Побратимство - куначество в Дагестане. Часть 1

Одной из форм искусственного родства, характерного для народов Дагестана,
явля­лось побратимство. Связанный своим происхождением еще с доклассовым и раннеклассо­вым обществом, данный социальный институт устойчиво сохранился и в более поздний период и широко бытовал даже в ХІХ-начале XX в. Особенно широко он бытовал у ногай­цев, у которых в побратимство нередко всту­пали даже целыми» семьями. Имеющиеся в нашем распоряжении самые ранние свидетельства о бытовании обычая по­братимства и посестримства относятся к XVII в., когда в письменных источниках по­ являются термины «названый брат», «названые братья». Так, шамхал Тарковский Сурхай в письме терским воеводам (1645 г.) отмечает, что убитый в одном из «ратных боев» Кудайват (черкесский или брагунский князь) был его названым братом, и он «на драке умер». Суть побратимства и посестримства зак­лючалась в том, что двое (иногда несколько) обычно молодых людей, чаще (мужчин, при­надлежавших к разным родственным группам (тухумам) или даже к разным националь­ностям, после долгой дружбы, после [больших испытаний заключали между собой друже­ ственный союз. В основе таких союзов обыч­но лежало стремление лиц или даже целых семей еще более укрепить дружбу, связать свои судьбы навечно или же начать дружить таким образом, чтобы можно было рассчитывать на взаимную поддержку по типу от­ ношений близкого кровного родства. О таких отношениях у кумыков говорят: «Бири оьлсе, бириси де оьлме гьа;ир» («если один из них умрет (будет убит), другой готов за него отдать «жизнь»), «жаны дийрылмас къурдашлар» («души нельзя отделить друзья»). Зак­лючение такого союза преследовало цель со­здания более широких связей в неродствен­ной среде.

Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18-начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год


Рецензии