Лицом к лицу со... смертью!?
Из Сети
"Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под
солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших
прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех,
которые будут после.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!
***************
Ходячий труп
Видели ли вы когда-нибудь ходячий труп? Он очень стремится быть чьим-то родственником, считает себя жителем какого-то континента, страны, частью какой-то
расы, относит себя к какому-то полу и возрастной группе. У него есть фотографии всех
членов его семьи, а у них есть его фотографии. Иногда вся семья собирается вместе,
съезжаясь, порой, со всей страны, чтобы рассказать друг другу и обсудить семейные
сплетни. Они говорят о том, кто умер и кто родился в прошедшем году, кто женился и кто
развелся. И каждый раз он гадает, кто же следующим покинет свое тело. Наверное, это
будет он сам, ведь он уже труп, хоть и ходячий.
Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может
стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что
слова, которые мы произносим - последние наши слова, и поэтому должны выражать всю
красоту, всю мудрость, все знание, но также и в первую очередь - всю любовь, которой мы
научились в течение своей жизни, коротка ли она была или длинна. Как бы мы поступали в
наших взаимных отношениях, если бы настоящий миг был единственным в нашем
распоряжении и если бы этот миг должен был выразить, воплотить всю нашу любовь и
заботу? Мы жили бы с напряженностью и с глубиной, иначе нам недоступными. И мы редко
сознаем что такое настоящий миг. Мы переходим из прошлого в будущее и не переживаем
реально и в полноте настоящий момент.
****************
Мишель Монтень.
О том, что философствовать - это значит учиться умирать.
"Мне представляется, однако, что существует путь, позволяющий нам познакомиться со
смертью и до некоторой степени ее испытать. Мы можем получить собственный опыт
смерти, если не полный и совершенный, то по крайней мере не бесполезный, и это
сделает нас более защищенными и уверенными. Нам не добраться до самой крепости
смерти, но мы можем приблизиться к ней, разведать местность; если сам ее форт нам
недоступен, то мы в состоянии хотя бы увидеть и освоить подступы к нему".
«Мы должны больше думать о смерти и приучать себя к мысли о ней. Мы не можем
позволить страху смерти подобраться к нам неожиданно. Мы должны свыкнуться со
страхом, и один из способов — это писать о ней. Не думаю, что сочинения и мысли о
смерти характерны только для стариков. Я считаю, что чем раньше человек начинает
думать о смерти, тем меньше дурацких ошибок он совершит».
«Страх смерти, может быть, самое сильное чувство. Иногда я думаю, что сильнее
переживания просто нет».
...Разве не должны мы прислушаться к словам Гьялсе Ринпоче:
Строить планы на будущее – все равно, что рыбачить в сухом ущелье.
Ничто никогда не будет так, как ты хотел, так что откажись от всех своих расчетов и
стремлений.
Если тебе обязательно нужно о чем-то думать –
пусть это будет неизвестность часа твоей смерти...
***************
О смерти: (Письмо первое)
В.В. Розанов: "Смерть... и что за нею".
«Прочитала сегодня вашу статью "Вечная тема" и захотелось мне немножко побеседовать с
вами. Тема ее очень близка в данное время моему сердцу: я видела, как жизнь ставила
«точку» моей незабвенной умирающей матери, и нам это было мучительно и ужасно! Вы не
боитесь смерти? Никогда, верно, вам не приходилось видеть близкого человека
умирающим: тогда вы не сказали бы этого. Вы думаете, так просто умирать: поболел,
сложил руки на груди – и конец! Нет, я уверена, что именно так никогда и не бывает; мозг
работает неудержимо, неизвестность пугает, а окружающее так манит к жизни; вот все
дети уже взрослые возле нее: как ей мучительно хочется еще пожить с ними, посмотреть
на них, порадоваться их радостью, погоревать их печалью, – и который бы из них ни сел
возле нее, она знает, что это ее ребенок, вымученный, выстраданный ею.
Р. М. Соловьев. Философия смерти
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Арзамасский ужас.Из книги «Семь великих смертей».
“Только в восемьдесят лет я вполне ясно понял, какое значение для жизни имеет
memento mori. Если помнишь, что умираешь, то ясно, что цель жизни — не вличности” - Л.Толстой.
Самоосознание — это величайший дар, сокровище, равное самой жизни. Именно оно
делает человека человеком. Однако цена его высока — это боль от понимания того,
что мы смертны. Знание о том, что мы вырастем, расцветем и неизбежно увянем и умрем,
— извечный спутник нашей жизни.
Осознание своей смертности преследовало человечество с самого зарождения истории.
Четыре тысячелетия назад герой вавилонского эпоса Гильгамеш рассуждал о смерти
своего друга Энкиду:
«Друг возлюбленный мой грязи теперь подобен,
И не лягу ли я, как он, чтоб вовек не подняться?
Грудь моя исполнена скорбью,
Я смерти боюсь».
Гильгамеш выразил мысль, знакомую каждому живущему. Как боялся смерти Гильгамеш,
так боимся ее и мы: мужчины, женщины, дети — все и каждый. У одних этот страх
существует неявно, в виде неясного общего беспокойства, или маскируется под иную
психологическую проблему. У других он проявляется открыто, а у некоторых людей
перерастает в настоящий ужас, способный уничтожить счастье и удовлетворение от жизни.
Память о смерти научит внимать самому себе
Оптинские старцы имели память смертную. Преподобный Лев писал о том, что память
смертная учит внимательной жизни, учит помнить о заповедях, о своих грехах:
«Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от
сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба,
ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, — покаемся и живы будем душою вечно».
Дзогчен Понлоп Ринпоче: готовы ли мы к смерти?
Готовы мы к тому или нет, но встреча с Владыкой смерти предстоит каждому. Каков он,
этот Владыка, и какую власть имеет он над нами? Этот легендарный образ, внушающий
столько страха, не что иное, как олицетворение непостоянства и закона причины и
следствия, или кармы.
В буддийских текстах Владыка смерти непобедим. Возобладать над ним под силу лишь
человеку, обладающему истинной мудростью. Эта мудрость казнит самого палача.
Я уже говорил раньше, что люблю факт своей смерти. Он сделал возможной мою жизнь.
