган со своими сотрудниками проводили эксперименты с плодовой мушкой дрозофилой. В ходе экспериментов ученые выявили механизмы сцепленного наследования и кроссинговер — способ их нарушения. В 1915 году Морган опубликовал итоги своей работы, длившейся несколько лет, а впоследствии сформулировал теорию хромосомного наследования.


Рецензии