Фрагмент из Большого Евангелия от Иоанна. Том III

Откровения австрийского духовидца Якоба Лорбера

 

8. Условия Господа при приеме учеников

Тогда поднимается молодой фарисей, подходит ко Мне и говорит: «Господь, Учитель и Спаситель, не имеющий себе равных! Кто есть я и мои двадцать девять братьев, это Ты знаешь вполне точно и определенно, и кто собственно Ты есть, мы тоже до некоторой степени узнали через высокого повелителя Юлия; следовательно, нам не потребуется много расспрашивать друг друга. Но, поскольку мы узнали, что Ты иногда берешь учеников, то мы хотели бы также — хотя бы на короткий срок, если нельзя на более долгое время, — быть Твоими учениками!»

Я говорю: «Все было бы хорошо; но смотрите: птицы имеют свои гнезда, и лисы — свои норы; однако Я не имею ничего, куда бы мог приклонить свою голову!
Кто хочет стать Моим учеником, должен взять на свои плечи тяжелую ношу и с нею следовать за Мной! У Моих учеников не бывает никаких земных преимуществ, напротив, они должны даже ради Моего Имени и во имя Моей Любви оставить уже имеющиеся земные блага и имущество не только на время, но и навсегда; даже жены и дети не имеют права мешать им в этом, если они хотят стать полностью подлинными учениками Царства Божьего.

Деньги и прочие земные богатства вам нельзя иметь, а так же без нужды — двух платьев, обуви, мешков, чтобы класть туда, и никакой палки или дорожного посоха, чтобы обороняться против возможного врага.

Вам нельзя иметь на этой земле ничего, кроме одной лишь сокровенной тайны Божьего Царства. Если бы вы могли на это согласиться, тогда вы могли бы быть Моими учениками!

Также каждый из моих учеников должен подобно Мне быть полным Любви, кротости и терпения по отношению к каждому. Злейшего врага он должен благословлять точно так же, как и своего лучшего друга и обязан, если предоставляется возможность, делать добро тому, кто перед тем навредил ему и молиться за того, кто его преследует.
Гнев и месть должны быть далеко от сердца каждого, кто хочет быть Моим учеником; по поводу печальных событий на этой земле он не должен начинать жаловаться или злобно ворчать.

Как чумы ему следует избегать всякой жизни чувств, доставляющей наслаждение, но зато прилагать все усилия, чтобы через Мое живое Слово в полной мере по-настоящему создать в своем сердце новый Дух и в конце концов далее навечно совершенно жить в этом Духе в полноте всей духовной силы.

Поэтому обдумайте эти условия и скажите Мне, согласны ли вы с ними и хотели бы вы подвергнуть себя всему этому в полной мере?!»

По поводу этого Моего заявления молодые фарисеи начали чесать затылки, и никто не знал, как им следовало наиболее подобающе на это ответить. Обычно общающийся с Юлием, но теперь еще стоящий около Меня молодой фарисей, все же говорит спустя некоторое время и наполовину шутя: «Дорогой добрый и непревзойденный Учитель! Выставленные нам условия может быть сами по себе вполне хороши, если также принять во внимание достижение только некоторых из Твоих исключительных богоподобных качеств; но лишь совсем немногие решатся на это и будут придерживаться этого! Однако, в качестве общего для всех, такое требование ведь не может содержать никакой ценности, ибо если бы, в конце концов, все люди захотели пойти на Твои условия ученичества, тогда земля скоро выглядела бы так, как она, по Моисею, выглядела во второй или третий день Творения, а именно пустой, пустынной и опустошенной! Знаешь, на этом пути Ты обретешь очень мало новообращенных! Некоторые немногие, которые подвергают себя так называемой созерцательной жизни и уже определенным образом на этой земле хотят достигнуть того, чего они должны достигнуть по ту сторону, решатся на это, но Все люди!? О Боже, куда же девать мир!?

Ведь старое учение Моисея для физической и моральной сферы каждого человека все еще остается наиболее исчерпывающим и с любой точки зрения всего создания самым пригодным! Тогда можно перед Богом и перед миром быть, подобно Давиду, уважаемым человеком, что в высшей степени необходимо для поддержания порядка на земле. Уравняй только всех людей, и Ты скоро убедишься, куда пойдет человечество уже в самое ближайшее время! Некоторые немногие должны быть на земле во владении тайн Царства Божьего; но для всех людей это подошло бы также, как если бы в каком-нибудь войске находились только равные по рангу полководцы или же исключительно простые необученные бойцы безо всякого знания о ведении войны, то есть без полководцев. Истинно, с такой армией могла бы справиться даже немногочисленная мало-мальски обученная шайка старух под хорошим предводительством!
Я-то сам действительно очень хочу стать Твоим учеником, даже если бы Ты поставил мне и более тяжелые условия; но отважатся ли на это все мои спутники? Вот в чем вопрос! Ибо смотри, храм требует поистине очень многого; Ты же требуешь сразу всего — и на это, Друг, согласятся очень немногие!»


9. Преимущества самоотречения

 

Говорю Я: «Это тоже не имеет значения; Я же не принуждаю никого! Кто хочет следовать за Мной, тот пусть следует; кто же не хочет и не может, тот пусть останется дома!

Но в эти дни Царство Божие допускает силу, и кто с силой не привлечет Его к себе, тот не будет обладать Им.

