опус 00. 02 совесть
Определение понятия
1) это сознание, помогающее оценивать поступки, мысли, намерения
2) это осознание принципов, взглядов, убеждений
3) это чувство, ответственное за поведение
4) это чувство, пробуждающее истину
5) это чувство, проявляющееся через: угрызение, вину, стыд, удовлетворение, гордость
6) это способность:
- распознавать поступок || отличать хорошее/добро от плохого/зло
- контролировать поведение
- оценивать поведение
- формулировать обязательства
- выполнять обязательства
7) это отношение к поступкам своим и чужим
Пребывание совести
1) совесть находится внутри человека
2) совесть находится в душе человека
3) сердце совести/души находится напротив сердца тела/человека
Формирование совести
1) воспитание: родители, учителя, близкие = формируют ценности и представления
2) общество: культура = влияет на понимание морали
3) опыт: поступки и их последствия = помогают сформировать собственную совесть
4) идентичность = умение расставлять приоритеты в соответствии с принципами и обязательствами
5) навыки:
- сострадание = помогает переживать эмоции, характерные для совести: стыд, вина, сочувствие
* эмпатия:
- способность понимать и разделять чувства и эмоции другого человека
- сочувствие и сопереживание состояния другого человека
- умение поставить себя на место другого человека
6) религия: покаяние = может быть мощным фактором формирования совести
7) генетика и биология = способности нервной системы
Проявления совести:
1) философия: рассматривается как моральный компас, помогающий принимать решения и оценивать поступки
- внутренний голос, помогающий следовать высшим принципам
- механизм, предостерегающий от ошибок
- механизм, направляющий на правильные действия
- элемент моральной свободы, показывающий зрелость личности
2) психология: совокупность внутренних установок, помогающих ориентироваться в социальном мире, соблюдать нравственные нормы
- совесть тесно связана с механизмами самоконтроля и саморегуляции
- совесть играет ключевую роль в формировании внутреннего критика
- совесть помогает отслеживать свои поступки и оценивать их с позиции моральных норм
- совесть развивается с возрастом, опытом, знанием
3) религия: рассматривается в связи с моралью, исходящей от божественной сущности
- выступает как неотъемлемый божий дар, возникший при творении человека
- называется внутренним очагом || внутренний свет, высший ум
- считается основанием правильной жизни
Развитие совести
1) начинается в детстве и продолжается всю жизнь:
- картина мира зависит от воспитания, примеров вокруг себя, связи со старшими и младшими
- человек смотрит на других людей и формирует убеждения о себе и окружающих
- человек усваивает нормы поведения, актуальные для себя и своей среды обитания
- человек приобретает привычки и навыки, позволяющие ориентироваться в социуме
- человек учится определять границу своей доступности и допустимости
2) факторы, влияющие на формирование совести:
- генетика и биология = особенности нервной системы
- культура, образование, религия
- семья, круг общения, личный опыт, рефлексия
- чувства доброты, сострадания
- любовь к людям, к окружающему миру
3) по мере взросления человек вырастает из старых правил совести
- из старых запретов и ограничений
- приходят осознанность и ответственность
- формируется собственная жизненная философия
Свидетельство о публикации №225080600152