Без него не могло быть пробуждения. Так я узнал ценность вещей. Так я узнал красоту.
Благодаря этому я основываюсь на благодарности, а не на страхе. Благодаря этому я могу
отличить ребёнка от взрослого, спящего от пробуждённого, просто посмотреть на человека
и сказать, стоит ли смерть перед ним или позади него.
Я говорю не о какой-то абстрактной смерти, но о смерти в самом личном, интимном
смысле – о вашей смерти. Во сне смерть многозначительна – тень «не-я» в царстве сна.
Смерть — это бабайка. Вы не можете убить его, или спрятаться от него, или убежать, вы
можете только повернуться к нему или отвернутся от него.
Вытравите слова «Только тот день для меня наступит, в котором я пробуждён» на
зеркале у себя в ванной. Созерцание смерти, своей собственной смертности это
реальная, мощнейшая медитация. Осознавание смерти это настоящий дза-дзен, это
универсальная духовная практика, единственная, необходимая кому-либо когда-либо,
и которую каждый должен выполнять, поэтому да, вы должны желать во что бы то ни
стало привнести эту живую осознанность в свою жизнь. Развейте привычку
вспоминать о смерти каждый раз, когда смотрите на часы, когда садитесь к столу,
каждый раз, когда идёте в туалет. Гуляйте каждый день и думайте о том, что значит,
быть живым, идти, видеть и слышать, дышать. Это не упражнение, это не что-то, во
что вам необходимо поверить, как в аффирмацию, это нечто реальное, и оно
находится в центре каждой вашей мысли каждого действия. Если бы вы знали, что
умрёте завтра, что бы вы сделали сегодня? И почему, чёрт возьми, вы этого не
делаете?
Смерть это ключ к жизни. Смерть определяет жизнь, придаёт ей форму, значение и
контекст. Без ясного и честного отношения к нашей смертности мы живём, постоянно
скрючившись в неуклюжей духовной позе, в густом сером тумане, создающем адскую
иллюзию жизни, которая растягивается бесконечно во всех направлениях.
Мы гомогенизировали свою жизнь, спрятав стороны, которые нас пугают, и таким образом
исключив из жизни всю её неотложность. Мы вынули смерть из жизни, и это позволило
нам жить неосознанно. Смерть никуда не ушла, конечно, мы просто отвернулись от
неё, притворились, что её нет. Если мы хотим пробудиться – и это очень большое если
– тогда мы должны принять смерть обратно в свою жизнь. Смерть это наш
персональный дзен мастер, наш источник силы, наш путь к ясности, но мы должны
перестать убегать от неё в слепой панике. Нам нужно лишь остановиться и обернуться
– и вот она, на расстоянии в пару дюймов, глядит немигающим взором, и палец её
каждый миг готов опуститься. Этот палец – единственная истинная вещь в царстве сна,
и он, без сомнения, когда-нибудь опустится.
Осознавание смерти это универсальная духовная практика. То, что мы ищем в книгах и
журналах, в учениях и учителях, в древних культурах и чужих землях, всё это время
дышало прямо нам в шею. Это не просто ещё одна поднимающая настроение духовная
техника, с которой вы позабавляетесь пару недель и будете обвинять самого себя, что она
не сработала. Смерть всегда срабатывает. Смерть — это ваш единственный истинный
друг, который никогда не покинет вас, и которого никто у вас не отнимет. Она
искромсает всякую ложь, поднимет на смех любую веру, сведёт на нет любую суету, и
доведёт эго до абсурда. Она сидит рядом с вами прямо сейчас. Если вы хотите что-
либо узнать, спросите её. Смерть никогда не лжёт.
Д.МакКенна «Духовная война».
Л.Н. Толстой: "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы
неизбежно предстоящей мне смертью?"
Со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты
недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я
терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом
эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти
остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну, а потом?".http://selfrealization.info/
...Други!
Подробнее.
"Рерих Е.И. - Теопедия
Смерть
Закон перехода в мир духа несложен. Уравнить нельзя ни одно состояние. Как пыль вулкана,
бесчисленны духи, возвращающиеся в духовный мир. Конечно, материя есть состояние духа, и кровь
или ее эквивалент настолько разнятся от духа, питаемого праною, что границы порваны по всем
мирам. Дух с трудом сознает оставление материи. Дух, привязанный к Земле, облекается в астральное
тело, создающее ему иллюзию Земли здесь, в очаге вожделений и угрызений. Но дух, вылетевший
лишь со стремлением наверх, может миновать астральный план, ибо астральное тело – лишь лишний
сор. Чем меньше сора, тем чище сознание.
Трудно представить на Земле, как покинуть материю, не презирая ее, отдав на новое формирование.
Но на отдаче любой вещи имеете лучший пример. Лучший даритель придумает и лучший подарок.
Потому материя, облекавшая высокий дух, дает пользу большую, ибо ничто не иссякает. Конечно,
сознательное общение доступно для высоких духов, если обращение достаточно лишено вопросов
материи и крови. Дух, праною питающийся, не совмещает крови; потому мир можно делить по
уровню крови, – другой границы не существует.
Зерно духа непрерывно продолжает жизнь, и воздушный шар нервных эманаций несет дух на высоту,
им сложенную.
Потому, говоря о бессмертии лишь как о научном факте, глубоко правы. Последняя мысль при
оставлении материи подобна стреле. Этот момент решает направление полета, остальное прилагается
по желанию. Будем уметь желать. Построим радугу связать ступени восхождения духа.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть вторая, 2, 3 .
Поговорим о смерти. Смерть не больше, нежели стрижка волос, так же отдается материя. Вопрос о
Руководителях решается тем же законом притяжения и отталкивания. Принцип отдачи и помощи
силен в мире духовном, потому каждое обращение духа, в материи сущего, вызывает ответ. Дело в
том, кто спрашивает. Можно привлечь и удержать около себя высокие силы. Также явление самых
низких духов может быть закреплено. Хотящий да получит. Когда люди поймут полезность чистой
отдачи, они получат богатство.
Дух – Свет красот звезд. Но мало духов сливаются со Светом, больше – в телах астральных. Лучше
гореть звездою, сохраняя знание и возможность вернуться на планеты для помощи.
