С легкой руки

Очерк о человеке

Александр Алексеевич Шинкаренко по жизни легок на руку, удачлив в делах. В школьные годы, с третьего класса, занимался спортивной акробатикой, и – успешно.
В 17 лет, стал мастером спорта.

В его группе, состоявшей из четырех парней, все, как один, крепкие, сильные, работали в связке. Выполняя вольтижные синхронные акробатические элементы: кидают и ловят друг друга, выстраивают пирамиды, делают сальто, шпагаты, кувырки, стойки на руках...

Элементов много, требующих для их выполнения не только физической силы, выдержки, но и в моральном плане – сплоченности между партнерами команды, тренером, взаимопонимания, умение переступить через обиды и самокритику, вовремя друг друга поддержать. 

В итоге, они не раз становились победителями и призерами соревнований не только в своем родном городе Севастополе, в Крыму, на Украине – став бронзовыми призерами. Во Всесоюзном Чемпионате 1979 г., заняли 12 место.

Вместе с этим «с легкой руки» ему шла и учеба в школе, 2-3 часов Александру хватало, чтобы повторить прошедшие уроки, подготовиться к новым, и идти на трехчасовую ежедневную тренировку. По следам отца с братом, стать военным подводником, не пошел. Но это не говорит о том, что нарушил семейную традицию. Поступил в Севастопольский приборостроительный институт, на факультет – корабельная энергетика и кораблестроение, по специальности инженер-судомеханик. Морская профессия.

А его «кораблем» стало государственное предприятие  «Тюментрансгаз» (ООО «Газпром
трансгаз Югорск»). Получил направление работать в Пелымское ЛПУМГ сменным
инженером компрессорного цеха.

«Специалистов не хватало, поэтому меня сразу же назначили на инженерную должность, – вспоминает Александр Алексеевич Шинкаренко. – В компрессорном цехе эксплуатировались стационарные агрегаты ГТН-16. Мой наставник Александр Алексеевич Бондоращик, машинист 6 разряда, прекрасный учитель. Хорошо знал каждый агрегат, его характер и болезни. Обучался у него.

Кроме газоперекачивающих агрегатов нужно было знать и другое оборудование, а также технологические трубопроводы и систему их подключений, запорную арматуру. Не только знать, но и участвовать в их обслуживании. Без этого нельзя, аварийная ситуация может возникнуть неожиданно, а значит в срочном порядке нужно сориентироваться, определить свои действия, чтобы избежать аварийной ситуации и не остановить цех.

Начальником газокомпрессорной службы был мой земляк – выпускник того же вуза, в котором учился и я, Константин Николаевич Гусев. Он тоже меня натаскивал. Времени посидеть с ним за чашкой чаю, вспомнить учебу, педагогов вуза, интересные истории, было некогда. Ежегодно сдавались новые участки магистральных газопроводов с установленными на них компрессорными цехами. Недоделок, как всегда, строители оставляли после себя множество, нужно было постоянно контролировать их работу, начиная с нулевого цикла, заканчивая сдачу объекта.
В это время в трансгазе прошла реорганизация по объединению двух компрессорных цехов в одну компрессорную станцию, которой управляет не два, а один начальник. Его заместитель – инженер по ремонту, а вот сменных инженеров это не касалось. В Пелымском ЛПУМГ объединялись в одно целое три компрессорных цеха.

Из-за нехватки машинистов технологических компрессоров и сменных инженеров, часто оставался я в ночную смену один. На щите управления цеха стояло два лишних телефона, подключенных к прямой линии с квартирами начальников газокомпрессорной службы и КИПиА. Возникает проблема, которую без их помощи не решить, звоню, приезжают на помощь».

«Не возникало чувство все бросить и уехать домой, или еще куда-нибудь?» – интересуюсь у Александра Алексеевича.

«А где легче, скажите мне. На всех компрессорных станциях одинаково. Цеха и магистральные газопроводы сдаются, специалистов, работающих на них, не хватает. Чтобы создать полноценный штат, нужно время. А профессия, которую выбрал, что на корабле, что на суше: руки в масле, а … в мыле. А для нас инженеров больше другая поговорка подходит: если голова пуста, то голове ума не придадут места, – смеется. – Хорошо, что к этому я именно так относился, по-мужски, не пуская нюни».

«Акробатика вас к этому приучила?»

