Побратимство - куначество в Дагестане. Часть 2

Поводам к заключению дружеского или братского союза служили различные жизнен­
ные обстоятельства. В одних случаях, как уже отмечалось, к этому приводила долгая
дружба, в других — случайные обстоятель­ства, когда один из друзей попадал в какое-нибудь трудное положение, в беду, а другой бескорыстно вы-ручал его, оказывал ему не­ обычную услугу, спасал, иногда даже рискуя жизнью; скажем, например, один спасал в бою другого, вынося его с поля битвы, как бывало в прошлом в жизни батыров. Известен такой случай: во время полово­дья Сулака течением реки уносило двух де­вушек. Увидев это, молодые, ловкие юноши по совету старших немедленно бросились их спасать, но девушки не подпускали их «близ­ко, ибо, по обычаю, парень ше имел права и пальцем дотронуться до чужой девушки. Пар­
ням ничего не оставалось делать, как крик­нуть утопающим: «Мы ваши братья с
сегод­няшнего дня!». После этого девушки разре­шили вытащить себя из воды. Этот чрезвы­чайный случай привел к тому, что девушки и юноши стали побратимами
Известен и такой факт: в начале нашего века мастер серебряных дел Хаджи-Мурад из
сел. Гуни Хасавюртовского округа (теперь Казбековский р-н) работал в сел. Чиркей
Темирханшуринского округа (совр. Буйнак­ский р-н) у богача, барановода, жителя
сел. Чиркей Узаира Арачива. Хаджи-Мурад изготовил для Узаира в подарок много цен­
ных вещей из серебра (оружие, пояса, га­зыри, сбрую для коня и др.). Все эти изделия пришлись по вкусу хозяину. В результате они подружились и вступили в побратимство. Заключение их союза происходило о участием аульской чиркейской знати. На этих торжест­вах Хаджи-Мурад преподнес своему другу самое лучшее из того, что он имел: кинжал, шашку и пр. Узаир, в свою очередь, объя­вил, что в качестве подарка он передает побратиму корову, лучшего коня, что пока он
жив, будет его снабжать всем, что требуется для стола его семьи. Так и сделал: дал ко­рову, коня и ежегодно, осенью, посылал Хад­жи-Мураду по четыре барана (хьой хьари), по кругу овечьего сыра (в 20—24 кг). Побра­тимы были молоды, женаты; ходили друг к другу в гости. Много времени прошло, Хад­жи-Мурад умер, Узаир же был раскулачен и сослан. Когда он вернулся из ссылки, у него не было ни дома, ни двора и негде было ему жить. Тогда он пошел «к сыну побратима, сыну Хаджи-Мурада, в сел. Гуни и жил у него, как у сына «вацлъи раген гьаби» (букв, «брата по договору»)

Источник: Аталычество и побратимство в Дагестане в 18-начале 20 веков. // Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1995 год


Рецензии