Можно избрать лучшую долю – разве дающий не имеет явленных возможностей? Можно стремиться
вверх к Свету, как оказать помощь, – и тогда нет разлуки. Если бы оставшиеся считали ушедших
посланными к Свету и за Светом, тогда общение было бы правильнее. Чем выше дух, тем больше он
видит, – зависит от духа. Высокий дух чувствует, куда стремиться; летит, как стрела. Темный же
толчется за печкою.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть вторая, 2, 4 .
Хочется сказать – милые путники, взгляните кверху, и если, вместо иллюзий Земли, вы захотите
лететь дальше, то и крылья вырастут. Между тем, вы запрудили теми же жалкими лачугами весь
астральный план. Та же клевета, то же призрачное курение, но вы забыли, что от ваших призраков
чад идет. Лучи Солнца меркнут через ваши пиры отупения. Пустые оболочки создают пустые
оболочки.
Но представьте, если бы призраки тянулись к созиданию прекрасного движения, то Лучи из
санитаров превратились бы в Лучи Света.
Именно мысль творит за пределами Земли, потому учитесь управлять мыслями.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть вторая, 8, 15.
Для сознательно развитого духа время пребывания в астральном плане могло бы ограничиться
промежутком сорока дней, но различные земные условия продолжили это время до нескончаемости.
У унесенных с Земли несчастное сожаление привязывает их.
Лучше всего представлено последствие в легенде о Лоте.
Для новой жизни они вышли из города, лишь одно условие было им поставлено: не оборачиваться, но
жена Лота оборотилась – и привязала себя к Земле. Религия говорит: идущий к отцам – с ними
пребудет; идущий к Ангелам – с Ними пребудет; идущий к Богу – с Ним пребудет. Значит,
назначивший себе наибольшее движение получает лучшее достижение. Потому лучшее напутствие
идущему от Земли будет – спеши, не оглядываясь.
Как же с близкими? Но чем выше станешь, тем лучше и ближе их увидишь. Конечно, обычна
задержка в последних близких, потому сокращение астрального плана зависит от правильной
кооперации.
Чем выше, тем приятнее пребывание, и на границе ментала можно духу отдохнуть, ибо там дух уже
подвержен высоким притяжениям. Но надо сознательно миновать низшие слои. Надо, чтобы взрыв
сознания мог перебросить ядро духа как можно дальше. Потому так важен момент перехода, чтоб
послать себя к высшим слоям. Очень трудно, зацепив нижние слои, потом подняться.
Если состояние духа позволяет, гораздо лучше употребить последнюю вспышку эманации нервов для
полета, – так низшие слои будут редеть. Важно уничтожить атмосферу низших слоев, которая не будет
давить на Землю. Кооперация сверху и снизу даст скорейшие следствия.
Правильно замечено о переходе без сознания. Этому легко помочь: если предварительно будет
закреплено желание высокого полета, тогда эманация нервов действует почти автоматически.
Очень хороши молитвы о блуждании души, но одно в них неверно – они твердят об успокоении, тогда
как правильнее было бы твердить – спеши. Прочитать и запомнить это нужно каждому, – он поможет
не только себе, но и мировому плану.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 31.08.1924
Ученые предложили, по их мнению, остроумное утешение: человек начинает умирать с момента
рождения. Утешение скудное и траурное.
Мы же говорим: человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти.
Служители искаженных религий поощряют своих питомцев покупкою мест на кладбище, где при
заблаговременной заботе они будут лежать выгоднее и почетнее других, более бедных и тем не
заслуживших длинных молитв. Ладан им, бедным, будет поддельным, и певчие будут петь очень
скверно.
Скажите же, наконец, какое подлинное Учение заповедало это уродство?! Поистине, довольно могил,
кладбищ и запугиваний!
Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям и менее всего
заботились о месте на кладбище.
Признак отношения к смерти очень важен для характера Учения, в нем заключается понимание
перевоплощения.
Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно. Если вы можете предложить другую
конструкцию мироздания, Мы оставим за вами место профессора семинарии и обещаем похоронить
по первому разряду,– ведь вы собрались действительно умереть в глазах просвещенных.
Прочтите внимательно писания вами напечатанных Учителей, и вы удивитесь, как дружно во все века
Они говорят о смене жизни.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть третья,
Скажите: «Упражнение в спокойствии ведет к овладению различными состояниями тела».
Не искавший совершенствования дух погружается при смене тела в безразличное состояние и затем
блуждает, томимый неосознанными воспоминаниями. Причем воспоминания низкотелесные
погружают его в беспросветное состояние.
Необходимо избежать безразличия при смене тела. Совершенствование стремлений даст спокойствие
переходить из одного тела в другое. При этом достигается качество Архата, который никогда не
прерывает течения сознания и постоянно устремляется в будущее.
Источник: Учение Живой Этики - Агни Йога, 130
Нужно пересмотреть все соображения о смерти. Если нет мысли о самоубийстве, если все было полно
трудом, то разве нужен долгий век в одном теле? Полезнее разбивать время на несколько опытов.
Экономия энергии есть основа мироздания. Последовать в новый дом, наполненный озоном, значит
получить доступ к новым накоплениям.
Дело йога – разрушать почитание смерти. Можно дойти до такой ограниченности, что переезд в
соседний город начнет казаться событием. После придется не переменять жилища, и представит
трудности перемена одежды. Неподвижные люди более всего боятся смерти. Думать о ней не
решаются и преходящий момент возводят в конечное состояние. Но даже на теле обновляется кожа, и
мы не зовем гробовщиков хоронить спавшую шелуху. Почему же от микрокосмоса не провести
сопоставления с макрокосмосом, помня все определения нерушимости духа, о которых говорит
Бхагавад Гита.
Учение Живой Этики. Книга 4
Источник: Учение Живой Этики - Агни Йога, 240
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 05.06.1928
Кто следует Учению Огня, тот должен понимать допущение совершенствования материи. Миры тела и
света значительно соединились. Это будет знаком преображения так называемой смерти. Именно,
призрак смерти закрывает Врата Знания.