«И родители, и школьные друзья, и сама жизнь. В то время начальником Пелымского ЛПУМГ был Александр Иванович Яблоновский, не кабинетный работник, всегда – в цехах, как слесарь и машинист со слесарными ключами бегает, проверяет, как затянуты болты, в каком состоянии прокладки, есть ли масляные свищи, пускал агрегаты. Куда не глянь, везде он есть. Он тоже был моим наставником. 

Из-за нехватки специалистов мой путь с должности сменного инженера до главного инженера Пелымского ЛПУМГ был очень коротким ¬– три года».

«С легкой руки все у вас, как-то шло. Кто-то вас продвигал?», – спрашиваю у него.
«Ага, – соглашается Шинкаренко, – и не один. Ответственность, должность, нехватка специалистов, и цель не нарушить транспорт газа. С одной стороны за тобой стоит коллектив предприятия, спереди – потребитель и весь «Газпром». 

А кадровую текучку остановить возможности нет. То, какого-то специалиста в срочном порядке переводят в другое ЛПУМГ, там сдается цех, а управлять им некем. Кого-то не устраивала маленькая зарплата (в ста километрах севернее от нас начинается Ханты-Мансийский автономный округ), там хорошая прибавка к зарплате – северная коэффициент. Кто-то не выдерживал большой нагрузки. А еще одной из предпосылок к этому – не было в поселке нормальных социальных условий для жизни.
Благодаря вводу в эксплуатацию жилого «финского» комплекса, появилась возможность на некоторое время вздохнуть руководству ЛПУМГ: освободились места в общежитии, в которых разместили молодые семьи работников. Это позволило на некоторое время задержать семейную молодежь у себя.

Второе, видя создавшуюся здесь ситуацию руководство «Тюментрансгаза» организовала
на Ново-Пелымской компрессорной станции вахтовый метод.
В 1988 г. меня назначили начальником Пелымского ЛПУМГ. Компрессорные цеха росли как грибы, в 1993 г. их стало 12. Подумать только, через четыре года я, вчерашний выпускник, был назначен начальником самого крупного линейного производственного управления магистральных газопроводов не только в «Тюментрансгазе», не только в СССР, а во всем мире, – смеется Шинкаренко. – Но, гордился этим, только про себя. Если бы все ГПА в цехах работали как часики, то можно было и похвастаться об этом вслух.

Сдача первого пятиэтажного капитального жилого дома, позволила обеспечить 70 семей благоустроенными квартирами. А что говорить, кадры – это люди, квартира – это семейное гнездышко. Благодаря этому в ЛПУМГ образуется кадровый костяк.
Но, что еще немаловажно, у руководства «Тюментрансгаза» были всегда на виду, наши проблемы, были общими.

В план развития жилищной программы было внесено строительство еще нескольких пятиэтажных домов, в общем, их стало шесть, не считая 3-4-х этажные. Исходя из того, что раньше, до прихода газовиков, в Пелыме в роли градообразующего предприятия был леспромхоз. Он, как мог, создал для своих работников социальную базу. А с нашим приходом в поселок, сразу же появился дефицит мест в детском садике, в школе и т.д. А таких направлений как медицинское обслуживание, содержание жилого комплекса, тепловодоснабжения вообще не было. Печка, колодец заменяли котельные, скважины по добыче воды, канализационные и водоочистные сооружения.

Не было и автомобильной дороги ни в сторону Свердловской области, ни Ханты-Мансийского автономного округа. Только железная дорога, и несколько месяцев зимой по зимнику. И все.

Нашу просьбу с председателем поссовета Л.М. Мольшаковым, построить в Пелыме больницу, школу и детский сад, генеральный директор «Тюментрансгаза» Григорий Николаевич Поляков поддержал, в течение нескольких лет их построили».
«Но и вы, Александр Алексеевич, не задержались в должности начальника этого ЛПУМГ».

«Также из-за легкой руки, – покачав головой Шинкаренко. – Несмотря на какой-то приобретенный за это время опыт работы, я допускал и просчеты, которые мог и предвидеть. Мы строили на Ново-Пелымской промплощадке КЦ №3, на магистральном газопроводе «Ямбург – Тула I» с ГПА ГТН-16. И как всегда, перед пуском газоперекачивающих агрегатов, провели гидравлические испытания технологической части трубопроводов, потом газом, вытеснив воду из газопроводов.

