Транснефть. Диаскан. Часть 3
Потихоньку запустили в серию нашу наземную маркерную систему. Теперь на каждый дефектоскоп полагалось по три комплекта НМС. Да еще и дочерние компании Транснефти заказали для себя. Серия под тысячу комплектов. Все старые системы пошли на списание. В свободное время таки оформил заявку на патент. Красота! Нет, скукотища!
Я уже привык к грандиозности задач, к особому ритму работы, а тут... Загрузили бумажной работой. Пришлось разрабатывать стандарт предприятия по порядку разработки дефектоскопов. Документ нужный, но эта работа не по мне. Удивительно, но стандарт был согласован и утвержден без правок.
Как-то рано утром разбудил меня телефонный звонок. Первый день трехдневных выходных в честь 8 Марта, мы с женой спокойно отсыпаемся и тут нате! Восемь утра, какой м...чудак звонит? Оказалось, лично главный конструктор беспокоит:
- Николай, это Мирошник, извини, что рано разбудил. У нас проблема — под Новороссийском потерялся магнитный дефектоскоп, ищут уже два дня, все бестолку. У бригады сопровождения твоих НМС пока нет, да и не обучены они еще. Придется тебе лететь в Новороссийск и заниматься поиском дефектоскопа. Лучше тебя никто не справится, выручай.
Прикрыл микрофон и объяснил ситуацию жене. Моя боевая подруга, подумав сказала:
- Ну, езжай, раз надо. Хоть отгулы попроси. Цветы мне потом подаришь.
- Александр Дмитрич, на сколько дней командировка?
- На три, получишь отгулы и оплату за работу в выходные дни.
- Хорошо, я готов.
- Машину я за тобой послал, будет у тебя через полчаса.
Прислал Мирошник свой мерседес, там уже сидел ведущий конструктор, который разрабатывал дефектоскоп. Нас доставили в Диаскан, где нас ждали и в бухгалтерии и в цеху. Выдали нам командировочные удостоверения, деньги, открыли помещения и позволили забрать две НМС-ки. А дальше бросок на полной скорости в Домодедово.
Билеты купили прямо у стойки авиакомпании. Слава Богу, народ в праздники редко летает. В Новороссийске нас встречали представители Черноморского нефтепровода, судя по одежде и автомобилю, они были высоких рангов. Отвезли нас в приличное кафе и накормили. А дальше доставили на нефтеперекачивающую станцию, откуда стартовал дефектоскоп.
Там мы встретились с бригадой сопровождения дефектоскопа. Некоторых я знал лично. Спросил, есть ли у них чертеж участка трубопровода. Оказалось — нет.
- А как же вы искали???
- Шли вдоль трассы, слушали.
- Что, все 75 километров? Потратили два дня? Ну, на ровном месте не мог же дефектоскоп застрять. Наверняка, на каком-нибудь повороте. Срочно затребуйте чертеж!
Бригадир побежал за чертежом. Вернулся с пустыми руками. Чертеж уже забрала бригада ремонтников.
- Ну что ребята, у местных мозгов побольше, чем у вас.
Пошли в кафешку поужинать. Встретили там работников трубопровода, которые сообщили, что дефектоскоп вроде нашли, идет раскопка трубы. Нас подвезли на место уже в потемках. Пришлось еще пешком пару горок преодолеть, пока не спустились в низинку. Тут и был раскоп. По краям стояли крутой японский экскаватор и два прожектора, освещавших пятиметровую яму, на дне которой виднелся откопанный поворот трубопровода. Яма была залита водой сантиметров на 30. Откуда вода — непонятно.
Лезть в воду совершенно не хотелось, да и сапог у меня не было, встал на краю раскопа, вытащил маркерный приемник, подключил к нему внешний блок магнитных антенн и попросил отогнать экскаватор на 50 метров и заглушить. Направление на центр магнитной системы дефектоскопа я определил легко. Со мной был узконаправленный фонарик, которым я указал точку на трубе. Рабочие сделали отметку мелом.