Я же в отношении Моих несколько тяжелых условий, выставленных вам, конечно, имею в виду следующее. Если у тебя есть старое и уже совсем превратившееся в лохмотья платье, появляться в котором дальше на людях является чистейшим стыдом, и к тебе приходит человек с новым платьем и говорит тебе: “Друг, сними свое старое платье и уничтожь его совсем, так как его совершенно невозможно больше использовать, и потому я даю тебе новое, годящееся на все времена, ибо оно соткано из материала, которому не в состоянии повредить никакой ураган времени!” — останешься ли ты еще при таком предложении дурнем и сохранишь старые, ветхие лохмотья?

Далее ты знаешь, как и твои товарищи, что эта земная жизнь, школа испытаний, длится лишь короткое время, и сразу за ней начинается бесконечная вечность. Ты, вероятно, знаешь, какую ты будешь, и будешь ли вообще, после смерти тела иметь некую загробную жизнь. Но Я единственный, Кто в состоянии тебе, как и любому другому, прямо теперь за эту короткую и убогую жизнь в высшей степени определенно дать вечную, совершенную жизнь Ангела.

Останутся ли у тебя еще какие-то опасения принять Мое предложение, тем более, что Я единственный, кто может приготовить и отдать тебе в полную собственность вечную жизнь?! Истинно, Я требую лишь ничтожно малого — и даю за это в высшей степени многое!

Ты полагаешь, земля стала бы пустой и пустынной, если со временем, как однажды и произойдет, все люди стали бы следовать требованиям Моего учения? О, ты, близорукий фарисей!

Взгляни на моего Ангела! Он один имеет столько власти и силы из Меня, что, если бы Я захотел, он в одно мгновение столь же быстро, как он перед тем уничтожил камень, мог бы уничтожить всю эту Землю и это большое Солнце, и Луну, и все остальные видимые тебе звезды, по сравнению с величиной которых Землю едва ли можно назвать маленькой песчинкой. Если же ты полагаешь, что земная культура зависит только от людей, ты глубоко заблуждаешься!

Я дам тебе кусок поля, но прежде наложу на него Мое проклятье, и тогда трудись над ним как заблагорассудится, оно не принесет тебе даже колючек и репьев на пропитание твоим червям! Сеятель может класть зерно во вспаханную землю; но при посеве с ним также должны работать Мои Ангелы и благословлять пашню, иначе она вовеки не даст тебе никаких плодов! — Понимаешь ли ты это?

Если же Мои Ангелы являются главными, кто обрабатывает земную почву для произрастания плодов пропитания, то они могли бы в случае крайней необходимости взять на себя также и посев, как они это делают в тех местах этой земли, куда еще не ступала нога человека.

Но поскольку люди страдают от старого проклятья, и сами хотят с трудом работать для своего тела, — что ж, тогда Моим Ангелам постоянно приходится брать на это время выходной».
 

10. Потребности и их зло

 

Господь: «Вы не читали об Эдеме, существовавшем прежде на земле, где был сотворен первый человек? Этот Эдем был большим садом, наилучшим образом наполненным превосходнейшими плодами всей земли; а ведь его не могла прежде обрабатывать никакая человеческая рука! Итак, первые люди не имели ни домов, ни городов; у них было исключительно мало потребностей, которые было легко удовлетворить, однако они оставались при этом здоровыми, достигали неизменно глубокой старости и потому имели очень много времени для занятий своим внутренним душевным формированием, и стояли почти в зримой связи с властителями небес.

Некий Каин, однако, благодаря внушению Сатаны, выстроил своему сыну Аноху город с таким же именем; и через это заложил первый камень всему злу на земле.

Я говорю это вам: человеку для жизни на этой земле нужно совсем немного; но человеческое чванство, его лень, высокомерие, его себялюбие и жажда господства нуждаются в неописуемо многом, и тем не менее их никогда невозможно удовлетворить!

Вместо этого в большинстве случаев вскармливается человеческая забота, и у людей, разумеется, больше нет времени заниматься тем, чем они, собственно, должны были бы заниматься, ибо только ради этого они и помещены в этот мир.

От Адама до Ноя дети высей никогда не вели войн, поскольку имели ничтожные потребности, и никто не хотел быть больше, чем был его брат, и родители утверждали свой авторитет по отношению к своим детям только достойнейшим образом, так как они оставались мудрыми вождями, учителями и советниками своих детей.

В низине же, где слепые сердцем и рассудком люди начали помещать в роскошь своих учителей, вождей и советников, умащивать своих предводителей, украшать коронами и предоставлять им для величайшего престижа всевозможную власть и силу, тогда также было покончено и с жизнью легких и маленьких потребностей!

Роскошь имеет большой желудок, который невозможно насытить. Земля не могла больше выжать из почвы на одном тесном кусочке равнины достаточное количество пищи, и труднонасыщаемые люди, привыкшие к роскоши, начали распространяться дальше и дальше, немедленно называя оккупированные земли своей полной собственностью, где заботились только о своей роскоши, и пробуждали через это зависть и ревность, а через это также вскоре и недоброжелательность, ссоры, распри и войну, и, в конце концов, более сильный получал права стать властителем над более слабыми и принуждал их работать на него и быть во всем подотчетными ему. Упрямых же наказывали, заставляя под страхом смерти безусловно повиноваться!

И смотрите, это все было следствием внешней культуры земли, любви к роскоши и происходящего из этого высокомерия!

Но когда теперь Я в Моем Духе, приходя с небес, хочу вас снова привести назад к счастливому прасостоянию первых людей и показываю вам давно утерянные пути в Царство Божие, как можете вы тогда говорить, что условия, которые Я ставлю, чтобы стать Моим учеником, слишком суровы и, в общем, почти невыполнимы!

Я говорю вам: ярмо, которое Я кладу на ваши шеи, мягкое, а бремя, которое Я предлагаю вам нести, легкое, словно перышко, по сравнению с тем, что вы теперь день за днем несете.

