Остров Пасхи. 28. Удивительные аху Винапу
Никак нельзя обойти вниманием еще одно удивительное место острова. Это местность Винапу, расположенная у восточного склона вулкана Рано-Као по соседству с областью Матавери. Здесь находятся два самых необычных аху – это аху Тахира, или Винапу I, и аху Винапу II.
При подходе со стороны суши их сразу и не разглядишь. Сначала начинаешь различать спины уткнувшихся носом в землю моаи, а рядом с ними несколько темно-красных каменных валунов. Все как обычно: вросшие в землю ряды круглых камней, груды камней на земле, отдельные разбросанные разнокалиберные камни, исчезающие очертания платформ, площадок и прочих остатков былого величия.
Глаз непроизвольно цепляется за необычный, торчащий из земли каменный буро-красный перст выше человеческого роста. Он такой единственный на всем острове. «Мне же сразу бросилось в глаза сходство этой колонны с красными статуями доинкского периода в Андах… С такой же четырехгранной колонной, изображающей человека и высеченной из такой же точно красной крупнозернистой породы» – отмечает Т. Хейердал в книге «Аку-Аку». И над всем этим свободно гуляет задиристый морской ветер, норовя поиграть с панамками зазевавшихся туристов, шелестит шум морского прибоя, а иногда даже разносится рев самолетных двигателей с расположенной невдалеке взлетно-посадочной полосы.
Но стоит только зайти со стороны океана, и дух захватывает от увиденного. Пред глазами встает стена, «перенесенная» из Перу времен империи Инков. Та же необыкновенная каменная кладка из огромных, многотонных, тщательно обработанных и подогнанных друг к другу плит из базальта. Ровная, гладкая стена высотой около трех метров со скругленными переходами к боковым торцам, с несколькими небольшими вставками и следами доводки плит до требуемой плоскости после сборки всей стены. Совершенно очевидно, что именно это сооружение было самой первой мегалитической постройкой на острове. Воздвигла его неизвестная нам древнейшая цивилизация. И, по мнению некоторых ученых, данное сооружение было создано раньше, чем подобные строения в Перу. Это настоящая жемчужина Рапа-Нуи. Именуется это пасхальское произведение каменотесного искусства Тахирой.
В нескольких десятков шагов южнее от аху Тахира можно осмотреть руины второй платформы: аху Винапу II. После только что увиденного эти грустные останки вовсе не впечатляют. Задняя стена аху сложена из достаточно больших более или менее подобранных друг к другу каменных плит. Складывается впечатление, что на его строительство пошли отходы с главной стройки и оно было второстепенным.
Устоявшееся мнение утверждает, что эта стена была сложена на много столетий позже стены Тахиры потомками Хоту-Матуа, в период повсеместной переделки подобных стен в аху и воздвижения на них моаи. Возможно, так оно и есть. Но в эту историю вкрадывается маленькая, смутная тень сомнения. Азимут продольной оси аху Тахира составляет 26,60. А это значит, что плоскость стены строго перпендикулярна азимуту восхода солнца в момент летнего солнцестояния (26,60+900=116,60). Обращаю внимание на словосочетание «летнего солнцестояния», которое на острове, находящимся в Южном полушарии, происходит 21–22 декабря. Азимут продольной оси невзрачного аху Винапу II равен 00! То есть плоскость этой стены строго перпендикулярна восходу солнца в дни равноденствий. Ни одно аху на острове не ориентировано с такой точностью, кроме аху Оне-Макихи! А ориентация знаменитого аху Акиви и вовсе определилась большей частью местным ландшафтом, нежели связями с солнцем: оно построено на склоне горы и вынуждено было располагаться вдоль соответствующей изобаты.
В таком случае, мы имеем дело с астрономическим комплексом, построенным с тонким знанием вопроса. Отмечу еще одну важную, хоть и крохотную деталь: древние строители этих сооружений обладали навыками построения на местности перпендикуляров к прямым. Но это ведь базовые основы геометрии. Не каждый наш современник сможет это сделать даже на бумаге. Ориентирование всех более поздних аху на острове проводилось «на глазок» или их вовсе строили, не задумываясь, параллельно береговой линии.