Полезно в школах учить о бессмертии. Религия, учащая о смерти, умрет, как умрут все, желающие
умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем. Кто осознает потенциал Огня в
невидимости его, тот понимает внешнюю видимость развоплощения.
Источник: Учение Живой Этики - Агни Йога, 333
Когда люди говорят о смерти, часто высказываются верные соображения. Люди знают, что
неожиданная смерть иногда доставляет осложнения. Люди знают, что постепенный выход астрала
может облегчить многое, но главного соображения не говорят. Избегают подумать, что поверх всех
условий будет качество психической энергии. Сознанием человек одолеет все препятствия. Когда
выросло сознание, тогда всякое переходное состояние не имеет значения. Когда крепка связь с
Высшим Миром, тогда все начинания делаются легкими. Но странно, что люди предпочитают
толковать о подробностях, упуская главное.
Источник: Учение Живой Этики - Агни Йога, 559
Изъято из летописи эволюционного движения понятие нецелесообразности. Образное утверждение
древних об огне дает лучшее представление о явлении нерастворимости в пустоту. Древние заветы
говорят, что огонь, сжигающий весь горючий материал, не уничтожен, но возвращается к первичной
стадии, форме невидимого огня, стадии высшего проявления огня пространства. Так проявляется
наша жизнь.
Когда сожжено тело жизненным путем, можно ли утверждать, что оно растворилось в ничто? Когда
применен Космосом каждый свод для перемен и каждая перемена за собою влечет цепь других
перемен, тогда как же не усмотреть все бесконечные цепи восхождений нашего духа?!
Признак явлен огнем, содержащим в своей незримой высшей форме все элементы. Дух, отошедший
от Земли, и дух, возвращающийся к явлению земному, содержат в себе утверждение всех принципов.
Различие только в степени накоплений. Так до недосягаемых высот Беспредельности!
Источник: Учение Живой Этики - Беспредельность, часть 1, 27
Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуема чаша стоит
призрак смерти, и, пройдя весь жизненный путь, дух приходит к заключению, что здесь нужно
кончать явление жизни. Таково хождение духа, разобщенного с Космосом.
Не зная начала и видя лишь конец, дух, разобщенный с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но
заслужить каждый может бессмертие, приняв в сознание Беспредельность. Неустрашимость перед
концом и устремление к Беспредельности дадут духу то направление к сферам космической
неограниченности. Утвердитесь в принятии бессмертия и в каждое действие вложите искру
творчества космического огня.
Источник: Учение Живой Этики - Беспредельность, часть 1, 70
Как можно не понять явления вечно движущегося жизненного процесса, когда все энергии не только
трансмутируются, но и являют новые сочетания? Но затишья в Космосе не бывает. Все насыщено
токами непрестанными. Волнообразно двигаются энергии, и восходят новыми энергиями те силы,
которые видимо уничтожаются; когда новые течения вытесняют старые нагромождения, тогда
происходит, истинно, великий обмен энергий.
Правильно назвать смерть животворным обменом. Как можно упростить самый трудный час?
Осознанием обмена энергий. Велик закон обмена, и зависит от человека, куда устремить свой удел.
Источник: Учение Живой Этики - Беспредельность, часть 1, 143
Стираются границы между полюсами – так Мы говорим, когда жизненный импульс смещается.
Переход от одного мира в другой называется утилизацией всех энергий. Эти смены есть космическое
продвижение Пространственного Огня. Так называемая смерть есть возможность нового сочетания. И
во всем Космосе живет эта мощь.
Источник: Учение Живой Этики - Беспредельность, часть 2, 377
Неразумно лишь накануне готовиться, если желаешь сказать речь на незнакомом языке. Неразумно
лишь накануне начать готовиться, если желаешь выступить с новым инструментом. Неразумно лишь
накануне начать готовиться, если хочешь перейти в Тонкий Мир. Ужасно, когда всю жизнь человек
отвращался от мысли о Тонком Мире и лишь накануне перехода, как нерадивый школьник, начинает
смутно твердить слова неосознанные. Явление неминуемого перехода возвещено всеми Учениями.
Сказано: «Не умрем, но изменимся». Невозможно сказать короче. Нельзя сказать утвердительнее.
Значит, нужно знать язык Тонкого Мира; значит, нужно приобрести право входа с полным сознанием,
но накануне это невозможно достичь. Вот вместо радости кто-то начнет внушать ужас и тем нарушать
закон жизни. Но, как знаете, лучший проводник – сердце пылающее. С такою лампадою негасимою
не ужасно пройти по поднебесью и встретить Ведущих.
Источник: Учение Живой Этики - Сердце, 170
Итак, главное недоразумение остается в том, что люди готовятся к смерти вместо того, чтобы
воспитывать себя к жизни. Они достаточно слышали о том, что само понятие смерти попрано. Люди
достаточно слышали о необходимости смены семи оболочек. Достаточно дано понять, что смены эти
происходят при ближайшей работе Огня. Значит нужно помочь огненным трансмутациям, если они
неизбежны. Зачем тратить века и тысячелетия на то, что может быть совершено несравненно скорее?!
Нужно подготовить наше сознание к огнеприемлемости наших концентрированных тел. Если что
подлежит воздействию огненному, пусть это благо совершается в кратчайший срок. Мысль о
подобной трансмутации уже может значительно помочь нашему организму воспринять этот процесс в
сознание. Уже знаете, что принятие в сознание является и усвоением телесным.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 597
Можно представить такое состояние, когда смерть будет попрана, и переход Бытия станет обычным
достижением.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 616
При переходе в Тонкий Мир вспыхивают все виды чувства собственности, утруждающие самых
недурных людей. Следует очень помнить это обстоятельство и утвердиться на сознании, что земная
собственность не существует. Много сказано о собственности, но только огненное состояние может
показать иллюзию такой собственности. Только когда сознание наше останется единой
собственностью нашей, тогда мы чувствуем свободу восхождения.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 2, 177
Могут спросить – сколько минут должно быть не пропущено, чтобы можно было опять восстановить
сердечную деятельность? Но и это будет весьма различно, ибо само выделение тонкого тела
происходит очень индивидуально, к тому много причин как в физическом состоянии, так и в качестве
тонкого тела. Врач должен понять это разнообразие условий.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 2, 195
Дух, покидающий Земную сферу, напрягается в сознании тех достижений, которые господствовали в
его жизни. Жизнь человека имеет как бы свои лейтмотивы, и на этих песнях или плаче дух
напрягается. Достижения духа ведут ввысь, и расставание с Земной сферой всегда радость для духа,
который познал Свет подвига Служения. Даже при физических болях дух превозмогает все земные
недуги. При отрыве от Земли утверждается связь с Мирами Высшими, к которым дух стремится.
