На Москву!

В первый раз – полвека назад. Помнится, первое августа и тоже пятница. На своих «Жигулях», за рулём отец. Попутчики – муж с женой, его сослуживцы.

Двинулись ближе к шести утра. Нормальное время для меня, даже в каникулы. Путь дальний. До той поры – ни разу за пределы района. Сорок километров от дома – максимум. Да и тут колебался: надо – нет ли...

Решил: надо! Одержана великая победа: сданы экзамены за восьмой класс. Сколько страху пережил! И было обещано...

Вот он– заслуженный триумф. Триумфальное шествие. На запад через восток: через пост ГАИ и прочее. Проехали железобетонный мост, свернули, чтобы короче, на грунтовую дорогу…

Что на пути? Мордовское село Кушки. Одно только в памяти на тот момент: «В Кушках женщину убили и кишки развесили». Новость 1969 года: прозвучало так, что скорее позабавило третьеклашку. Убийцами оказались родная дочь с зятем: её признали умалишённой, ему – максимальные пятнадцать лет.

В царское время могло раскрутиться наподобие дела Бейлиса. Точнее - как в Старом Мултане: там привлекались нерусские аборигены. Могло бы и при Сталине, и при Хрущёве (с упором на борьбу с религией). К слову сказать, перед нашей поездкой прогремело по району убийство, больше похожее на жертвоприношение тёмным силам.

Но как-нибудь в другой раз.

На пути в Москву – «Лондон»: село Атюрьево с телевышкой, центр одноимённого района. За ним Торбеево, ближайшая к нам железнодорожная станция, тоже райцентр. А между ними – места, где мой дед Михаил Алексеевич в годы НЭПа столкнулся с бандитами. Обошлось: сам остался жив и казённый товар в целости доставил. Только бандита не добил.

Об этом расскажут позже: не резон водителю отвлекаться. Да и не было повода.

Первое значимое открытие – город Шацк в Рязанской области. Прежде и не слышал. Мог бы прочесть: когда большие губернии включали в себя провинции, Шацк был провинциальным центром, Темниковский уезд ему подчинялся. Потом города уравняли: оба с уездами – в Тамбовской губернии. После Антоновского восстания Ленин её раздраконил: нас (за отсутствием тогда «республики») «подарили» Пензе, шацких – Рязани.

Доступная информация, но кто держал в голове? Одним запомнится современный Шацк: обедом в придорожной столовой. Впервые в заведении «Общепита»: дома в такие забегал, чтобы сдать бутылки. (Выручку тут же пропивал: бутылка газировки, «не отходя от кассы».) Поели – и снова в путь!

А ведь родная история. Из Шацка родом мой прадед, батюшка Пётр Михайлович Рыбаков. И бабушка Наташа оттуда. Служить отец Пётр начал в упоминавшихся выше Кушках. Бабушка мордовский язык там освоила: меня удивит этим, как волшебством. Она потом и расскажет.

А тогда? Кто разбирал у нас поповскую родословную?

Прежде Шацка – приграничное рязанское село Салтыково. Отец поинтересовался: не здесь ли жила знаменитая Салтычиха? Мои скромные знания позволили ответить: нет. Ближе к Москве жила лютая барыня. По-нынешнему – эффективный менеджер. Шутка сказать! Иных бар за меньшее душили-травили. А у Дарьи Николаевны служба безопасности исправно работала.

Эту службу будут бить кнутом, заклеймят и сошлют на сибирские рудники. Та же участь – малодушному попу, что скрывал причину многих смертей. Есть кому и о чём задуматься. Самой же злодейке – как Чернышевскому в будущем: позорный столб. А после не рудники – заточение в условиях далеко не худших: тридцать с лишним лет прожила. Венгерской её «коллеге» и года не протянуть: в возрасте Ленина умрёт, не в семьдесят. Тогда, впрочем, был век не тот, не екатерининский: на костре бы сожгли, будь жертвами не холопы.

Запомнятся ещё два села: Ульянино и Непецино. «Что за названия?» – подивится по поводу второго попутчица. «Как будто у нас таких нет», – возражу я и как пример вспомню Кондровку. Что я о ней знал? Мог ли думать, что отдам ей четверть века? Просто слышал – и всплыло.