Тут подключился ведущий конструктор дефектоскопа, смело залез в воду и начал рулеткой отмечать начало и конец дефектоскопа. Я подсказал ему добавить погрешность 20 сантиметров.
На часах 2 ночи. Звездное небо. Холодно и сыро. Очень захотелось поделиться впечатлениями со своим начальником:
- Александр Дмитрич, извините, что разбудил. Ваше задание выполнил, дефектоскоп нашли, идет вырезка.
- Спасибо за добрую весть, езжай домой.
Вернулся домой с цветами, поздравил жену и дочерей с 8-ым Марта. Вроде обошлось без обидок.
А скоро у нас произошли большие изменения, отделы превратили в бюро: бюро механических конструкций (в прошлом конструкторский отдел), бюро проектирования дефектоскопов и электроники (БПДЭ) и новое бюро организации разработок — должно заниматься документацией, договорами и прочими оргделами. Совершенно правильное решение, в отделе главного конструктора не могут быть подразделения с названием отдел.
На следующий день ко мне подошел Олег Лексашов, новый молодой начальник БПДЭ.
- Николай Степанович, а не хотите ли в мое подразделение пойти. По-моему вы уже погрязли в бумагах. А у нас живое дело, электроника, все как вы любите. Максимум самостоятельности, будете генератором идей, отчитываться только передо мной.
Уговорил, черт красноречивый. Пусть нет моей группы, но мозги-то у меня остались?!
Начал изучать документацию на дефектоскопы и открыл для себя, что наши дефектоскопы жрут 15 — 20 процентов энергии батарей совершенно напрасно. Наши разработчики постоянно используют готовые модули питания, не задумываясь о к.п.д. Это конечно удобно, но очень глупо. Энергия литиевых батарей стоит очень дорого.
Современное обучение в рязанском радиоинституте скатилось к цифровой технике, микропропроцессорам, игнорируя старую добрую аналоговую электронику. Перекос был слишком явным, и не на пользу дела.
Похоже, я нашел себе новую нишу. Я начал проектировать преобразователи и оптимизировать их к.п.д. У меня получились отличные результаты — к.п.д. до 95%. Лексашов мою работу поддержал. Мирошник дал команду все преобразователи в дефектоскопах использовать только после согласования со мной, а в старых дефектоскопах произвести замену.
По утрам я имел привычку обходить все наши помещения и здороваться с ребятами. Привозили коломенцев на работу на полчаса раньше, а уже потом автобусы ехали за луховицкими. Рязанцев привозили отдельно, дорога дальняя. Мне приходилось подниматься в 6 утра, чтобы успеть на автобус. Как же я это ненавидел! Я — типичная сова, мне бы спать часов до восьми...
Самое смешное, у нас рабочий день с восьми, а в Транснефти с девяти. Если учесть, сколько у нас часовых поясов, то руководители сибирских и дальневосточных отделений спать ложились глубокой ночью, чтобы перед сном не пропустить утреннюю связь с Президентом Транснефти.
Как-то захожу утром в комнату к программистам и вижу новое лицо. Сидит на недавно освободившемся месте новый человек. По виду пенсионер, но отлично сохранившийся, крупный, явно высокий, уткнулся в компьютер. Поздоровался с ребятами, дошел и до новенького:
- Доброе утро, Николай Михневич, ведущий инженер.
- Доброе утро, Сергей Шерашов, ведущий специалист.
Кто бы знал тогда, что эта встреча свяжет нас на многие годы. Сергей был специалистом по ультразвуковому неразрушающему контролю, а мы как раз начали разрабатывать новый ультразвуковой дефектоскоп для поиска трещин в стенке трубопровода. Сергей выбирал датчики и определял у кого закупать. Тут он был строг и суров, блатные компании от него отлетали в момент.
И вот, наконец, дефектоскоп собран и даже испытан на нашем трубопроводном полигоне, теперь предстоят реальные испытания на магистральном трубопроводе. Выбрали для нас самый длинный участок 380 км от Самары до Саратова. Мирошник собрал внеочередное совещание, в том числе и меня пригласил.
