Приэльбрусье. альплагерь Адыл Су
АЛЬПИНИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ
«АДЫЛ СУ»
Удивительна и богата история альплагеря.
Альплагерь «Адыл-Су» открыт в 1935 году как лагерь работников железной дороги. До войны здесь базировался детский альпинистский лагерь. После ВОВ стал центром спортивного альпинизма на Кавказе, С 1970 х годов – стал функционировать как спортивная база.
Во времена СССР альплагерь был центром для альпинистов всего союза. Опытные инструктора готовили сотни мужчин и женщин к восхождениям на самые высокие точки мира.
Альплагерь «Адыл Су» нашел приют на широкой поляне у слияния рек Адыл Су и Баксан, среди вековых сосен. Ущелье Адыл-Су находится неподалеку от селения Эльбрус – сразу за аулом оно уходит несколько левее.
Давным-давно одноименная река настойчиво пробила себе путь сквозь каменную громаду здешних гор, в результате чего появилось прекрасное ущелье.
Перевод названия Адыл-Су вариативен. Например, согласно старотюркскому наречию, наименование означает «красная вода». Этому есть вполне логичное объяснение, ведь здесь насчитывается множество нарзанных источников, щедро наполненных железом и прочими микроэлементами, оставляющими на камнях характерные следы.
Второй вариант – «прекрасная река» (по-балкарски «адыл», значит, красивая, а «су» – речка), что тоже вполне понятно, ведь, если осмотреться вокруг, места, действительно, очаровывают.
Река Адыл-Су течет по уютному ущелью: вначале на его склонах преобладают густые хвойные леса, но, поднимаясь выше, путешественник увидит древние ледники, роскошные озёра, уникальные поляны, а также величественные горные вершины, с превосходством глядящие вниз, в глубины каньона.
Упомянутая река является правым притоком бурного Баксана и Малки. С первым она экспрессивно сливается непосредственно возле селения Эльбрус. В лесах полно колючего, кисло-сладкого крыжовника и полезного шиповника, также по пути встречаются нагромождения малинников, а в изумрудной листве прячется пунцовая брусника.
Окружают ущелье Адыл-Су множество гор: Шхельда (с балкарского переводится, как «брусника»), Уллукара или Черный великан, гора Башкара, пик Вольной Испании и Бжедух, чьё название еще более удивительно и звучит примерно, как «похитивший рог». Все вершины, кроме первой – 4-тысячники, а Шхельда недобрала до этого уровня всего семь метров. Высится над ущельем также Джантуган – «возрожденная душа», высотой 3 991 м.
Чем выше турист поднимается в горы, тем более дикой становится природа: уютные заросли рододендрона и барбариса, плакучие ивы, стройные сосны, трогательные берёзки. Плавно и незаметно лес сменяется коврами альпийских лугов и снежными склонами. Осенью в здешних лесах множество грибов, попадаются даже шоколадные боровики, а также путешественники по дороге могут перекусить вкуснейшими ягодами.
ОЗЁРА УЩЕЛЬЯ АДЫЛ-СУ
Самое известное – Башкаринское озеро. Оно славится не только своей красотой и потрясающим оливковым цветом – с ним также связывают катастрофическую сель в Адыл-Су, сошедшую в 2017 году, разрушившую большие фрагменты дороги, забравшую три жизни и частично повредившую альпинистскую базу «Джантуган». Во время трагического события, спровоцированного деструкцией естественного каменного барьера, 2/3 озера вылилось, натворив много бед.
Помимо Верхней Башкары, в Адыл-Су есть озёра и поменьше, родителем которых выступает ледник Джанкуат. Младшего брата Башкары водоёма называют Лапа. Кстати, от Башкаринского озера в погожий денёк виден двуглавый Эльбрус.
АЛЬПБАЗЫ КАНЬОНА АДЫЛ-СУ
Их в горах Приэльбрусья не так уж много, но каждая всегда готова принять и обогреть путешественников, откуда бы они ни пожаловали.
«Джантуган». Именно на этот альпинистский лагерь, расположенный в ущелье Адыл-Су, пришелся основной удар стихии, о которой было рассказано выше – сель повредила несколько строений базы. «Джантуган» принадлежит МГТУ имени Баумана – именно здесь студенты и преподавательский состав оттачивают свои умения, как правильно заниматься альпинизмом.