Как далеко наружу во весь мир обращены ваши заботы! День и ночь вы не имеете ни покоя, ни отдыха; и все это лишь только ради мира, и чтобы вы нисколько не были ущемлены в вашей мнимой роскоши и вашем благополучии за счет зачастую кровавого пота ваших слабых братьев и сестер.

Где же душе при таких заботах найти еще время, чтобы хоть что-то сделать для пробуждения в ней Божьего Духа?!

Да, ваши души, как и души миллионов, больше не знают, что они являются носителями Божьего Духа, не говоря уже о том, чтобы при их бесконечных мирских заботах они бы могли и хотели сделать что-нибудь полезное для того, чтобы он стал свободным и самостоятельным. Ради своей любви к роскоши и благополучию вы принуждаете бедное и слабое человечество к изнурительной наемной работе без отдыха, и оно уже не может ничего сделать для того, чтобы его Дух стал свободным и самостоятельным. Таким образом, вы вместе с вашими подданными мертвы и, являясь подлинными детьми Сатаны, не можете воспринять Мое Слово, которое серьезно и истинно вело бы вас к жизни, но вы защищаете ваше слово, из которого для вас и для всех ваших подчиненных неизбежно должна следовать вечная смерть!»

 

11. О причине потопа

 

Господь: «Все жалуются Богу и постоянно спрашивают: “Как мог Бог всей жизни дать прийти на землю удушающему потопу?! Как мог Он уничтожить жителей Содома и Гоморры?!” О, ответ прост! Ибо к чему оставлять в живых на поверхности какой-то Земли толочься без толку напыщенных комков плоти, души которых так сильно отдалились от старого порядка Бога, что в них, от беспрестанной заботы о теле, исчез даже последний след сознания самих себя!?

Может ли существовать еще более глубокая инкарнация человеческой души, чем та, в которой душа не только лишилась всякого понятия о божественном Духе в ней, но и в конце концов до такой степени потеряла себя, что начала серьезно отрицать свое собственное бытие, и ее более невозможно привести к убеждению, что она существует!?

Да, когда у человечества мира наступает такое состояние, тогда и человек полностью перестает быть человеком, но является лишь наделенным инстинктами разумным животным и уже совершенно не способен на какое-то дальнейшее развитие души и духа. Потому подобную плоть необходимо убить, чтобы она сгнила вместе со слишком сильно инкарнированной душой для того, чтобы может быть через многие тысячелетия душа, ставшая свободной от всякой инкарнации, могла снова ступить на путь своего самообразования и становления самостоятельной на этой земле, или на какой-либо другой.

В том, что теперь слишком часто встречаются люди, которые от величайших забот ради мира и своей плоти больше ничего не знают о своей собственной душе, вы можете убедиться отчасти на самих себе, отчасти на саддукеях, но преимущественно на всех людях; ибо теперь уже никто не может дать ответ, кем и чем является душа! Люди спокойно говорят: “У моей души” или “в моей душе”, но если бы кого-нибудь спросили: “Друг, а кто и что это такое – твоя душа?” Тогда спрашиваемый тотчас же останавливается, подобно быку на горе, и не знает, как быть!

Однако, когда душа больше не знает себя самое и в конце концов даже полностью забывает о том, чем и кем она является, тогда ведь прекращается все! И Богу не остается ничего иного, как снова позволить повториться на земле старому маневру, уничтожающему человеческие тела в той или иной степени, в соответствии с положением вещей у людей, насколько они еще что-то или совершенно ничего не знают о своем Духе и своей Душе.

Правда, внешняя форма таких чисто мирских и плотских людей часто становится очень красивой и роскошной, особенно у женского рода. Причину этого легко понять, ибо она лежит в прогрессирующем объединении души со своей плотью. Но такие люди становятся через это также слабыми и очень чувствительными ко всем дурным физическим впечатлениям. Их тела легко заболевают и легчайшее, содержащее чуму дуновение несет им неизбежную смерть, в то время как люди, имеющие свободную душу и в ней — свободный Дух, могут дать пройти через себя всем духам земли, и им не будет от этого ни малейшего вреда; ибо свободная Душа и свободный Дух в ней в избытке имеют силу и средства, чтобы самым действенным способом встретить любого бессильного врага, в то время как душа, намертво скованная своей окаянной плотью во всех местах жизни и во всех ее концах, подобна великану, который, будучи связанным по рукам и ногам, в конце концов, не может противостоять надоедливой мухе и вынужден терпеливо сносить бессильного гнома, когда тот медленно, но тем больнее, отрезает ему ножом голову от туловища».

 

12. Указующие знаки мессии

 

Господь: «Запомните это! Если вы окажетесь в некоем месте, где собрались пышно украшенные и разодетые люди обоих полов, тогда отправляйтесь как можно скорее дальше; ибо здесь для Божьего Царства уже ничего невозможно сделать, поскольку здесь, по меньшей мере наполовину, готовые Содом и Гоморра! Божья кара всегда неподалеку от такого места; ибо души, ставшие настолько плотскими, что почти все сознание положили в могилу своей плоти, слишком сильно насквозь скованы. И когда их чудесной плотью овладевают – пусть даже слегка – злые, сырые и еще весьма необразованные природные духи воздуха, то такие скованные души не могут оказывать сопротивление и очень скоро погибают вместе со своей плотью, ибо она, будучи слишком сильно смешана с душой, является намного более чувствительной и восприимчивой, чем плоть тела свободной души.