- Так, мужики, через два дня отправляем новый дефектоскоп на испытания под Самару. Поедут разработчики, программисты, Шерашов и Михневич с НМС. Бригада сопровождения пока НМС в полной мере не освоила, рисковать я не могу. За одно, Николай, присмотришь за руководителем экспедиции Максимовым, в его опыте я сомневаюсь, а в тебе нет.
Максимова я знал — он был женат на близкой подруге моей жены, и мы даже пару раз сидели за одним столом. Максимов работал в отделе испытаний, а с некоторых пор им поручали руководство испытаниями, типа независимые спецы.
По пути на обед меня перехватил Шерашов:
- Нам с тобой в командировку на месяц ехать. Давай на Ты.
- Ну давай.
Уезжали на поезде из Рязани. С Шерашовым мы оказались в одном купе и с нами два программиста. Еще два купе заняли бригада сопровождения и пара наших электронщиков. Я достал бутылочку коньяка, Шерашов выставил на стол другую. Ребята навалили закуски. Стол почти как в ресторане. Вот так мы и познакомились с Шерашовым реально. Полночи проговорили.
Утром выгрузились в Чапаевске, остановка короткая, поезд гуднул и отправился, и тут наши коллеги из бригады сопровождения засуетились. Оказалось, они забыли в поезде на верхней полке мешок с обтирочным тряпьем. Без него дефектоскоп очищать проблематично. Ребята квасили всю ночь и были в слабосоображающем состоянии. Тут я понял, как был прав Мирошник.
На перроне нас ждал КУНГ-автобус. Хоть тут подставы нет. Поездили по городу, нашли магазин подержанной одежды, закупили х/б тряпье на вес. Бригада понуро оплатила издержки. Поехали на перекачивающую станцию. Идти к руководству станции Максимов категорически не хотел, от него перегаром за версту несло.
- Коля, выручай, сходи к начальнику, пусть даст команду на наше заселение. Люди на ногах не стоят от усталости.
Сходил на станцию, поговорил с начальником, все удачно: на площадке перед станцией стоит новенький ВЖК (вахтовый жилой комплекс), на всех места хватит. Заселились, большинство погрузились в похмельный сон. Домик удобный, двухместные комнаты, кухня, столовая, душевые, туалеты. Мы с Шерашовым поселились вместе.
Грузовик с дефектоскопом уже на месте. Осталось определиться, куда его вместе с КУНГом поставить. Лето, жара под 40. Решил, что надо прятаться в тень. Рядом рос огромный вяз и тень его вполне могла спрятать КУНГ. Я скомандовал поставить КУНГ под дерево, а рядом грузовик с дефектоскопом. Из окон КУНГа бросили кабели до дефектоскопа и работа началась.
Я не учел одной особенности — на этом вязе базировалось как минимум полсотни ворон. В один день к нам прибыло какое-то местное начальство. Подошли к КУНГу, громко разговаривая, а тут еще и последний пассажир дверью машины хлопнул. Испуганные вороны выдали дождь помета на головы начальников. Это было что-то. Накрыло всех.
Пришлось машины переставить с теневой стороны ВЖК, а кабели протянуть прямо из окон. Даже комнатами поменялись, чтобы обеспечить удобство работы программистов.
По вечерам мы были совершенно свободны. Гуськом шли на водопой к магазину. Там был навес со столиками, увитый диким виноградом. А в магазине прекрасный выбор самарского пива, и не только. Что еще надо инженеру для отдыха? Еда! Готовили мы сами, кто во что горазд. Иногда получалось не плохо, иногда так себе, бутербродами обходились.
Наконец, запустились. Я на «буханке» поехал на сопровождение с НМС, остальные поехали на пункт выемки под Саратов. Взял с собой бутылочку коньяка. Два дня отслеживания — это долго.
Приняли дефектоскоп, считали информацию, обнаружили кучу лишней информации, переполнившей память дефектоскопа. Испытания на этом этапе закончились. Всех отозвали на фирму, для расследования.
Свидетельство о публикации №225080600819