«Адыл-Су». Эта альпинистская база некогда принадлежала спортивному клубу «Локомотив». Альплагерь «Адыл-Су» находится в двух сотнях метров от развилки дороги Баксан – Азау, в заповедном сосновом бору. Неподалеку от альпбазы находится небольшой склон – идеальная локация для тренировки начинающих лыжников
«Шхельда». Ее давнишние хозяева – участники спортобщества «Спартак», занимавшегося подготовкой лучших отечественных альпинистов. Правее находится маленькое, но довольно мрачное ущелье реки Шхельды, рождающейся в ледовых глыбах одноименной горы.
«Эльбрус». Данный учебно-методический центр ранее был собственностью спортивного сообщества «Шахтер», а теперь это просто альпинистский лагерь, расположенный на поляне, заросшей черемухой, осинами и соснами. На её территории нередко проводятся погрансборы, а также тренинги для промышленных альпинистов.
Зелёная гостиница. Это прекрасная, просторная поляна, на которой расположена хижина, готовая принять до 20 человек. Зелёная гостиница находится непосредственно у подножия огромного ледника Кашкаташ. Именно отсюда альпинисты уходят на сложные восхождения, а туристы набираются сил для новых свершений и путешествий.
В самом конце долины реки Адыл Су на леднике Уллутау находится хижина- небольшой домик, построенный еще в 50х годах экспедицией гляциологов, изучавших ледник. Здесь иногда останавливались альпинисты, совершавшие зимние восхождения на вершины района.
СПАСЕНИЕ АЛЬПИНИСТА
Январь 1961 года. Горно - лыжная школа при альпинистском лагере Адыл - Су, что в Приэльбрусье, Кабардино - Балкария. Имея первый спортивный разряд по альпинизму, по профсоюзной путевке, я прибыл в лагерь с намерением сделать ряд зимних восхождений для набора вершин на звание Мастера спорта СССР.
Предварительно договорившись с тремя друзьями из Ленинграда и Москвы, мы собирались покорить несколько пиков в ущельях Адыл - Су и Адыр - Су. Но не прошло и трех дней акклиматизации, как пришлось участвовать в спасательных работах. А, дело было так...
Группа Ленинградских мастеров - альпинистов во главе с председателем клуба - Михаилом Стельмахом, известным писателем, членом Союза писателей СССР, базировавшаяся в нашем лагере, совершала зимнее восхождение на вершину Уллу Тау, одну из сложных вершин этого района.
Путь шел по долине реки Адыл Су, затем по морене (боковая часть ледника) к хижине на леднике Уллу Тау, воздвигнутой еще в 50 х годах гляциологами, изучающим жизнь ледников Кавказа. После ночевки в хижине, группа собиралась сделать восхождение и вернуться в хижину до захода солнца.
Однако, утром почувствовал себя плохо руководитель группы, Михаил Стельмах. С каждым часом его состояние ухудшалось и ребята по рации сообщили в лагерь. Тот час было созвано совещание всего инструкторского состава. Созвонились с Эльбрусским спасотрядом. Но из двух рабочих вертолетов один был на ремонте, второй задействован на спас. работах на Эльбрусе.
Сказали, что если будет критическая ситуация, тогда вызовем вертолет из Нальчика. Посоветовались с врачом из группы Стельмаха, и он заверил, что время есть.
Организовали группу из шести наиболее сильных и опытных альпинистов и лыжников, в которую включили и меня. Берем с собой сани - волокушу, веревки, ледорубы, лыжные палки, запас продуктов, встаем на горные лыжи и выходим на маршрут. Ребята подобрались все, как один рослые, мастера спорта, горнолыжники.
Четыре часа, мы ускоренным темпом, поднимались вверх по ущелью реки Адыл Су, вышли на правый берег морены, ограничивающей ледник Уллу Тау. Показалась хижина.
Нас встретили ребята и сказали, что Мише Стельмаху с каждым часом все хуже, и что его срочно надо спускать вниз. Зашли в хижину. В полутьме лицо Михаила казалось серым и даже бородка не подчеркивала всегда бравый вид альпиниста. Дыхание его было затруднено и с хрипом.
