Побратимство - куначество в Дагестане. Часть 2
ные обстоятельства. В одних случаях, как уже отмечалось, к этому приводила долгая
дружба, в других — случайные обстоятельства, когда один из друзей попадал в какое-нибудь трудное положение, в беду, а другой бескорыстно вы-ручал его, оказывал ему не обычную услугу, спасал, иногда даже рискуя жизнью; скажем, например, один спасал в бою другого, вынося его с поля битвы, как бывало в прошлом в жизни батыров. Известен такой случай: во время половодья Сулака течением реки уносило двух девушек. Увидев это, молодые, ловкие юноши по совету старших немедленно бросились их спасать, но девушки не подпускали их «близко, ибо, по обычаю, парень ше имел права и пальцем дотронуться до чужой девушки. Пар
ням ничего не оставалось делать, как крикнуть утопающим: «Мы ваши братья с
сегодняшнего дня!». После этого девушки разрешили вытащить себя из воды. Этот чрезвычайный случай привел к тому, что девушки и юноши стали побратимами
Известен и такой факт: в начале нашего века мастер серебряных дел Хаджи-Мурад из
сел. Гуни Хасавюртовского округа (теперь Казбековский р-н) работал в сел. Чиркей
Темирханшуринского округа (совр. Буйнакский р-н) у богача, барановода, жителя
сел. Чиркей Узаира Арачива. Хаджи-Мурад изготовил для Узаира в подарок много цен
ных вещей из серебра (оружие, пояса, газыри, сбрую для коня и др.). Все эти изделия пришлись по вкусу хозяину. В результате они подружились и вступили в побратимство. Заключение их союза происходило о участием аульской чиркейской знати. На этих торжествах Хаджи-Мурад преподнес своему другу самое лучшее из того, что он имел: кинжал, шашку и пр. Узаир, в свою очередь, объявил, что в качестве подарка он передает побратиму корову, лучшего коня, что пока он
жив, будет его снабжать всем, что требуется для стола его семьи. Так и сделал: дал корову, коня и ежегодно, осенью, посылал Хаджи-Мураду по четыре барана (хьой хьари), по кругу овечьего сыра (в 20—24 кг). Побратимы были молоды, женаты; ходили друг к другу в гости. Много времени прошло, Хаджи-Мурад умер, Узаир же был раскулачен и сослан. Когда он вернулся из ссылки, у него не было ни дома, ни двора и негде было ему жить. Тогда он пошел «к сыну побратима, сыну Хаджи-Мурада, в сел. Гуни и жил у него, как у сына «вацлъи раген гьаби» (букв, «брата по договору»)
Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18-начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год
Свидетельство о публикации №225080701317