Лестница восхождения состоит из преданности Иерархии. Но дух, пребывающий в границах самости,
не имеет другого пути, кроме печали. Отрыв тогда страшен, и дух надолго привязан тогда к Земной
сфере. Много сердец устремлено к Мирам Высшим, которые познали мощь Служения. Луч помощи
протягивается преданному ученику. На пути к Миру Огненному запомним об отрыве от Земной сферы
с радостью Служения Свету.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 68
О последних часах пребывания на Земле следует очень заботиться. Часто последнее устремление
может предопределить следующую жизнь, также и слои, в которых дух будет пребывать. Конечно,
недопустимо звать в Земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от
земного притяжения, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться с земною
атмосферою. Нужно приучиться мыслить при уходе так же, как и при рождении, и нужно уметь
согласовать приемы. Также как вредны задержки при рождении, также вредны задержки при смерти.
Тонкое образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны, причиненные уходящему,
приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое обращение являют с уходящими. Можно сказать
не смерть мучает, но живые люди.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 97
Освобожденный дух стремится всегда в Высшие Сферы, но дух, привязанный к Земле, остается
надолго прикованным к низшим слоям Астрального Мира. Связь между телом физическим и
астральным нелегко разрывается при земном сознании. Явление разрыва между телами отзывается
болезненно на тех духах, являющих земные притяжения. При восхождении духа, конечно,
освобождение утверждается при отрыве от Земли. Космический закон притяжения соответствует тому
влечению, которое нагнетается энергией сознания. Представим себе сферу, поглощенную газами
низших вожделений; те сферы и поглощают духов, не освободившихся от земных тягостей.
Устремленный дух к Огненному Миру являет свое притяжение, нагнетая все огненные энергии. На
пути к Миру Огненному насыщение сознания Миром Высшим дает спираль, которая увлечет дух в
Высшие Сферы.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 296
У порога в Тонком Мире устремление играет решающую роль. Стремление в Высшие Сферы дает духу
силу отрыва от Земли. Научить стремлению каждое живое существо есть величайшее задание. В
строительстве жизни отрыв и притяжение ко всем жизненным проявлениям должны одинаково
воспитываться в сердце, ибо такое духовное равновесие откроет многие сокровенные устремления.
Ведь открытое окно в Мир Огненный и в сердце стремление к выполнению жизненных законов
устремляют дух к широкому строительству. Именно сознательное отношение земного существа к
проходимому Миру и огненное осознание Беспредельности открывают Мир Высшего существования.
Освобожденный дух знает отрыв от Земли и всю радость творчества Красоты. На пути к Миру
Огненному огненный дух устремляется к вечному строительству.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 298
Состояние духа при переходе в Тонкий Мир обуславливается причинами сознания. Изъяв из жизни
самое тонкое устремление, дух не может сгармонизировать свои вибрации и остается в пределах
Земных. Но не только пребывание в слоях Земных дает духу тягость, но, именно, борьба между
физическими эманациями и проблесками Высшего Магнита, делает пребывание духа в низших слоях
таким тяжким. Чувство безысходности, которое человек так остро ощущает, дает много мучительных
переживаний. Именно, безысходность становится уделом лишенного тонкого устремления. Причем
на земном плане человек может искупить свою Карму, но в Тонком Мире человек зависит от своего
устремления. Пространство наполнено этими, не искупившими своей Кармы, на земном плане. Так
насыщенный дух не знает этих огненных мучений. Утончение духа есть ключ к Вратам Огненного
Мира.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 3, 307
Одни полагают, что человек постоянно умирает, другие знают, что человек беспрестанно рождается.
Одни исходят от ужаса, другие от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так
человек в большой степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что
определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем. Может быть, он уявляет внешние обряды, но
сердце его далеко от истины. Утверждение жизни есть утверждение Света. Дух человеческий
бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о
духе.
Источник: Учение Живой Этики - Аум, 118
Жизнь обязывает человека восходить, тогда как смерть есть нисхождение. Сами люди в принципе
хотят понять смерть, как разрушение. Само бытие утверждает вечное обновление. Каждый умирает
для вчерашнего дня и обновляется для завтра. Каждый день происходит обновление всех троичных
начал. Каждый день и час человек приближается или удаляется от Мира Высшего.
Пусть каждый качеством своего мышления поможет своему восхождению и восприятию Мира
Высшего.
Источник: Учение Живой Этики - Аум, 119
Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия
тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в
познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу
накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости. Можно
изумляться насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют
это смертью, но оно есть рождение, потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно
замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается
ветошь земная и встает нетленное накопление – оно может оказаться истинным сокровищем. Можно
понять, почему такое тончайшее сокровище не может быть явлено среди грубых условий.
Учение Живой Этики. Книга 12
Переход в Тонкий Мир должен быть по природе своей безболезненным. Люди, совершив земной путь,
должны принять следующее прохождение естественно. Но они сами усложняют торжественную смену
бытия. Они сами расплодили болезни и насылают их на близких.
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 211
Древняя пословица говорит: «Думающий о смерти ее призывает». Также и врачи иногда замечали,
что мысль о кончине ее приближает. Каждая мудрость народная содержит в себе частицу истины. Но
нужно, прежде всего, подумать – можно ли занимать мысли тем, что не существует? Пора людям
признать, что жизнь не прекращается. Так совершенно изменится отношение к земному
существованию. Для правильной эволюции нужно скорее утвердить правильную точку зрения на
непрекращающуюся жизнь. Наука должна прийти на помощь, чтобы рассеять мрачные заблуждения.
