Аталычество в Дагестане 17 век
первой половине XVII в. Судя по этим данным, в феодальной среде широко применялись как термины «эмчек», «аталык», так и (особенно в русских, документах) «дядька», а для обозначения молочного брата — «имельдеш». Из имеющихся в распоряжении данных первые по времени упоминания об «аталыке» или «эмчеке», «дядьке» относятся к 1625 г. Так, в отписке Терского воеводы князя Ю. Хворостинина в Посольский приказ сообщается о приезде в гор. Тарки с челобитной дядьки уцмня Кайтагского Рустам-хана по имени Батархан. В 1637 г. от лица сыновей шамхала Ильдара переговоры в Москве вел их дядька Томулдук, бывший поверенным лицом и самого шамхала. В 1640 — 1650 гг. переговоры в Москве вел имельдеш эндерийского владетеля Казаналипа Магомед. Примерно к этому времени относится и сообщение об одном из аталыков, который был известен под прозвищем «Седая борода» (Аксакал). В августе 1657 г. в грамоте на имя царя Алексея Федоровича эндерийкий владетель Казаналип пишет, что он посылает «государю бить челом имельдяша своего Магомета со товарищи»». В отписках воеводы в Посольский приказ в 1614 г. содержатся упоминания» об
аталыках ногайских мурз.
Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18 - начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год
Свидетельство о публикации №225080601789