Стоит схватить такую городскую неженку за руку или за другую часть тела, как она закричит от боли; но подойдите в деревне к работающему крестьянину, который вместе со своей работой справедливо заботится и о своей душе, и душе своих детей, и схватите его и его детей за руки и потрясите сколь угодно сильно, они даже не вскрикнут от боли и страха.

Вы, пожалуй, думаете, что такая нечувствительность происходит от тяжелой работы и вызванного ею закаливания?! О нет, говорю Я вам; эта нечувствительность является только следствием души, ставшей свободнее из ее плоти, благодаря всякого рода самоотречениям, каковым путем также осуществляется правильное закаливание плоти.

Но там, где все заботы направлены на изнеживание плоти, и даже существуют некоторые школы, в которых тело, при помощи всякого рода гимнастик, мазей и масел делается настолько нежным, насколько это возможно, там уже нет свободной и сильной души. И достаточно одному лишь малейшему ядовитому дыханию повеять на эти чрезвычайно слабые тела, как смерть легко празднует свой богатейший праздник урожая.

Тогда снова начинают причитать и жаловаться, и некий наполовину верующий человек открывает свой рот и говорит: “Ну что за радость Богу беспрерывно поражать людей всякими бедствиями?!” И иные даже полагают, что Бог вообще не выглядывает, или Бог возвысился и более не заботится о червях какой-то там земли, или Бог стал жаждать жертв и каждения — значит, Его нужно снова смягчать богатыми жертвами, магическими изречениями и фимиамом! Или Бог рассердился и мстит невинным слабым людям, и тогда следует посыпать голову пеплом и бросить в Иордан по меньшей мере двенадцать козлов отпущения!

Но никто не думает о том, что все страдания, все болезни, все войны, все вздорожания, голод, чума происходят исключительно от того, что люди, вместо того, чтобы делать для своей души и своего Духа все необходимое в соответствии с Божьим порядком, стараются только лишь для своего тела!

Проповедуют мертвым душам страх перед Богом, в Которого, однако, проповедники, сами будучи мертвыми душой, также давно уже не верят, но верят лишь в то, что получают за проповедь, и к какому уважению и престижу может привести их хорошо выученное дарование проповедовать. Так один слепой ведет других, и так хочет один мертвый оживить других мертвых. Один проповедует для своего тела, а другой слушает его проповедь ради своего тела. Но о какой пользе для больной в высшей степени души можно думать и добиваться?

Я Спаситель. Как, спрашивают себя мертвые и потому совсем слепые люди, может быть такое возможно для Меня? И Я говорю вам, Я не лечу ничью плоть, но делаю душу свободной и, насколько это возможно, пробуждаю Дух, погребенный в этой душе, если только она еще не слишком сильно смешана со своею плотью. Тогда Дух тотчас укрепляет душу, которая становится свободной, и ей потом легко в один момент привести в нормальный порядок все недуги плоти.

Это потом называют чудесным исцелением, в то время как ведь это единственно правильное и естественное исцеление плоти в мире! Что кто-нибудь имеет, то может он также дать; что он, однако, не имеет, то он также не может дать!

У кого душа жива в соответствии с Божьим порядком и Дух в ней свободен, тот может так же сделать свободной душу своего брата, если она еще не так сильно инкарнирована, и тогда это легко помогает ее больному плотскому телу. Если же враг души сам имеет в высшей степени больную душу, которая намного более мертва, нежели жива, как он после этого мог бы дать другой душе то, чего ему самому совершенно не хватает?! Потому обдумайте это!

Условия для того, чтобы стать Моими учениками, Я вам теперь показал, как и зло мира до его истинного и глубочайшего основания. Делайте теперь что хотите! Я не записываю вас в свои ученики, и не препятствую вам стать ими. Но, если вы хотите все же стать моими учениками, то вы должны прежде всего сделать свои души свободными и сильными, а иначе вам ничем не поможет ученичество Моего учения!»

 

13. Ной и ковчег

 

После этой речи все, округлив глаза, говорят про себя: «Моя вина». И молодой фарисей не знает, что ему возразить Мне на это. Так же и Цирений, и Юлий делают задумчивые мины, и Эбал, да и сама Яра, для которой ее женская красота начинает становиться сомнительной!

И Цирений говорит после некоторого времени глубокого размышления: «Господь и учитель, я уже провел рядом с Тобой несколько дней и ночей, видел, как Ты сделал много чудесного и слышал, как Ты ясно и строго говорил, но никогда и ничто настолько сильно не выводило меня еще из состояния самообладания, как эта Твоя речь! Ибо в соответствии с Твоим теперешним заявлением мы поставлены в условия ненамного лучше, чем во времена Авраама, Содома и Гоморры. И все наши заботы, поступки и действия есть целиком in optima forma сатанинские. Друг, это очень суровый урок! К сожалению, теперь ни за что на свете невозможно заставить себя не видеть то, что Ты нам здесь сейчас поведал самую голую правду. Но как же теперь стать на такую позицию, с которой можно было бы легко повернуться ко всему миру спиной и все время употребить на культуру души и Духа?»

Говорю Я: «Друг, нет ничего проще! Оставайся тем, кем и чем ты ныне являешься и возглавляй то, что ты поставлен возглавлять; однако не для твоего престижа, а для разнообразных нужд людей!

Ибо смотри, когда во время Ноя пришел потоп на поверхность этой земли, которую населяло человечество, в основе основ разрушавшее жизнь, то этот потоп убил всех, за исключением Ноя и его маленькой семьи и всех животных, которых Ной смог взять с собой в ковчег в широких просторах мира, кроме, конечно, рыб в воде.