Не о могиле думать человеку, но о крыльях и красоте сужденной. Чем ярче человек внедрит в
сознание красоту миров, тем легче он воспримет новые условия.
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 265
Переход из тонкого состояния в ментальное напоминает и смену земного тела на тонкое. Не часто
можно наблюдать смену тонкого тела на ментальное. Особенно характерно, что освободившийся
удивляется: «Что делать с тонким телом?» Оно не скоро рассеивается и потому понятно удивление,
как и что ожидает его. Могут быть явления этой оболочки, могут быть завладения ею. Только
присутствие сильного духа может помочь, чтобы оболочка рассеялась без блужданий. Такие
блуждающие оболочки вовсе не нужны. Колебания сознания и привязанность к плотному состоянию
создают такие притяжения к земной сфере. Но если сильный дух может напутствовать
освободившегося и успокоить остающуюся оболочку, то переход может быть естественным.
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 360
Спрашивают люди, могут ли быть видимы оболочки, оставленные ментальным телом? Не только
могут, но бывают особенно привлекаемы к земной сфере. Тонкое тело привлекается к земной сфере,
если ментальное тело не увлекает его в сферу высшую. Вполне понятно, что тело, покинутое
менталом, будет притягиваться к сфере земной. Такие призраки могут особенно устрашать некоторых
людей, ибо в них будет отсутствовать разумное начало. И для самих оболочек такие блуждания не
полезны. Приближение к плотному слою укрепляет их и препятствует естественному разложению. Но
все такие явления отвечают лишь низшим и средним слоям Тонкого Мира. Высокое состояние
помогает скорейшему разложению оставленных оболочек. Также бывает, что высокие сознания
помогают и самому переходящему, тогда оболочка немедленно сгорает. Совершенно так, как бывает
при кремации. Уявление полной аналогии не должно удивлять.
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 372
Учение Живой Этики. Книга 13
Правильно сказано, что «сон подобен смерти». Уяснено в трех словах, что оба состояния относятся к
Тонкому Миру. Но такое значение забыто, и представление о неподвижности тела поставлено во главу
смысла.
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 1, 537
Чудо с сосудом духа имеет научное основание. В момент ухода духа эманация нервов особенно сильна
и может быть собранна в закрытый сосуд. Силою бескорыстною воли может быть произведена
вспышка сонной эманации, и взрыв этого веще-ства равняется сильному газу. Символ духа, ибо в этот
момент дух привлечен близко. Дух держится близко, пока эманация нервов не испарится. Но надо
время для испарения эманации нервов.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 31.01.1923
Конечно, материя есть состояние духа, и кровь ее или ее эквивалент настолько разнятся от духа,
питаемого праной, что границы порваны по всем мирам. Дух с трудом сознает оставление материи.
Дух, привязанный к земле, облекается в астральное тело, создающее ему иллюзию земли здесь, в
очаге вожделений и угрызений. Но дух, вылетевший лишь со стремлением наверх, может миновать
астральный план, ибо астральное тело – лишь лишний сор. Чем меньше сора, тем чище сознание.
Трудно представить на земле, как покинуть материю, не презирая ее, но отдав на новое
формирование. Но на отдаче любой вещи имеете хороший пример. Лучший даритель придумает и
лучший подарок. Потому материя, облекавшая высокий дух, дает пользу большую, ибо ничто не
иссякает.
Конечно, сознательное общение доступно для высоких духов, если обращение достаточно лишено
вопросов материи и крови. Дух, праною питающийся, не совмещает кровь; потому мир можно делить
по уровню крови, другой границы не существует.
Зерно духа непрерывно продолжает жизнь, и воздушный шар нервных эманаций несет дух на высоту,
им сложенную.
Потому, говоря о бессмертии лишь как о научном факте, глубоко правы. Последняя мысль при
оставлении материи подобна стреле. Этот момент решает направление полета, остальное прилагается
по желанию.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 04.02.1924
Смерть не больше, нежели стрижка волос – также отдается материя.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 06.02.1924
Кто следует Учению Огня, тот должен понимать допущение совершенствования материи. Миры тела и
Света значительно соединились. Это будет знаком преображения так называемой смерти. Именно
призрак смерти закрывает врата Знания.
Дневники
Полезно в школах учить о бессмертии. Религия, учащая о смерти, умрёт, как умрут все желающие
умереть, ибо будущее состояние заключено в сознании нашем. Кто осознает потенциал огня в
невидимости его, тот понимает внешнюю видимость развоплощения.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 21.09.1928
Сейчас же хочу только сказать Радне, что она прекрасно написала о школе и музее, но напрасно
указала, что главное значение Знамени Мира в сохранении жизней. Это значение, должна сказать,
есть наименьшее, и мы, ученики Владыки, должны бы понимать это! Война страшна не смертью, но
ужасами разрушений и увечий. Кроме того, многие эпидемии уносят гораздо больше жертв, нежели
войны. Разве испанская инфлюэнца не превысила смертность от последней войны? Жизнь
насыщенная и недолгая часто дает духу гораздо больше продвижения. Как ужасно влачить долгую,
отягощенную немощами и бесцельную старость! Так, смерть должна рассматриваться не как бедствие,
но как светлая возможность к новому накоплению и продвижению.
Источник: Рерих Е.И., Письма в 9-ти томах, т. 1, п. 96
«О последних часах пребывания на Земле следует очень озаботиться. Часто последнее устремление
может предопределить следующую жизнь, также и слои, в которых дух будет пребывать. Конечно,
недопустимо звать в земные сферы, когда дух уже оторвался. Ткани, которые уже освободились от
земных притяжений, напрягаются в страшном усилии, чтобы опять ассимилироваться с земною
атмосферою. Нужно приучаться мыслить при уходе так же, как и при рождении, и нужно согласовать
приемы. Так же, как вредны задержки при рождении (в Америке в больницах родильницам дают
задерживающие средства, чтобы роды не происходили ночью и не беспокоили покой медицинского
персонала), так же вредны задержки при смерти (всякие вспрыскивания и так далее). Тонкое
образование нового тела должно быть принято во внимание. Раны, причиненные уходящему,
приходится лечить в Тонком Мире. Самое жестокое обращение являют с уходящими. Можно
сказать: не смерть мучает, но живые люди. Все, приблизившиеся к Огненному Учению, должны
знать об этом. На пути к Миру Огненному запомним о Законе, утверждающем последние минуты».
