Аталычество. Ранние упоминания
Звание «атабек» у сельджуков-огузов из Малой Азии академик В.А. Гордлевский
разъясняет следующим образом: «Атабек» — воспитатель царевича, опекун его. Когда
питомец возвышался, атабек приобретал большое влияние; это был первый советник, поверенное лицо султана, потому что это был прежде всего названый отец (ата)». Академик В. В. Бартольд, характеризуя этот обычай в государстве Тимура, писал:
«Когда ожидалось счастливое событие, родильницу вызывали ко двору и окружали
всякими заботами, но тотчас после разрешения у wee отнимали ребенка и поручали его воспитание назначенным для этого лицам, тщательно следившим за его пищей, одеждой и всем необходимым; когда наступало время, ребенка поручали особому воспитателю (ата- «беку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю». Понятия «атабек» и «аталыкъ» не совсем идентичны, хотя между ними есть много общего. Тем более эти понятия были близкими в период расцвета аталычества, когда сперва младенец передавался кормилице, потом мальчика поручали специально воспитателю (атабеку или аталыку). Кормилица и воспитатель могли быть супруги или посторонние друг другу люди. В отличие от термина «эмчек» термин «аталык», очевидно, имел более широкое распространение у народов как Кавказа»; так ц Крыма, Средней Азии и многих других регионов.
Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18-начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год
Свидетельство о публикации №225080601691