Побратимство - куначество в Дагестане. Часть 1
являлось побратимство. Связанный своим происхождением еще с доклассовым и раннеклассовым обществом, данный социальный институт устойчиво сохранился и в более поздний период и широко бытовал даже в ХІХ-начале XX в. Особенно широко он бытовал у ногайцев, у которых в побратимство нередко вступали даже целыми» семьями. Имеющиеся в нашем распоряжении самые ранние свидетельства о бытовании обычая побратимства и посестримства относятся к XVII в., когда в письменных источниках по являются термины «названый брат», «названые братья». Так, шамхал Тарковский Сурхай в письме терским воеводам (1645 г.) отмечает, что убитый в одном из «ратных боев» Кудайват (черкесский или брагунский князь) был его названым братом, и он «на драке умер». Суть побратимства и посестримства заключалась в том, что двое (иногда несколько) обычно молодых людей, чаще (мужчин, принадлежавших к разным родственным группам (тухумам) или даже к разным национальностям, после долгой дружбы, после [больших испытаний заключали между собой друже ственный союз. В основе таких союзов обычно лежало стремление лиц или даже целых семей еще более укрепить дружбу, связать свои судьбы навечно или же начать дружить таким образом, чтобы можно было рассчитывать на взаимную поддержку по типу от ношений близкого кровного родства. О таких отношениях у кумыков говорят: «Бири оьлсе, бириси де оьлме гьа;ир» («если один из них умрет (будет убит), другой готов за него отдать «жизнь»), «жаны дийрылмас къурдашлар» («души нельзя отделить друзья»). Заключение такого союза преследовало цель создания более широких связей в неродственной среде.
Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18-начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год
Свидетельство о публикации №225080701296