Так пусть ближайшие сотрудники не удивляются, что их светлый Водитель мог испытывать
предсмертные муки. Конечно, родные его хотели сделать лучше, и в этом случае приходится винить
лишь невежество, установившее закон, по которому доктор обязан применить все «варварские»
средства для спасения и возвращения к жизни умирающего. Очень тяжело было узнать, что ему
вспрыснули кофеин; помню, как однажды, еще в юные годы, мне дали кофеин в облатке и у меня
начались страшные нервные судороги. Вообще нужно знать, что при воспламенении центров многие
лекарства становятся губительными, допустимы лишь самые простые средства и мускус как великое
уравновешивающее средство.
Теперь приведу еще одну страничку, которую, конечно, можно прочесть всем. «У преддверия перехода
в Тонкий Мир происходит разобщение ментала с телом. Развитие огненных восприятий помогает
полету в Высшие Сферы. Разобщение ментала может ярко сознаваться духом, который чувствует
отрыв от Земли и устремляется в Высшие Сферы, тогда происходит соединение двух миров,
освобождающее дух от физического тела. Вопрос смерти очень озабочивает человечество. Именно
переход так страшен людям. Можно указать, как чудесно устремляется дух в Тонкий Мир, который
понял преходящее существование на Земле. Нужно приготовить сознательно дух к отрыву от Земли,
таким образом, утвержденное преддверие раскрывается ново приходящему во всем огненном
величии. Так на пути к Миру Огненному нужно привыкать к отрыву от Земли...».
Источник: Рерих Е.И., Письма в 9-ти томах, т. 2, п. 29
Письма
«Трансмутация центров нагнетает творческие энергии, которые необходимы для перехода в Мир
Тонкий. Каждое духовное устремление дает свои отложения, которые принимают вид тонких энергий
при переходе в Тонкий Мир. Так важно устремляться в Высшие Сферы. Восторг духа и радость сердца
дают те энергии, которые питают тонкое тело. Конечно, только чувство, насыщенное высшими
порывами, дает нужные энергии. Нужно понять, что империл и грубые земные вожделения дают свои
тяжкие энергии, которые дух должен залечивать в тонком теле. Язвы духа переносятся в Мир Тонкий,
если они не изжиты на Земле. Освобождение от физической оболочки не значит освобождение от
духовных язв. Когда дух сознает перед отрывом от Земли, как он являл свои энергии, то сознание
может искупить многое, но сознание нужно направить к мысли о Высших Мирах. Даже самый тяжкий
преступник может быть направлен к пониманию тяжкой кармы, но для этого нужно приучиться к
мысли о трансмутации центров, ибо освобождение от тела не есть освобождение от духовных язв...».
Источник: Рерих Е.И., Письма в 9-ти томах, т. 2, п. 31"
https://ru.teopedia.org/
...Вот это-то и есть самое страшное "за гроблом"!
Уходим в мир иной со своими мерзкими духовными явами и там тяжко мучаемся от них!
В.Н.
**********
1.Мёртвое тело
А.П.Чехов
Тихая августовская ночь. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё,
доступное для глаза. Освещенный луною, этот туман дает впечатление то спокойного, беспредельного
моря, то громадной белой стены. В воздухе сыро и холодно. Утро еще далеко. На шаг от проселочной
дороги, идущей по опушке леса, светится огонек. Тут, под молодым дубом, лежит мертвое тело,
покрытое с головы до ног новой белой холстиной. На груди большой деревянный образок. Возле
трупа, почти у самой дороги, сидит «очередь» — два мужика, исполняющих одну из самых тяжелых и
неприглядных крестьянских повинностей. Один — молодой высокий парень с едва заметными усами
и с густыми черными бровями, в рваном полушубке и лаптях, сидит на мокрой траве, протянув вперед
ноги, и старается скоротать время работой. Он нагнул свою длинную шею и, громко сопя, делает из
большой угловатой деревяжки ложку. Другой — маленький мужичонко со старческим лицом, тощий,
рябой, с жидкими усами и козлиной бородкой, свесил на колени руки и, не двигаясь, глядит
безучастно на огонь. Между обоими лениво догорает небольшой костер и освещает их лица в красный
цвет. Тишина. Слышно только, как скрипит под ножом деревяжка и потрескивают в костре сырые
бревнышки.
— А ты, Сема, не спи… — говорит молодой.
— Я… не сплю… — заикается козлиная бородка.
— То-то… Одному сидеть жутко, страх берет. Рассказал бы что-нибудь, Сема!
— Не… не умею…
— Чудной ты человек, Семушка! Другие люди и посмеются, и небылицу какую расскажут, и песню
споют, а ты — бог тебя знает, какой. Сидишь, как пугало огородное, и глаза на огонь таращишь. Слова
путем сказать не умеешь… Говоришь и будто боишься. Чай, уж годов пятьдесят есть, а рассудка
меньше, чем в дите… И тебе не жалко, что ты дурачок?
— Жалко… — угрюмо отвечает козлиная бородка.
— А нам нешто не жалко глядеть на твою глупость? Мужик ты добрый, тверезый, одно только горе —
ума в голове нету. А ты бы, ежели господь тебя обидел, рассудка не дал, сам бы ума набирался… Ты
понатужься, Сема… Где что хорошее скажут, ты и вникай, бери себе в толк, да всё думай, думай…
Ежели какое слово тебе непонятно, ты понатужься и рассуди в голове, в каких смыслах это самое
слово. Понял? Понатужься! А ежели сам до ума доходить не будешь, то так и помрешь дурачком,
последним человеком.
Вдруг в лесу раздается протяжный, стонущий звук. Что-то, как будто сорвавшись с самой верхушки
дерева, шелестит листвой и падает на землю. Всему этому глухо вторит эхо. Молодой вздрагивает и
вопросительно глядит на своего товарища.
— Это сова пташек забижает, — говорит угрюмо Сема.
— А что, Сема, ведь уж время птицам лететь в теплые края!
