Карманный блокнот. Эхо строк-5

+++
«Вот ход моих рассуждений: для того, чтобы самое банальное происшествие превратилось в приключение, достаточно его РАССКАЗАТЬ. Это-то и морочит людей; каждый человек – всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму».  (Ж. П. Сартр. «Тошнота». Слова, вложенные в уста Антуана Рокантена).

А ведь так и бывает: рассказывая или описывая какую-то историю, бывшую с нами или с другими, мы невольно переиначиваем ход событий, делаем акценты на том, что представляется нам наиболее интересным. Рассказчик излагает не факты, а своё восприятие фактов. Личное отношение к происходящему, неизбежная субъективность «проглатывает» целые звенья в цепочке излагаемых событий, уводя рассказ далеко от действительности. Фактически - волею рассказчика - выстраивается другая реальность. Мы не всегда задумываемся об этом, когда поглощаем новости, сообщаемые публично одобряемыми (или лично уважаемыми) источниками, принимая их за «чистую монету». Может быть, упомянутый Антуан не так уж далёк от истины?  А при чём тут приключение, с которого начался разговор? А при том, что сенсация, за которой так неутомимо охотятся добытчики новостей, это второе имя приключения (том смысле, в котором это слово употребляется в данном контексте).

+++
“Ладно, не горюй, смотри на вещи просто!» (В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче»).
 
Жизнь не всегда проста, а усложняем мы её всегда, но не нарочно. Просто усложнение - побочный эффект нашего восприятия ситуации, в котором можно усмотреть две составляющие - рациональную и эмоциональную, каждая из которых ведёт свою линию, а вместе они порождают третий мотив усложнения - этический. Пример из жизни. Она получает предложение руки и сердца - одно из самых желанных предложений для женщины; это очень лестно и повышает самооценку. Далее следует рационализация ситуации: принять - не принять; если соглашусь, то… не соглашусь, то… Выведенные следствия взвешиваются на весах благополучия. Но, как правило, абсолютного преимущества не возникает ни у одного из вариантов. На эти рассуждения накладываются переживания: тревога, опасение, ожидание непредвиденного, предвкушение удовольствия и пр. И последнее мучение: а правильно (честно, порядочно, благородно) ли я поступлю, если сделаю такой выбор? А ситуация простая, и вопрос только один: ты его любишь?

+++
«Фильдекосовая Лика» (А. Чехов. Письма)

Слово редкое, забытое, странное. Но речь пойдет не о дорогих дамских чулках, применительно к которым оно обычно употреблялось в давние времена.  Антон Павлович Чехов в своё время подарил мне это   невиданное слово. В письмах к Лидии Мизиновой он называет её «фильдекосовая Лика».  Читая его письма, вынуждена была заглянуть в словарь и узнала, что это тонкая шелковистая хлопковая пряжа из кручёных ниток, прошедшая обработку едким веществом и пропущенная через пламя газовой горелки. Не вникая в тонкости технологического процесса, хотелось бы понять, что имел в виду Чехов, используя это слово как метафору. Хлопок - материал, получаемый из естественного сырья. Применительно к женскому характеру - здоровое природное начало. Шелковистая пряжа - нежная, тонкая, приятная при соприкосновении, красивая. Кручёные нити - различные и неразрывно связанные свойства человеческой натуры. А обработка таким жестким способом - жизненные обстоятельства, которые воспитывают прочность жизнеутверждающего настроя. Если знать биографию Л. С. Мизиновой, то что-то проясняется.

+++
«Нам тайны нераскрытые раскрыть пора - лежат без пользы тайны, как в копилке…»
(В. Высоцкий. Авторская песня).

Охотники до чужих тайн - наверно, те, кто своих не имеет. И очень завидует тем, у кого они есть. Причем у них особое чутье на тайны, похожее на собачий нюх. И как только наличие тайны подтверждается, они виляют несуществующим хвостиком и изнывают от нетерпения. Проникнуть в чью-то тайну - не просто цель, но почти призвание. С завидным упорством эти неутомимые охотники залезают во все доступные щели, выуживая любые сведения, хоть сколько-нибудь касающиеся искомой тайны. И, собрав кучку разрозненных обрывков сомнительного содержания, бесстрашно делают выводы, которыми охотно делятся с окружающими. Победный вопль - тайна раскрыта! - оглашает окрестности, ошарашивая ни в чём не повинных граждан. - Вы слышали! Оказывается… А мы-то думали… Можно подумать, что они всю жизнь только об этом и размышляли. Но сенсация-однодневка уже сверкнула яркой искрой, и охотники за тайнами поймали свою удачу.
            


Рецензии