Для попутчицы – никакой загадки: «Был мужик Кондрат». Народная этимология: простительно непрофессионалам. Но то же самое говорил и первый мой директор, историк с большим стажем. Между тем Кондровка (как и Кондрово под Калугой, ставшее городом) одно время была владением господ Кондыревых, выходцев из «братской» Литвы. Оттуда же и наша мать-основательница Елена Глинская. Примерно та же эпоха.

Не знал я этого.

Знал подмосковную Коломну, что к Рязани ближе, чем к Москве. Здесь – без остановок. По ходу дела возник вопрос о длине нарицательной коломенской версты. Засекли на спидометре: тринадцать километров с половиной. Столько проехали по городу.

В Коломне впервые увижу трамвай. Как не узнать героя детских стихов? Щенячьих восторгов он не вызвал, как не вызвали ни железная дорога, ни танки, по ней перевозимые. Всё впервые, и всё узнаваемо. Интересно? Да. Но что из этого?

Взбудоражит другое. В той же Коломне – киноафиша: «Насими». Фильм об азербайджанском Джордано Бруно: сходства обнаружится больше, если знать, за что же именно сожгли итальянца.

О фильме и о заглавном герое я знал. Но у большинства не на слуху. Поэтому – вроде: «Какой там фильм? – «Иди и смотри». – А тебе сказать трудно?» Так и здесь: «Заладил: на семи, на девяти! Как называется?»

Словом, райкинский «Авас».

А серьёзно? Не только «аттракцион казней и убийств», – так писали в рецензиях-аннотациях. В самом деле: экран в иных кадрах словно забрызган кровью. А в самом конце весь ею залит: с заглавного героя содрали кожу.

Эпоха Тимура-Тамерлана. По-нашему – буквально «при царе Мамае»: тот мог бы дожить до последних кадров.

Не знаю, кому он интересен за нашими пределами. А «кривоногий и хромой» – национальный герой «свободного» Узбекистана. Перед кем политкорректничать? Перед Ереваном-Баку-Тбилиси, что ли? Турки сами никого не стесняются, в Индии наверняка забыли. А в России кое-кто готов Батыя канонизировать с его дедушкой, да и ту же Салтычиху.

Можно ли было представить полвека назад? Впрочем, «великому хромому» и тогда комплименты проскальзывали. Как-никак, ордынские Сараи жёг, турок притормозил на полвека. Враг наших врагов. Русской же крови на нём меньше, чем на многих русских князьях. И злосчастного азербайджанца не он «освежевал»: живого без покаяния отпустил, на других отвёл душу. Точку поставили в городе Алеппо, в Сирии, подвластной тогда египетским султанам. В фильме об этом скороговоркой: ещё не поссорились с нами их «товарищи» нацисты.

Фильм увижу год спустя. Тогда и речи быть не могло: доехать бы. Впереди – Москва.

А что в Москве? Всё, кроме невиданного доселе ГУМа и «Республик-сестёр», знакомое, узнаваемое. Минин и Пожарский, «Покорители космоса». Само собою – мавзолей, Кремль: с улицы, с Красной площади.

Изнутри – собор Василия Блаженного. Посмотрели. Но много ли узнаешь дикарём, без экскурсовода? В тот раз не узнал ничего, лишь к седой старине прикоснулся взглядом.

Как не сказать тут о главном – о метро? Тоже вроде знакомо, однако… «Как корова на баню», – скажет отец, когда я, сходя с эскалатора, наступлю на чьи-то ноги. Дед Николай Фёдорович, выслушав мой рассказ, вспомнит: его в подобной ситуации назвали «советский чуваш». А в другой ситуации, при метаниях посреди дорожного асфальта, кричали: «Калмык!» В послевоенные годы весьма непрестижно.

В роли «калмыка» и мне доведётся побывать: в 1989 году, в предпоследний заезд. Между прочим, напротив журнала «Крокодил»: я, забывший в номере паспорт, безуспешно пытался туда проникнуть. К счастью, обошлось: добрый «дядя мильтоша» только жестом указал на отсутствие ума.

Живых калмыков (вернее – калмычку) я видел: учились на заочном. Чувашей, как ни странно, так и не довелось: а их раза в полтора больше мордвы, притом соседи.
       
Но стоит ли углубляться в будущее?