— Знамо, время.
Энциклопедии Википроекты
— Холодные нынче зори стали. Х-холодно! Журавль зябкая тварь, нежная. Для него такой холод —
смерть. Вот я не журавль, а замерз… Подложи-ка дровец!
Сена поднимается и исчезает в темной чаще. Пока он возится за кустами и ломает сухие сучья, его
товарищ закрывает руками глаза и вздрагивает от каждого звука. Сема приносит охапку хворосту и
кладет ее на костер. Огонь нерешительно облизывает язычками черные сучья, потом вдруг, словно по
команде, охватывает их и освещает в багровый цвет лица, дорогу, белую холстину с ее рельефами от
рук и ног мертвеца, образок… «Очередь» молчит. Молодой еще ниже нагибает шею и еще нервнее
принимается за работу. Козлиная бородка сидит по-прежнему неподвижно и не сводит глаз с огня…
— «Ненавидящие Сиона… посрамистеся от господа»… — слышится вдруг в ночной тишине поющая
фистула, потом слышатся тихие шаги и на дороге в багровых лучах костра вырастает темная
человеческая фигура в короткой монашеской ряске, широкополой шляпе и с котомкой за плечами.
— Господи, твоя воля! Мать честная! — говорит эта фигура сиплым дискантом. — Увидал огонь во тьме
кромешной и взыгрался духом… Сначала думал — ночное, потом же и думаю: какое же это ночное,
ежели коней не видать? Не тати ли сие, думаю, не разбойники ли, богатого Лазаря поджидающие? Не
цыганская ли это нация, жертвы идолам приносящая? И взыграся дух мой… Иди, говорю себе, раб
Феодосий, и приими венец мученический! И понесло меня на огонь, как мотыля легкокрылого.
Теперь стою перед вами и по наружным физиогномиям вашим сужу о душах ваших: не тати вы и не
язычники. Мир вам!
— Здорово.
— Православные, не знаете ли вы, как тут пройтить до Макухинских кирпичных заводов?
— Близко. Вот это, стало быть, пойдете прямо по дороге; версты две пройдете, там будет Ананово,
наша деревня. От деревни, батюшка, возьмешь вправо, берегом, и дойдешь до заводов. От Ананова
версты три будет.
— Дай бог здоровья. А вы чего тут сидите?
— Понятыми сидим. Вишь, мертвое тело…
— Что? Какое тело? Мать честная!
Странник видит белую холстину с образком и вздрагивает так сильно, что его ноги делают легкий
прыжок. Это неожиданное зрелище действует на него подавляюще. Он весь съеживается и, раскрыв
рот, выпуча глаза, стоит, как вкопанный… Минуты три он молчит, словно не верит глазам своим,
потом начинает бормотать:
— Господи! Мать честная!! Шел себе, никого не трогал, и вдруг этакое наказание…
— Вы из каких будете? — спрашивает парень. — Из духовенства?
— Не… нет… Я по монастырям хожу… Знаешь Ми… Михайлу Поликарпыча, заводского
управляющего? Так вот я ихний племянник… Господи, твоя воля! Зачем же вы тут?
— Сторожим… Велят.
— Так, так… — бормочет ряска, поводя рукой по глазам. — А откуда покойник-то?
— Прохожий.
— Жизнь наша! Одначе, братцы, я тово… пойду… Оторопь берет. Боюсь мертвецов пуще всего,
родимые мои… Ведь вот, скажи на милость! Покеда этот человек жив был, не замечали его, теперь же,
когда он мертв и тлену предается, мы трепещем перед ним, как перед каким-нибудь славным
полководцем или преосвященным владыкою… Жизнь наша! Что ж, его убили, что ли?
— Христос его знает! Может, убили, а может и сам помер.
— Так, так… Кто знает, братцы, может, душа его теперь сладости райские вкушает!
— Душа его еще здесь около тела ходит… — говорит парень. — Она три дня от тела не идет.
— М-да… Холода какие нынче! Зуб на зуб не попадет… Так, стало быть, идти всё прямо и прямо…
— Покеда в деревню не упрешься, а там возьмешь вправо берегом.
— Берегом… Так… Что же это я стою? Идти надо… Прощайте, братцы!
Ряска делает шагов пять по дороге и останавливается.
— Забыл копеечку на погребение положить, — говорит она. — Православные, можно монетку
положить?
— Тебе это лучше знать, ты по монастырям ходишь. Ежели настоящей смертью он помер, то пойдет за
душу, ежели самоубивец, то грех.
— Верно… Может, и в самом деле самоубийца! Так уж лучше я свою монетку при себе оставлю. Ох,
грехи, грехи! Дай мне тыщу рублей, и то б не согласился тут сидеть… Прощайте, братцы!
Ряска медленно отходит и опять останавливается.
— Ума не приложу, как мне быть… — бормочет она. — Тут около огня остаться, рассвета подождать…
страшно. Идти тоже страшно. Всю дорогу в потемках покойник будет мерещиться… Вот наказал
господь! Пятьсот верст пешком прошел, и ничего, а к дому стал подходить, и горе… Не могу идти!
— Это правда, что страшно…
— Не боюсь ни волков, ни татей, ни тьмы, а покойников боюсь. Боюсь, да и шабаш! Братцы
православные, молю вас коленопреклоненно, проводите меня до деревни!
— Нам не велено от тела отходить.
— Никто не увидит, братцы! Ей же ей, не увидит! Господь вам сторицею воздаст! Борода, проводи,
сделай милость! Борода! Что ты всё молчишь?
— Он у нас дурачок… — говорит парень.
— Проводи, друг! Пятачок дам!
— За пятачок бы можно, — говорит парень, почесывая затылок, — да не велено… Ежели вот Сема,
дурачок-то, один посидит, то провожу. Сема, посидишь тут один?
— Посижу… — соглашается дурачок.
— Ну и ладно. Пойдем!
Парень поднимается и идет с ряской. Через минуту их шаги и говор смолкают. Сема закрывает глаза и
тихо дремлет. Костер начинает тухнуть, и на мертвое тело ложится большая черная тень…
https://ru.wikisource.org/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
7 августа 2025 года.
Свидетельство о публикации №225080700133