Но как же Ной сохранил себе и своей семье жизнь высоко над всеми валами великого потопа, несущими смерть? Смотри, он находился в своем прочном ковчеге, и бешеный поток совершенно послушно должен был нести его на своей спине и нигде не мог проникнуть внутрь ковчега, где бы он смог стать опасным для жизни Ноя!

Однако, этот смертоносный потоп Ноя и сейчас духовно продолжается на поверхности земли. И Я говорю вам, этот духовный и беспрестанный всемирный потоп ни в малейшей степени не менее опасен для жизни людей мира, чем прежний, физический потоп, во времена Ноя.

Как же можно защититься от утопления до смерти в этом духовном всемирном потопе? Я говорю это вам: то, что Ной сделал телесно, то пусть каждый сделает сейчас духовно, и будет навсегда защищен от утопления до смерти в великом и постоянном духовном всемирном потопе!

Говоря другими словами: давайте миру в соответствии с Божьим порядком то, что, миру принадлежит, но, прежде всего, Богу — Богово!

Сегодня Ноев ковчег — есть истинное человеческое смирение, любовь к ближнему и любовь к Богу.

Кто истинно смиренен и полон чистой, бескорыстной любви к Богу-Отцу и ко всем людям, кто имеет постоянно деятельное стремление изо всех сил служить в Божьем порядке всем людям, тот поплывет совершенно невредимо и наилучшим образом будет защищен от потоков всех мирских грехов, с легкостью приносящих смерть; и в конце земного жизненного пути, когда для него потоп опустится и уйдет в свои мрачные глубины, его ковчег обретет благодатный покой у великого Арарата, самого живого Божьего Царства, и будет служить вечным жилищем тому, кого он носил».

 

14. Как следует рассматривать и использовать земные богатства

 

Господь: «Посмотри на Меня! Разве Я не должен теперь поддерживать отношения с миром? Я ем и пью, и мир служит Мне, как служил однажды потоп Ноеву ковчегу! И пусть он сильно бушует под крепкими стенами Моего ковчега — но поглотить его он не сможет никогда вовеки!

Ты не знаешь о том, что здесь некогда возникло Римское государство. Теперь оно есть, и ты не можешь уничтожить его! Это государство имеет, однако, правильные законы, которые действительно хорошо подходят для поддержания порядка и смирения людей. Если ты задумал быть правителем, который стоит над этим законом и потому может носить корону, то ты на ложном пути для себя, даже если ты и не против людей, которые этот закон, который однажды был санкционирован, все равно должны нести со всеми его преимуществами и недостатками. Но, если ты стоишь под законом и рассматриваешь себя только как поставленного государством, и по необходимости руководителем и поручателем его законов, то ты – на правильной позиции и устраиваешь себе из духовного материала закона ковчег, который должен нести тебя прочь над всем бушующим потопом мирских грехов!

Если же ты к тому же еще во всех делах соблюдаешь легкие основные законы Моего учения, которые очень хорошо согласуются с вашими законами, то тогда ты воздаешь должное своей Душе и своему Духу. И когда Я Сам представляю тебе это как достаточное, то назови Мне еще хоть кого-нибудь, кто мог бы обозначить это тебе как недостаточное!»

Говорит Цирений: «Но вспомни, о Господь, о роскоши и блеске в котором я должен жить вследствие государственного устройства, и вспомни, что Ты только что перед этим говорил о блеске и роскоши мира!»

Говорю Я: «Любишь ли ты в своем сердце блеск и роскошь мира?»

Отвечает Цирений: «О, нисколько; для меня это все подлинная мука!»

Говорю Я: «Ну и почему тебя тогда смущает вынужденная роскошь и вынужденный блеск? Никакой блеск и никакое украшение не могут, без любви твоего сердца к ним, стать ущербом для Души и Духа! Но, если твое сердце привязано к чему-то материальному – и это само по себе было бы еще не так значительно, – но может быть вредно Душе и Духу точно так же, как тяжелейшая корона из чистейшего золота и ценнейших драгоценных камней.

И потому все зависит только от состояния сердца; ибо в противном случае и Солнце, и Луна, и все звезды следовало бы самым смешным образом засчитать людям этой земли как грехи, ибо они весьма роскошно светят и сверкают, а человек ведь действительно им очень радуется. Также и ты, Мой дорогой Цирений, можешь получать истинную радость от своего блеска перед людьми, но не тщеславную и потому глупую; ибо через нее душа будет испорчена и в конце концов убита!

Было ведь Соломону позволено и даже велено одеваться с такой роскошью, с какой до него не одевался ни один царь, да и после него никогда не будет одеваться ни один царь. Пока он не связывал с этим никакой глупой тщеславной радости, но имел только правильную радость, основанную на мудрости, была эта радость возвышенной для его Души и его Духа. Когда же впоследствии по причине великого блеска он стал тщеславным, и высокомерие овладело им, он тотчас опустился во всем перед Богом и всеми лучшими людьми и предался всем грехам пышного мира, и его труды и деяния стали шутовскими выходками перед лучшими людьми и подлинными мерзостями – перед лицом Бога.

Я говорю тебе, как и всем остальным, человеку хорошо и даже полезно, если он, изрядно созрев Душой и Духом, уже на этой земле подражает роскоши неба и справедливым образом радует этим свою душу; ибо строить – более похвально, чем разрушать. Но только полностью созревшие Душой и Духом люди могут делать подобное, дабы незрелые наблюдали то, что способен сделать зрелый.

Тот же, кто выстраивает себе дворец ради своей почести и славы и, в конце концов, любит себя самого в своей роскоши, совершает великий грех против своей собственной Души и Божественного Духа в ней, и губит себя и всех своих потомков, которые тогда уже с самого рождения почитают себя намного лучше других людей.

