Трудность дороги вверх...

     Очень смелым человеком был Александр Сергеевич Пушкин: учился в лицее по всем предметам, кроме русской словесности и французского языка, не очень хорошо, а захотел пройти дорогу художественной литературы до самого верха, то есть дойти туда, после достижения чего в художественной литературе больше подниматься некуда.

     Как бы ни "витийствовали" современные теоретики художественной литературы и литературоведы, а у дороги художественной литературы вверх только три пункта:

     Первый. Сочинение литературно-художественных текстов, отвечающих существующему у читательской публики, даже у читательской "черни", литературному вкусу. Здесь вождём в первой половине девятнадцатого века в России  можно считать Осипа Ивановича Сенковского ("Барона Брамбеуса"), которого его жёсткие критики, наверное, слева, назвали представителем "торгового направления" в журналистике и художественной литературе. Кстати, как бы ни ругали барона Брамбеуса критики от социалистического реализма в литературе, а его литературно-художественные тексты до сих пор, то есть в двадцатые годы  двадцать первого века, читать можно. И не без некоторого удовольствия!

     Второй. Создание литературно-художественных  произведений, развивающих литературный вкус читателей и читательниц. Конечно, главными здесь, для первой половины девятнадцатого века в России, можно назвать А.С.Пушкина и В.Ф. Одоевского.

       Третий пункт. Выше которого деятелям художественной литературы вряд ли можно подняться. Обеспечение возникновения и развития у читателя его самостоятельного мировоззрения. Когда А.С.Пушкин добился в тысяча восемьсот тридцать шестом году разрешения издавать свой журнал "Современник", не без острых трудностей в отношениях с Владимиром Фёдоровичем Одоевским, он, Александр Сергеевич, поднялся именно на третий, завершающий  и заключительный этап развития деятеля художественной литературы.

       Безусловно, пребывать на третьем, самом высоком этаже развития художественной  литературы, можно не один только год, как получилось у самого Александра Сергеевича Пушкина, а десятилетиями. Несколько десятилетий на данном, третьем, этаже развития художественной литературы пребывал вылающийся, маститый советский писатель А.Фадеев, закончивший своё пребывание на этом этапе развития художественной литературы самоубийством.

      Для того, чтобы литература обеспечивала человеку возникновение и развитие его самостоятельного мировоззрения, одной её художественности бывает, довольно часто, недостаточно.

     Обеспечивают человеку возникновение и развитие у него мировоззрения не столько литературная критика, характерная для такого этапа  развития художественной литературы, как обеспечение роста литературного вкуса читателей, сколько научно-популярная литература, литературоведение, научная литература.

    А.С.Пушкин, издавая свой журнал "Современник", хотел развивать читателям мировоззрение, не отключая им их критического мышления.

     Деятели так называемого социалистического реализма, особенно после тысяча девятьсот тридцать четвёртого года, с возникновения Союза Писателей СССР , так многие говорят и пишут, хотели якобы навязывать читателям так называемое "марсксистско-ленинское" мировоззрение, отключая у читателей их критическое мышление.

      Он решил не разбираться в том, отключали ли деятели соцреализма в советской художественной литературе критическое мышление у читателей или не отключали, а вернулся к Александру Сергеевичу Пушкину.

     А.С. Пушкин, издавая журнал "Современник", не только стремился не отключать у читателей их критическое мышле'ние, но и доказал, что одарённому деятелю художественной литературы, плохо разбирающемуся в астрономии, высшей математике, в ядерной и другой физике, вполне по силам обеспечивать возникновение и развитие самостоятельных мировоззрений у своих читателей и читательниц.

     Сейчас, в двадцатые годы двадцать первого века,  вспомнил он, совсем не деятели искусства и не сочинители текстов художественной литературы обеспечивают людям возникновение и развитие у них самостоятельных мировоззрений.

     Ему даже было бы интересно увидеть: что за общество будет, в котором "айтишники", а не люди искусства и художественной литературы, будут обеспечивать гражданам возникновение и развитие у них самостоятельных мировоззрений, действующих без отключения критического мышления?

     P.S. Тем читательницам и читателям, которые посчитают итоги размышлений одного персонажа,  о трудности движения вверх в художественной литературе, полным бредом, автор данной записи итогов размышлений персонажа сообщает, что считает данный бред исключительно литературоведческим. И, исходя из этой своей точки зрения, автор размещает данный текст именно в разделе литературоведения.
   

 

               


Рецензии
Боюсь, скоро айтишники будут главными людьми на планете, а это печально. Всем будет править ИИ.

С уважением,

Фома Веселый   06.08.2025 11:38     Заявить о нарушении
И мой персонаж о том же задумался, когда услышал историю из путешествия в будущее одного большереченского энергонавта. Но результаты прежних "сочинительств" останутся. Смогут ли айтишники со своим искусственным интеллектом и нейросетями не давать людям создавать и развивать свои мировоззрения, например, с помощью творчества А.С. Пушкина, Л.Н.Толстова, А. П.Чехова, М. А. Булгакова, Владимира Орлова? Интересный вопрос, а Вам, Фома, большущее спасибо за внимание к данному моему тексту!

Светлан Туголобов   06.08.2025 11:54   Заявить о нарушении