В тот день повстречал в ГУМе двух соотечественниц из Тамерлановых краёв: двух девчонок со множеством косичек. При них старик в тюбетейке – видимо, дедушка. А на эскалаторе ехала типичная восточная азиатка: едва ли из наших сибирских аборигенов.

Тревожило, что так и не встречу негров: был в Москве, называется! Нет, попались двое. Один на расстоянии, но можно разглядеть. Другого видел почти в упор: в тёмных очках, как гаитянский тонтон-макут.

Хотелось об этих «товарищах» почитать с подробностями – да где? У Грэма Грина в «Комедиантах» – и то политкорректность: поставили «фонарь» негролюбке-американке – экое дело! (Не очень-то было жаль дурёху.) И даже это – «за кадром», не говоря о чём другом. Своеобразный расизм – в их пользу: нам ли этому у кого-то учиться?

Негры впоследствии встречались косяком, никаких чувств не вызывая. Как на Украине пирамидальные тополя: пейзаж. Наверно, потому, что ни разу не слышал их речи.

Забыл сказать: всё это – день второй. А в первый что? Примерно одиннадцать часов в пути. Остановка возле АЗЛК (завод, выпускавший легковые «Москвичи»). Муж с женой ушли ночевать к знакомым, мы с отцом остались караулить машину. Утешало: всего одна ночь. Другая радость – деревья и кусты поблизости: надо ли пояснять?

Словом, Москву покидал без сожаления. Однако – гордость: был всё-таки. Отъехали ближе к сумеркам. Вновь ничего не говорящие Люберцы, Бронницы, Луховицы, уже ночные. Рязань опять объехали стороной.

Не объехали приключение. Отец превысил скорость, засекли. Милиционер не взял штрафа: проколол в правах первую дырку. Я, блистая «эрудицией», желал ему потом «даров Венеры». Отец сокрушался: везде, мол, такие есть. А то мы всё мордовских хаем.

Во избежание чего худшего сделали перед рассветом привал: отец часок вздремнул, попутчики всю ночь спали.

Доехали без приключений и открытий: в памяти – лишь заправка в железнодорожном Торбееве. Дома поделился, с кем только мог, узнал о «чуваше» и «калмыке». А где-то после обеда отключился на двенадцать часов: проснулся следующим утром, "и бодр, и сердцем тих".

Поспим так и летом 1991, после ночи в общем вагоне. Последний заезд в Москву, благополучное возвращение. С тех пор – ни столь крепких снов, ни столь дальних путешествий. Мог бы и подальше съездить, да нет охоты.


Рецензии
Здравствуйте,Михаил!Проехался с Вами на Москву!Ясно понял,что мои мысли о путешествии очень перекликаются с Вашими,хотя оба моих раза я заезжал немножко с других сторон.Один раз с Урала,другой раз с Кавказа!Когда увидел,что Ваша малая родина Мордовия,то решил рассказать Вам о том,какая у меня связь с Вашей республикой. Сердце Вашей республики Саранск, в своё время, предоставил мне шикарные казарменные апартаменты,правда не надолго,на полгода,c мая 1968 года.Обитали мы в бывшем монастыре,и всё вокруг виделось ещё не утратившим своего былого величия.C помощью интернета пытался найти следы нашей сержантской школы,но получил только разочарование. На входных неказистых воротах показывают номер нашей войсковой части,а остальное совсем неузнаваемое.Понимаю,что время неумолимо,но начало моей солдатской жизни навсегда осталось в моей душе.Часть моих армейских рассказов об жизни в Саранске,другая часть-о жизни в марийских лесах,у Ваших соседей.Приглашаю Вас к себе на страницу.

Владимир Николайцев   26.09.2025 11:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо!
В "сердце республики" я не был уже тринадцать лет. Нечего там искать и некого. С кем хотелось бы встретиться - "иных уж нет, а те далече". А кто есть и там же - либо очень занятые, либо мизантропы почище меня, грешного: по крайней мере об одной могу так сказать. А с одним, бывшим однокурсником на истфаке, и встречаться не хочется: нет охоты выслушивать откровенную дурь. Не знаю, впрочем, жив ли он сейчас, распространяться не буду. Вот и общаюсь на литературных сайтах, горюю, когда интернет не работает, как вчерашним вечером. Постараюсь к Вам зайти.

Михаил Струнников   27.09.2025 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.