Но если из-за роскоши дворцов губятся сердца их обитателей, наполняясь при этом высокомерием и презрением по отношению к тем людям, которые не могут жить во дворцах, тогда лучше снова тотчас же превратить эти дворцы в кучи щебня.

Итак, выстроить себе город, в котором люди могут в мире и согласии вместе, как семья в одном доме, жить, работать и торговать, и поддерживать друг друга во всех вещах легче, чем если бы они жили друг от друга на расстоянии многих часов пути, – это вовсе не противоречит Божественному порядку. Но если в городе распространяется и укореняется высокомерие, роскошь, страсть к блеску, зависть, ненависть, преследование и даже убийство, мотовство, разврат и лень, тогда такой город должен быть тотчас превращен в груду щебня и гнили, иначе он станет рассадником всяческих бед и страшного зла, которое со временем насквозь пропитало бы чумой всю землю, подобно допотопному Аноху и послепотопному Вавилону и большому городу Ниневии! Как ни велики были некогда эти города, теперь на их месте стоят несколько совсем убогих хижин! Там же, где однажды возвышался Анох, теперь плещется море, равно как и на месте старых Содома и Гоморры и десяти меньших городов в окружении двух больших, где каждый был больше, чем сегодняшний Иерусалим, который уже не так велик, как он был во времена Давида.

То, что произошло с теми городами, произойдет также и с Иерусалимом, и здесь среди нас есть некоторые, которые увидят и испытают ужас опустошения! Ибо, как сказано, — лучше никаких городов, но больше полностью живых душ, чем город, в котором человеческие души в избытке губятся на время и навечно!

Итак, дорогой Цирений, ты можешь иметь все, из того ценного и восхитительно прекрасного, что носит на своей поверхности земля, и имеешь право наслаждаться этим, хваля и благословляя Бога. Но да не привяжется твое сердце к этому никогда; ибо вся эта земная роскошь однажды исчезнет для себя и для тебя, если ты временное перепутаешь с вечным! Ибо вся материя в основе своей есть не что иное, как исключительно то, что Я тебе ясно растолковал в одной из предыдущих речей. Скажи, доволен ли ты этим, и понял ли ты это так хорошо, как это должно быть понято перед Богом и всем миром?»

 

15. О правильном пути к окончательной цели людей

 

Говорит Цирений: «Да, теперь я вполне разобрался: нечто одно совершенно не годится на все случаи. Как для каждого стебля, травинки есть определенный закон, по которому она может развиваться, так есть также только один психоморальный закон, приведенный в соответствие со всей мудростью человека, по которому человек сам для себя может добиться полной несвязанной свободнейшей самостоятельности, и есть только один и неизменный путь, на котором можно достичь своего истинного и высшего назначения. На любом другом из бесчисленно многих путей к свободе, которыми люди так же могут идти морально, невозможно когда-либо достигнуть великой, единственно истинной и определенной Богом цели!

Впрочем, то, что путь, который Ты, о Господь, показал нам, есть единственно правильный и истинный, я теперь осознаю так же ясно и четко, как ясно сияет солнце в полдень самого ясного дня. И я понимаю, что каждый человек высокого или низкого положения совершенно уверенно может следовать по этому правильному пути, если он только имеет к этому серьезную волю. Однако, я понимаю также, что ни один человек не сможет из самого себя найти в полной мере этот путь, столь абсолютно точно соответствующий истине и всем жизненным условиям. Нечто подобное должно быть получено людьми, имеющими правильное понимание, непосредственно как откровение от Духа Божьего!

И хотя путь теперь обозначен очень ясно, я думаю, что полностью на него люди, тем не менее, будут редко ступать, ибо в материальных условиях этого мира они построили слишком крепкие преграды на этом единственно правильном и истинном пути, и многие, которые ступают на этот путь, споткнутся о них, и повернут на полпути домой, особенно, если в течение короткого времени не заметят на себе какого-нибудь удивительного результата их усилий. Тем более, что у людей, которые сильно связаны с внешним миром, это не будет идти так быстро, как они себе представляют в первый момент.

Надеюсь, что благодаря Твоей особой милости я вполне смогу достигнуть святой великой цели; но я всего лишь один, а великое Римское государство насчитывает многие миллионы. Как и когда все они, которые ведь такие же люди, как и мы, окажутся на Твоем пути?!»

К этому добавляет молодой фарисей: «Высочайший повелитель! Об этом я тоже только что подумал! Мы теперь можем совершенно спокойно и радостно ступить на путь всей святости; но как быть многим миллионам, которые не имеют возможности черпать из этого источника и даже не могут посоветоваться по поводу своих сомнений с великим Учителем жизни?»

Говорю Я: «Об этом тоже уже позаботились! Ибо после Меня небесные врата останутся открытыми, и то, что мы здесь теперь разбираем, сможет быть воспринято и более чем через тысячу лет в точности от слова к слову, как если бы все это происходило перед глазами тех, кто ступит на эту землю почти через 2000 лет после нас. И если у кого-то в будущем возникнут сомнения, о том он сможет прямо из небес вынести яснейший совет. Ибо впоследствии каждый даже будет обязан получать наставления от Бога, и кто не от Бога будет получать наставления, не войдет в полное света царство истины».

 

16. О возвышении Иисуса

 

Господь: «Но Я говорю вам, постоянно оставаться при чистейшей голой истине будет трудно; ибо мирской рассудок, который у некоторых людей станет более острым, все же не будет осознавать, как Я могу быть по Духу именно Тем, Кто однажды на Синае среди молний и грома дал Моисею законы и продиктовал ему пять книг, и Который Своей мудростью, властью и силами поддерживает и правит всей бесконечностью! Это даже теперь еще не полностью укладывается в голове у многих из вас, для кого ведь имеется множество свидетельств обо всем этом, что здесь происходит и также в другом месте происходило, и что Я полностью есть одно с Отцом на небесах. Что только скажут на это великие мудрецы мира, когда такое свидетельство достигнет их ушей из тысячи уст?!