Да и само место возведения этих культовых объектов выбрано отнюдь не случайно. Отсюда можно наблюдать восход солнца в дни зимнего солнцестояния над верхушкой вулкана… Пуа-Катике. Вот уж, действительно, универсальная идеальная вешка, будто специально выставленная в нужном месте.
Какую цель преследовали древние зодчие, сказать сложно. Но первоначальная архитектура стены аху Тахира не столь уж и проста, как кажется на первый взгляд. Выделяются 3 составные части: две боковые стены, выложенные вертикальными блоками, и средняя, которая формировалась горизонтальными плитами. Они укладывались на первый ряд блоков и формировали, по-видимому, какую-то площадку. Для чего предназначалась эта площадка, можно лишь догадываться.
В целом это было довольно сложное и, скорее всего, некое ритуальное сооружение с чисто символической ориентацией по солнцу. К сожалению, оно было фундаментально перестроено последующими поколениями, в соответствии с их мировоззрением, под злободневные нужды. Реформаторы или не понимали и не знали о предназначении этой древней постройки, доставшейся им в наследство неизвестно от кого, или разыгрывающиеся здесь мистерии были им чужды. Хотя, надо отдать им должное, новострой тоже был колоссальным и величественным комплексом. На аху Тахира стояли 6 изваяний, а на аху Винапу II – пять. Красная перстоподобная статуя, окруженная некогда высоким земляным валом, который отчетливо просматривается и сегодня, стоит на огромной культовой площадке размером в полторы сотни шагов в длину и сто двадцать в ширину. Быть может, именно здесь было положено начало эпохи строительства аху с моаи.
На острове есть еще ряд аху с похожей кладкой стен. Но именно с похожей, а не такой же «инкской». В бухте Анакена У. Меллой в 1955 году, а затем норвежский археолог Арне Скьёльсволд в 1986-м раскопали остатки схожей стены, которая уходит под аху Нау-Нау. Стена впечатляет сильно: словно это фундамент современного изысканного дворца. Но она сразу же была закопана в целях консервации и о ней мало кто что-либо знает. По отрывочным сведениям, это не что иное, как фундамент огромного лодкообразного дома – палаццо Хоту-Матуа.
Понятно, что первопоселенцы обживали в первую очередь самые пригодные для жизни места. А это как раз и есть местности Анакены и Матавери. Противовесом им стоит полуостров Поике. Каким бы чистеньким и ухоженным он не выглядел, но для жизни он совершенно непригоден из-за скудности и безжизненности почвы. Да и к морю здесь нет свободного выхода. По всей вероятности, в этой местности никто никогда не жил. И в наше время на всем плато нет ни одной пашни, ни одного огорода.
Где обживались люди, там и воздвигались их первые культовые постройки. Из всего этого следует, что самые первые мигранты, ступившие на эти земли, прибыли сюда с большим опытом работ с камнем и знанием всех хитростей полигональной кладки. Следов поступательного развития их мастерства на острове обнаружить пока не удалось. Совершенные и немногочисленные сооружения возводились сразу, в точно определенных местах с конкретными предназначениями. Столетия спустя их подражатели уже не могли также качественно обрабатывать камень и подгонять отдельные блоки друг к другу. По большей части они довольствовались некоторой подгонкой сопрягаемых камней, а затем опустились до примитивной подборки слагающих кладку элементов. Зато количеством превзошли своих предшественников многократно.
Как видим, определились три основных древнейших культовых центра. Все они возведены в первоначальных районах компактного проживания аборигенов, рядом с их поселениями: в области Анакены, у вулкана Рано-Рараку в поселении Хоту-Ити и вблизи Матавери. Все вполне закономерно.
*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги», на сайте издательства или у автора (с автографом).
https://dk-spb.ru/books/900146302
https://peterburg21vek.ru/products/55464
Фото из открытых источников интернета
Свидетельство о публикации №225080600499