Бросив на дно саней - волокуши, представляющей собой алюминиевую ванну с полозьями, лишний спальник, Мишу, прямо в его спальнике, уложили в сани, пристегнули страховочными ремнями, чтобы не вывалился по дороге, привязали шесть веревок, по две спереди, с боков и сзади и в сопровождении доктора группы Стельмаха понеслись вниз...
Иногда делали остановки, чтобы проверить состояние больного. По мере спуска его лицо светлело, дыхание из хриплого становилось ровнее. Никогда ранее я не испытывал такой эмоциональной и физической нагрузки. Представьте себе картину. Семеро лыжников несутся вниз по долине реки, держа на растяжках люльку - волокушу с человеком в ней, с огромной скоростью.
А ведь путь пролегал среди огромных валунов и среди вековых деревьев. И ни разу никто не споткнулся, никто не упал. Когда промчались засыпанный снегом по самые крыши альплагерь Джан Туган (летом там работает школа инструкторов альпинизма) и сделали привал, Миша уже сносно дышал.
Сказывалась высота... Еще через час наша кавалькада влетела в ворота лагеря Адыл Су. Здесь уже ждала скорая, которая и увезла Мишу в больницу в Тырныауз, шахтерский город с отличной больницей. Перед отъездом, Миша всем пожал руки и поблагодарил за спасение, сказав: «Ну, ребята, вы дали…, я об этом напишу рассказ…»
Вечером того же дня в клубе состоялся разбор происшедшего. Нач. лагеря поздравил всех участников операции и вручил грамоты лагеря. Состоялся веселый ужин с тостами, со стихами и песнями о горах и походах.
В последующие дни нам удалось сделать ряд зимних восхождений на вершины 3 и 4 категории сложности и среди них Донгуз Орун, Накра, Ирикчат Баши и др.
Закончилась смена и мы вернулись в институт, но воспоминания о пережитом не оставили никого равнодушными. И много лет спустя, при редких встречах или контактах с участниками, мы непременно вспоминали ту отчаянную гонку во имя спасения товарища...
ЭЛЬБРУССКАЯ ПРИТЧА
В 60 е годы 20 столетия, каждый год в первое воскресение августа в альпинистском лагере Адыл Су, что расположен в Приэльбрусье и относящийся к железнодорожникам, а я был студентом РИИЖТа, (Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта) и к тому времени был уже кандидатом в мастера спорта по альпинизму, проводились так называемые Альпиниады с восхождением на Эльбрус всего спортивного состава лагеря.
Уходя на Эльбрус, черт дернул меня попросить соседа по комнате дать мне поснимать фотокамеру – «Зенит» с телевиком, длиннофокусным объективом, хотя у меня были и свои два «Зенита». Он разрешил и даже оставил на моей тумбочке. В момент выхода, он ушел гулять по окрестностям лагеря, я же написал ему записку, где поблагодарил за камеру и пообещал отснять целую пленку для него.
На Приюте 11, где мы 2 дня проходили акклиматизацию, я снимал великолепные пейзажи гор, когда ко мне подошел зам. директора лагеря.
Он спросил, что ты украл у соседа? Я опешил, ничего, вот попросил камеру и он мне сам дал поснимать на Эльбрусе. Сейчас как раз снимаю для него. Ну, ну сказал инструктор и ушел.
Взойдя на Эльбрус и вернувшись в лагерь, я узнал, что моему соседу надо было срочно уезжать в Москву и он пожаловался директору лагеря, что я украл у него фотоаппарат.
Кстати, моя записка так и лежала на тумбочке... Но поверили ему и мои доводы не приняли, он же был гостем нач. лагеря. Тогда я собрал свой рюкзак, созвал своих ребят из института и мы покинули лагерь, уйдя через перевал Донгуз Орун на юг, в Сухум, хотя до конца смены оставались еще 3 дня. Ребята мне поверили, а я вынес из этого свою притчу, никогда не пользоваться чужим.