Потому да будет это провозглашено только простоте, а не мудрости мира; ибо что перед миром велико, — есть мерзость перед Богом!

Простой, скромный человек, у которого сердце еще чистое, имеет по-видимому также более свободную душу и в душе — более свободный дух, и потому быстро и легко принимает то, что идет от Духа; но мирской мудрец, чья душа ограничена лишь материальными отношениями и больше не имеет ни малейшего понятия о Божественном Духе в ней, конечно не поймет и не постигнет того, что вы уже в значительной части легко постигли и также в достаточно полной глубине поняли. Но, тем не менее, вы не поняли сейчас еще очень многого, однако после Моего возвышения вы поймете это полностью!»

Тогда Цирений спрашивает: «Что за возвышение Ты имеешь в виду? Разве Ты будешь на земле возвышен в цари царей и коронован?»

Говорю Я: «Совершенно верно, но не в цари мира и также без золотой короны! Разве не достало бы Мне силы и власти взять Себе земное царство, которое простиралось бы далеко, через все края этой земли? Кто бы помешал Мне в этом?

Не содержится ли бытие всех вещей в руке Моего Отца, который во Мне, как Я в Нем, и точно так же – жизнь всех людей? Сколько вдохов смог бы ты совершить без воли Моего Духа, Который единственный все оживляет и поддерживает?!

Пригодилась ли людям во времена Ноя вся их власть и военное искусство?! Смотри, Мой Дух повелел потопу прийти на всех царей и их народы, и все они были погребены!

Какая польза была могущественному фараону от всей его большой военной армии? Мой Дух дал израильтянам пройти сухими через Красное море, а преследовавшему их войску фараона – утонуть!

Следовательно, если бы Я захотел стать царем этой земли, какая сила могла бы Мне в этом помешать?

Но да будет подобное далеко от меня и от всех тех, которые истинно хотят быть Моими последователями; Меня ожидает совершенно другое возвышение и коронование, о котором ты только тогда подробно узнаешь, когда оно будет совершено. Некоторые знаки, однако, Я и так уже дал в начале этой нашей встречи; если ты о них вспомнишь, тогда ты сможешь, пожалуй, дальнейшее и сам додумать!»

Говорит Цирений: «Но Господь, я знаю теперь совершенно определенно, Кто и Что Ты есть и все то, на что Ты способен, но именно на этом основании все еще никак не понимаю почему Ты, как известно, при всем Твоем всемогуществе, тем не менее убегаешь от преследователей Ирода, равно как и храма!?»

Говорю Я: «Друг, этот вопрос тебе следовало бы всецело задать себе! Во-первых, потому что Я уже в Назарете более чем достаточно разъяснил его тебе, и, во-вторых, ты должен был бы уже, наконец, из всех Моих речей вывести, что Я не затем пришел в мир, чтобы сделать мертвых еще мертвее, чем они и без того уже есть, но только для того, чтобы повсюду снова оживлять их. И потому да не будет теперь никто судим из-за Меня. Ибо ныне Я здесь, чтобы взять на Себя весь суд, который был установлен над этой землей, и все люди должны через взятый Мною на Себя суд найти полное освобождение от вечной смерти.

Итак, Я здесь не для того, чтобы ввязываться в драку, но только для того, чтобы исцелить все раны человечества, которое поражено множеством разнообразных недугов, а вовсе не для того, чтобы его еще глубже и злее бить.

Тебе кажется, что Я убегаю от Моих преследователей определенно из страха? О, если бы ты в это верил, то впал бы в большое и грубое заблуждение! Посмотри на некоторых закоренелых преступников! Истинно, по Моисею и по вашему закону они заслужили стократную смерть; и тем не менее, Я не даю теперь произойти тому, чтобы их убили, но им также должна достаться милость Небес. Если они воспользуются этой милостью, то также получат часть Моего царства; но если они после этого снова падут, то будут сами виноваты в том, что их убьет проклятье закона и строгости! Ибо смотри, закон длится вечно, милость же приходит на помощь к тем, кто испытывает затруднения только время от времени; если же ее не признают, то тогда люди снова должны терпеливо сносить закон».

 

17. О власти воли Господа и свободе человеческой души

 

Господь: «Смотри, вот ты являешься носителем всего закона, всей власти и всего могущества Рима для всей Азии и части Африки, и, тем не менее, здесь все зависит от Моей воли: судить или оправдывать преступников. И ты не можешь ничего предпринять против Моей воли.

Таким образом, Я мог бы Своей волей всех людей мира принудить к хорошим поступкам; однако это было бы судом, который сделал бы свободного человека машиной.

Но ты же не машина, ибо осознаешь то, что делаешь по Моему слову, и что только это единственно и полностью соответствует Божественному порядку; и, если ты еще чего-то не понимаешь, то спрашиваешь и действуешь далее из своего сознания, и подобное тогда уже не является принуждением снаружи, но изнутри, и это полностью соответствует порядку свободной жизни.

