По следам Уильяма Меннингера. Пассивная агрессия

По следам Уильяма Меннингера. Пассивная агрессия. (Ред. 2 - 06.08.2025)
Серия "Прелюдия к переосмыслению".

Эпиграф

На военной службе иначе нельзя -
это уж так исстари ведется: как ни ответь,
как ни сделай - всегда над тобой тучи и
в тебя мечут гром и молнии.
Без этого нет дисциплины!

"Похождения бравого солдата Швейка"
Ярослав Гашек
1923


Множество статей описывают возникновение термина и описание "пассивной агрессии" примерно одинаково, тезисно:

Во время Второй мировой войны психиатр Уильям Меннингер наблюдал за поведением солдат и заметил, что некоторые из них уклоняются от исполнения приказов.
Меннингер столкнулся с тем, что солдаты отказывались выполнять приказы, но не демонстрировали это открыто.

Солдаты были:
- подавлены,
- обижались,
- тянули время и
- не выполняли задачу вовремя,
демонстрируя, что в следующий раз лучше обращаться не к ним.

Сначала Меннингер списал это на нервозность и военную рутину. Однако потом "осознал, что за этим кроется отдельный тип агрессии", и назвал это явление проявлением пассивной агрессии.

В настоящее время под "пассивной агрессией" понимают ситуацию, когда человек раздражен, но не проявляет гнев открыто, а маскирует его более общественно приемлемыми способами.

Например, с помощью:
- сарказма,
- проявления гнева,
- неуважения,
- саботажа,
- враждебности,
- раздражительности,
- манипуляций
и так далее."

Интересно, что само определение представляет из себя пример вполне бодрого, прекрасно выглядящего... "ходячего мертвеца", так как сам термин, вполне очевидно, "живее всех живых" и активно используется даже в профессиональной психологической (помимо женской околопсихологической) среде, а между тем его диагностические критерии:
- будучи включенными в справочник DSM первой редакции,
- в четвёртой версии... были исключены из него из-за "недостаточных доказательств достоверности диагноза и плохую внутреннюю согласованность диагностических критериев".

Причём ещё в 1994 году, то есть... 31 год назад!

У исследователей этого мертвого вопроса есть сумма легенд в обоснование своих взглядов. Ими считается, что "пассивно-агрессивные личности" воспитываются в семьях, где:
- есть в той или иной форме запрет на эмоции,
- прямое выражение гнева или злости не поощряется/запрещено,
- преобладает авторитарный стиль воспитания,
- у ребенка нет права голоса, он вынужден приспосабливаться, «носить маску», чтобы удовлетворить ожидания родителей.

А среди распространенных причин пассивной агрессии, они же отмечают:
- стремление повлиять на поведение другого не конфликтуя, что трактуется ими как манипуляция;
- невозможность демонстрировать свои взгляды открыто, так как человек дорог, это родственник/знакомый, начальник, пожилой человек, как сдерживаемую злость.

Так же упоминают алекситимию, то есть неспособность распознавать и адекватно выражать свои чувства и эмоции.

Читая подобные описания (особенно зная историю термина и его бесславную кончину), задаешься вопросом, а какую альтернативу предлагают подобные психологи?

Открытый конфликт? Конфликты? С каким продолжением? И почему желание уйти от столкновения стало, как-то вдруг, осуждаемо?
Ответа на эти вопросы в подобных статьях нет.

Интересно, также, что, исходя из новых представлений о роли сарказма, необходимого для понимания состояния психического здоровья (читайте статью "The Science of Sarcasm"), можно совершенно по-другому оценить спектр "пассивно-агрессивного" поведения из пункта 7 "Враждебность", в целом крайне хорошо проработанной шкалы оценки позитивных и негативных синдромов PANSS (от 1987 года).

«
Проявления гнева:
- вербальное,
- неприязненное отношение,
- сарказмы,
- пассивно-агрессивное поведение,
- угрозы и
- открытое нападение.
»


Так как же интерпретировать и понять такое поведение?

Полагаю, что, например, как:
- удивление,
- неприятие,
- отторжение,
- аффект,
- дистимию,
- стресс, а паче дистресс,
- фрустрацию,
- депрессию
и другие состояния, в целом психически здорового человека (о чём говорит сарказм в его поведении), сопротивляющегося навязываемому контексту.

И если бы не контекст военных действий, то и удивление Меннингера неисполнению, вероятно, не вполне обычных для, совсем недавно, гражданских людей, военных приказов, можно было бы назвать даже забавным.

В этом конфликте дезориентированы все стороны, включая окружающих.

Дезориентированы:
- основательно,
- глубоко,
- надолго.

Этот вопрос — один из длинной чреды тех, о которых я пишу, где "верх" давным-давно исторически и традиционно перепутан и считается "дном".