Это стало для меня законом на всю оставшуюся жизнь. Кстати, документы нам потом прислали в институт и ни слова об инциденте... А я вспомнил далекое детство на Байкале, мне было года четыре, мы с мамой на станции Слюдянка (не помню для чего), пробравшись под стоящим товарняком, проходили мимо землянки, около которой на веревке висели 2 прищепки для белья. Я машинально взял одну из них.
Мама заметила и сказала, пойди, повесь на место и запомни на всю жизнь, никогда не бери чужую вещь. И я запомнил, а тут захотелось поснимать телевиком, вот и получил еще один урок…
Гора Эльбрус.
Западная вершина -5642 м.
Восточная-5621м
Седловина – 5340 м
Приют 11- 4055 м
ПРИЮТ 11
Гостиница для альпинистов «Приют11». В горах нет инфраструктуры для облегчения жизни и покорения вершин альпинистам. Но порой всё же удаётся создать вполне себе комфортабельное жилище для отдыха, чтобы набраться сил для восхождения на пик. Не стал исключением и Эльбрус - самая высокая гора в РФ, где ещё в советские годы появилась полноценная гостиница с интересным названием «Приют Одиннадцати», чью прерванную историю прямо сейчас возрождают из пепла.
История самой высокогорной гостиницы Советского Союза, известной как «Приют Одиннадцати», или просто «Приют 11», началась ещё в дореволюционные времена. На дворе был 1909 года,когда группа из десяти русских географов с гидом решили подняться на Эльбрус. Однако, когда они дошли до высоты 4050 метров - а вершина горы находится на уровне 5 642 метров над уровнем моря - пришлось искать убежище от непогоды. Нашли его буквально среди пары скал, и именно они, по рассказу того самого гида, буквально спасли им жизни. В высоких горах практически нет никакой инфраструктуры для облегчения жизни и покорения вершин альпинистам.
Но порой всё же удаётся создать вполне себе комфортабельное жилище для отдыха, чтобы набраться сил для восхождения на пик. Не стал исключением и Эльбрус - самая высокая гора в РФ, где ещё в советские годы появилась полноценная гостиница с интересным названием «Приют Одиннадцати», чью прерванную историю прямо сейчас возрождают из пепла.
До революции Эльбрус студенты-географы посещали регулярно, но однажды им потребовалась помощь скал. Чтобы отметить место спасения и, вероятно, дать ориентир для других туристов, на скале краской написали «Приют одиннадцати», по числу людей в группе. Долгое время там ничего не было, однако в 1932 году, уже при советской власти, знаменитый в СССР альпинист В. Раковский решил возвести на этом месте реальное место для отдыха. Для этого соорудили деревянный барак, достаточно просторный для высокогорного ландшафта - одновременно там могли проживать максимум 40 туристов.
Барак, перенявший то самое «Приют 11» в качестве названия, простоял до начала 1938 года - тогда начали строить новый, более долговечный вариант ночлега для альпинистов. Работал над проектом гостиницы архитектор с богатым опытом восхождения на горные вершины Н. Попов. В итоге к следующему году было открыто новое здание «Приюта 11», и ставшее культовым - овальное сооружение на три этажа, ставшее самым высокогорным отелем Советского Союза.
На первом этаже была расположена кухня, несколько душевых и помещения для хранения необходимого оборудования и вещей. Этот уровень строили из камня, тогда как два наверху имели древесный каркас, обнесённый специальными плитами для удержания тепла и оцинкованной сталью снаружи. На втором и третьем этажах размещались жилые помещения, а также столовая. Общий вид гостиницы был похож на дирижабль, обладая закруглёнными краями. Это было сделано специально, чтобы сооружение легче переносило воздействие сильных порывистых ветров и осадков.
Снаружи гостиница была похожа на дирижабль, приземлившийся высоко в горах. «Приют Одиннадцати» был оснащён всей необходимой инфраструктурой для практически автономного функционирования: котельная, позволяющая иметь отопление, собственная электростанция, газовая плита для кухни. Кроме того, провели водоснабжение с канализацией, обеспечивающие туристов и персонал холодной и горячей водой, и даже отдельно выстроили баню. Внутри также постарались с отделкой: по информации редакции novate.ru, в интерьере даже присутствовал качественный паркетный пол, всегда натёртый до блеска.