Ибо, если тебя принуждает Моя воля, то ты тогда являешься скованным рабом, но если тебя принуждает твоя собственная воля, ты – свободен, ибо твоя воля хочет отныне того, что твой рассудок, будучи светом очей твоей души, признает как единственно истинное и хорошее! Но с миром, если бы его принудили действовать по Моей воле, было бы по-другому; он бы не осознал перед этим, что есть единственно хорошо и истинно, и его действие было бы подобно таковому у животных, и в сущности еще хуже. Ибо животное стоит на такой ступени, что принуждение, которое привито его природе, не может нанести его душе дальнейшего морального ущерба, так же душа животного еще долго не сможет иметь какого-либо отношения ни к какому свободному моральному закону; но душа свободного человека понесла бы величайший ущерб в своем существе через внутреннее механическое принуждение, ибо это осужденное звериное в ней шло бы целиком против ее свободной моральной природы.

Из этого, ты, Мой дорогой Цирений, можешь теперь, пожалуй, более чем ясно понять, почему Я постоянно убегаю от тех, кто Меня преследует, и ухожу с их пути, насколько это возможно, однако не для того, чтобы защитить Себя от их бессильной ярости, но чтобы сохранить их как Моих слепых и глупых детей от вечной гибели.
Если же Я вижу людей, которые Меня преследуют, но они, однако же, имеют в себе лучшую природу и при правильном свете Духа могут познать истину и чистое добро, Я не убегаю от них, а позволяю им прийти ко Мне, где они обучаются, осознают свою темноту и свой суд, и в конце концов становятся настоящими людьми в соответствии с Божьим порядком. Живой пример этому ты только что имел в тридцати молодых и физически сильных преследователях Моей персоны, внушающей им страх. Конечно, когда они еще были далеко отсюда, Я бы не позволил привести их сюда, если бы не нашел их сердца подходящими для Меня.

Силы природы были принуждены Моей волей доставить их ко Мне; но через это их душе не было причинено никакого принуждения. Теперь же они здесь, они учатся, их разум становится богаче светом, и они затем, конечно, свободно изберут то, что принесет пользу их душе.

Смотри, по времени близится миг, когда солнце начнет посылать свои лучи из-за горизонта, но еще никому из вас не пришло в голову высказать какую бы то ни было потребность в ночном отдыхе тела! Почему же? Смотри, потому, что Я хочу этого сегодня! Но это, однако, опять не принуждение души, но только принуждение материи, которая теперь дольше, чем привычно, должна быть полезной душе. И это принуждение Я причинил вам и Себе Самому главным образом ради этих тридцати, и никто из вас не сможет сказать о себе, что он устал и хочет спать. За время нашего бодрствования мы спасли тридцать братьев вдвойне: телесно и духовно. И потому наши усилия и наше бдение будут многократно вознаграждены и впоследствии будут вознаграждены еще больше; следовательно, внешнее принуждение абсолютно безопасно для любой души. Но, если бы Я насильно подтолкнул эти души на правильный путь, то они стояли бы сейчас здесь как настоящие машины, и ни одно из их действий не имело бы для них сколько-нибудь большей ценности, чем внутренняя ценность машины или инструмента.

Какой прок, например, лопате, что она хорошо копает или пиле, что она хорошо пилит? Все это нужно только человеку, имеющему свободное и богатое знаниями сознание, способное различить, что полезно, хорошо и нужно. Или какой прок слепому от света, и на что хромому беговая дорожка? Только тому может быть нечто полезно, если однажды он правильно осознает себя самого, потом осознает необходимость, применение, использование и вытекающую из этого пользу.

Так же обстоит и с духовным светом. Его невозможно и нельзя никому тайно и насильно влить по причине святой свободы воли людей, но свет ставят куда-нибудь, где его все могут заметить. Кто хочет им воспользоваться, тот может сделать это без помех; кто же не хочет, тот может совершенно уверенно в своей свободной воле оставить его стоять там, где его поставили. Точно так же это обстоит и со светом солнца, обозначающим день. Кто хочет его использовать, тот использует его для какой-нибудь работы; кто же при всем ясном дневном свете солнца хочет быть праздным, тот пусть будет, и подобное не наносит особого ущерба миру. Ибо свет никакую душу, наделенную свободной волей, не принуждает к деянию.

У Меня достаточно могущества, чтобы настроить ваше сознание на другой лад и из вашей свободной воли сделать вьючное животное, скованное со всех сторон, и это вьючное животное будет совершенно покорно действовать в соответствии с управлением Моего всемогущего поводка; но в себе самом оно будет мертво. Когда же Я преподаю вам и показываю, и даю правильный свет, вы при этом остаетесь свободными и можете либо воспринять этот свет, либо нет! Понимаешь ли ты это, мой дорогой Цирений?»

Говорит Цирений: «Да, теперь я понимаю это и полагаю, что полностью понял причину, по которой Ты, о Господь, избрал это низкое положение в обществе, чтобы обучить всех людей их единственно истинному назначению, и тому, как они могут его достичь. Но, чтобы наряду с этим, и, собственно, для этих вещей они обретали еще более сильную веру и более светлое понимание и уверенность, Ты совершаешь деяния, которые только Тебе одному под силу, и которые придают Твоим словам еще больше веса, и еще более сильный свет. И все это происходит от Тебя для истинного исцеления жизни людей в величайшем порядке, и мне представляется Твое поведение и отношение ко всему так, как если бы оно уже от вечности было Тобой так предусмотрено. В этом взгляде, возможно, я также могу ошибаться, во что, однако, я с трудом мог бы поверить».

Говорю Я: «Нет, нет, ты ни в малейшем не ошибаешься; ибо Божественный порядок должен быть вечным! Если бы он не был вечным, то не был бы он порядком и истиной; ибо истина должна быть и оставаться истиной вечно и должна потому также от вечности быть предусмотрена. Но теперь скажу о чем-то совершенно другом!»


Рецензии