И дезориентированы настолько, что в такой, казалось бы, "очевидной" теме нужно поднимать вопросы:
- современное понимание роли юмора и сарказма,
- искаженные "эффектом ореола" разнообразные представления,
- изменившихся социальных ролей,
- нейропсихологии,
- вопросы управления.

Но если смотреть "в корень", то это конфликт людей разных уровней когнитивного:
- развития и
- здоровья.

"Виновная" сторона, скорее всего, сначала ловит несоответствие коммуникации естественному социальному контексту и абсолютно бессознательно пытается сгладить ситуацию шуткой — и отсюда юмор, и "сарказмы"...
...и, не видя за собой особой вины, довольно наивно, продолжает "в том же духе" — отсюда повторения.

Обычно метаинформации, транслируемой юмором, достаточно для вербального обозначения перехода тех или иных границ, проблема в том, что те, кому юмор адресован, его НЕ РАСПОЗНАЮТ и/или воспринимают слова БУКВАЛЬНО.

Тут, навешиваемый ярлык алекситимика, как-то "очевидно и вдруг" перемещается с того, кто шутит, на того, кто "шуток не понимает".

Эта сторона отношений, по всей видимости, находится либо:
- в наследственном заболевании, имеющем психосоматические проявления,
- в продроме (ещё) недиагностированного психического расстройства,
- в когнитивном снижении предшествующем деменции — преддеменции,
- на довольно низкой стадии когнитивного развития,
мешающего распознать смысл шутки, — читайте статьи о расстройстве юмора при преддеменции, шизофрении, психопатии.

Хотя почему "либо-либо"?.. Возможно и то, и другое, и третье вместе взятое.

Дай бог здоровья такому человеку...

Причём обе стороны так или иначе связаны друг с другом длительными вопросами:
- детско-родительскими,
- начальственно-подчинёнными,
- денежными, деловыми,
- соседскими,
- любовными
и тому подобными.

Иначе, очевидно, они давно бы прекратили это общение и взаимоотношения в целом. Как говорится — "Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой".

Непонимание проявляется для обеих сторон в:
- невозможности осознания точек, в которых они находятся, — своего типа личности, типа личности противоположной стороны, с присущими им особенностями. Но откуда им взяться в типичных, например, детско-родительских отношениях у детей? Или типичных семейных отношениях?
- очевидных перспективах этих отношений. Очевидных мне, но после ознакомления с другими моими статьями и вам. Спойлер - перспектив нет.

Обе стороны:
- удивлены,
- пытаются, теми или иными способами, изменить другого.
 
Но:
- один/одна из них явно нездорова (снова отсылаю к статьям о юморе),
- а другой/другая нет (хотя находится в очевидном стрессе, с неявными перспективами).

Причём первый/первая:
- не знает, что болен,
- не собирается ни менять поведение,
- ни снижать уровень претензий/давления,
- ни лечиться - необходимость этого абсолютно (как говорится "от слова совсем") неочевидна,
- и в целом не ощущает себя частью проблемы, так как ведь он/она же "не шутки шутит, а серьёзно говорит!",
так как этой информации, до недавнего времени, взять было просто неоткуда.

Связей роли:
- юмора/сарказма и
- психического здоровья
в диагностических критериях, до недавнего времени, просто не существовало.

А "шутник", очевидно, также не имея подобной информации, при продолжении подобных отношений:
- проникается чувством вины,
- входит в состояние стресса, созависимости,
- дистресса, "стокгольмского синдрома",
- проникается чужой больной логикой и... так же очевидно может стать пациентом врача. Одного или сразу нескольких.

Если не изменит положение вещей.

Итогом переосмысления подобных ситуаций может быть понимание, что то, что принимается за "пассивную агрессию", — сигнал для всех сторон отношений (и вовлечённых, и сторонних наблюдателей) о нарушенной/отсутствующей коммуникации.


Лучников Андрей Леонидович

Москва - Назарьево
3 августа 2025 года



Источники:
Статья "Passive–aggressive personality disorder" на Википедии.


ТЕЗАУРУС

Дистимия - длительное аффективное состояние или хроническое депрессивное настроение, которое может длиться в течение нескольких лет.

Алекситимия — затруднения в понимании, передаче, словесном описании своего состояния.

Научение избеганию — аспект выработки инструментальных условных рефлексов, когда организм учится избегать некой ситуации, реагируя на стимулы, предшествующие ей.

Так организм предотвращает аверсивное событие, которое могло бы произойти в противном случае.

Аверсивное (англ. aversive) событие или стимул:
- физический или
- психологический,
воспринимаемый как:
- неприятный,
- отвратительный,
столкновение с которым стараются избегать.


Рецензии