Однако до начала Великой Отечественной войны «Приют 11» проработал не так уж и долго, а потом был захвачен вермахтом - там с 1942 до начала января 1943 года на территории гостиницы размещались немецкие горные стрелки. Кроме того, в период боёв за Кавказ Красная армия отдельно штурмовала именно отель, поэтому и самое здание, и инфраструктура были серьёзно повреждены.
Восстановлением «Отеля над облаками» (ещё одно прозвище «Приюта 11») занялись уже в пятидесятых, в частности, провели электричество к юбилею оставления здания вермахтом. После этого гостиница несколько десятилетий принимала советских и иностранных альпинистов, сформировав вокруг себя определённый культ в их кругах.
Пока не случился 1998 год, когда «Приют Одиннадцати» погиб в огне из-за неосторожного обращения кого-то из гостей с примусом. Огонь быстро перекинулся на стоявшую недалеко канистру, и после этого пожар стал разрастаться в геометрической прогрессии. К счастью, никто из постояльцев и персонала не погиб и все успели выйти, однако один французский альпинист получил повреждение позвоночника из-за падения во время эвакуации.
На Эльбрусе восстановят легендарный для альпинистов "Приют 11"
Проект строительства нового "Приюта 11" на том же месте, где раньше находилась эта легендарная гостиница, одобрили специалисты Главгосэкспертизы России. Положительное заключение выдали в конце октября. Весной следующего года должны начаться работы непосредственно на Эльбрусе - на высоте 4050 метров.
Новый "Приют 11" будет в пять этажей, из которых два - подземные: возводить многоэтажные конструкции на такой высоте просто небезопасно. "Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на строительство уникального альпинистского отеля на горе Эльбрус, в границах одноименного курорта. Заказчик проекта - институт развития "Кавказ. РФ" - выполнил необходимые инженерные изыскания, разработал эскизы внутренних планировок и внешнего вида альпинистской гостиницы", - отметили в пресс-службе компании.
Альпинисты проходят в приютах акклиматизацию и снежно-ледовую подготовку. Чем выше они находятся, тем меньше набор высоты в день подъема. Предполагается, что в комплекс войдут 19 номеров, в которых смогут разместиться 63 человека, дополнительные комнаты для персонала, общий обеденный зал, технические помещения, душевые. Важно, что, согласно проекту, в гостинице, несмотря на ее местоположение, будет горячая вода и централизованная канализация.
Также отдельные комнаты выделят для хранения спортивного и альпинистского инвентаря тех, кто приехал на Эльбрус, чтобы покорить его.
Гостиница будет не только отправной точкой для альпинистов, но и базой для МЧС России. Предполагается, что на первом этаже отведут помещения для спасателей, которые занимаются поисковыми операциями на горе. "Это позволит в кратчайшие сроки увеличить группировку сил и средств ведомства при проведении поисково-спасательных работ на южном склоне.
Местность удалена от базового отряда, а также отличается резкопересеченным рельефом со скальными участками, крупными и мелкими осыпями, льдом", - сообщили в МЧС региона. Начальник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда Абдуллах Гулиев пояснил, что время реагирования сотрудников ведомства сократится по меньшей мере вдвое. Сейчас при подъеме снизу специалисты добираются до места 1,5-2 часа, теперь время сократится до 45-50 минут, а значит, наверху станет более безопасно.
Для нас это знаковый объект курорта "Эльбрус", - подчеркнул заместитель гендиректора "Кавказ.РФ" по строительству Владимир Лапухин. - Мы хотим восстановить исторический облик здания, с которым связано много героических событий, и при этом использовать самые современные технологии. К примеру, учитывая высоту над уровнем моря, сделаем комплекс максимально автономным чтобы не зависеть от непредсказуемой погоды на таких высотах, будем использовать энергоэффективные решения.
А высокопрочные конструкции здания позволят сделать его долговечным и безопасным. Возрождения легендарного отеля ждали очень долго. По словам опытного гида, работающего на Эльбрусе, Виктора Ершова, спрос на жилье на склоне остается высоким.
Владимир Левинтас - кандидат в мастера спота СССР по альпинизму
Свидетельство о публикации №225080601918