Строители перед Новым годом цех оставили недостроенным. Его запуск перенесли на летний период. По техническим требованиям следующую продувку трубопроводов можно было провести через полгода, я с этим согласился, мол, трубы внутри сухие, чего бояться.

В мае. Готовя цех к пуску, по трубопроводу пустили под небольшим давлением газ. А в трубе оказался лед и, когда газ начал его вытеснять через пылеуловители, вывел из строя запорную арматуру на трех пылеуловителях. Потребовались затраты на их приобретение, а вместе с этим несвоевременно запустить в работу цех. Поэтому руководство головного предприятия приняло решение поставить руководителем ЛПУМГ, более опытного специалиста – Валентина Степановича Прохорова. До этого он был руководителем Приозерного ЛПУМГ, собирался на пенсию. Но его уговорили несколько лет поработать в Пелымском ЛПУМГ. И он действительно, как и специалист, и как организатор, и как руководитель с большой буквы. Получив необходимые ресурсы, многие производственные вопросы сдвинул с мертвой точки.

Вот такая была у меня легкая рука.

Я получил предложение перевестись на должность главного инженера в Сорумское ЛПУМГ или начальника газокомпрессорной службы Ныдинского ЛПУМГ. Я выбрал «молодой» филиал – Ныдинское ЛПУМГ. В этом периоде, там уже работало пять компрессорных цехов, вводился новый. Шла его предпусковая подготовка, но некоторые его объекты не были готовы и поэтому повторилась та же история, как и в Пелымском ЛПУМГ, его ввод в эксплуатацию, перенесен на май-июнь.

Помня свои ошибки, обратился к начальнику ЛПУМГ Ивану Александровичу Долгову, что желательно провести продувку технологических трубопроводов в марте, он дал добро. И цех летом был запущен в работу без эксцессов.

Ныдинская компрессорная станция компактная, от нее до поселка 10 минут езды. То есть, в случае острой необходимости можно было пешком добежать до нее. Люди там преданы своему делу на 100%, в кадровом составе голода не было. Население в поселке порядка полутора тысяч человек.

Павел Николаевич Завальный, будущий генеральный директор «Газпром трансгаз Югорска», работал в ЛПУМГ с 1987 до 1992 годы главным инженером, потом стал начальником производственного отдела по эксплуатации компрессорных станций аппарата управления «Тюментрансгаза». При нем здесь проходил монтаж всех пяти компрессорных цехов, наладка оборудования и пуски их. Все было сделано грамотно, коллектив – это хорошие квалифицированные специалисты. Так, что было на кого опереться и у кого поучиться.

Через год после моего прихода в этот филиал, его начальник И.А. Долгов (он в Ныде работал, как говорится, с первого колышка) был переведен в аппарат управления газотранспортного Общества, на должность начальника производственного отдела по эксплуатации магистральных газопроводов, позже он стал заместителем генерального директора, поэтому же направлению деятельности.

Потом мы запустили в работу еще один компрессорный цех, привели до ума территории компрессорных станций, оборудование. После Пелыма, я не стремился к руководящим должностям.

В поселке Ныда социальная база создавалась нормальная для проживания семейных работников: школа, детсад. У меня было двое детей. Когда я стал начальником Пелымского ЛПУМГ, моя жена, работавшая в этом предприятии, ушла в подрядную организацию, подальше от лишних разговоров. А в Ныдинском ЛПУМГ работала техником линейно-эксплуатационной службы, которой руководил Марат Тухватуллин. Прекрасный специалист.

Все мы жили спокойно: работали, отдыхали, посещали культурно-спортивный комплекс, своими силами организовывали вечера отдыха, концерты, спартакиады.

Через 8 лет, в 2001 г., меня перевели на должность главного инженера Ново-Уренгойского ЛПУМГ. До этого наша Ныдинская газокомпрессорная служба в течение трех лет становилась лучшей не только в Надымском регионе, а и в газотранспортной компании. Это, скорей всего и стало причиной, продолжению моего роста.
Начальником Ново-Уренгойского ЛПУМГ был Владимир Васильевич Драган, грамотнейший специалист и руководитель. В это время в филиале готовились к реконструкции газоперекачивающего оборудования КЦ №3-4. В старые корпуса ленинградских ГПА ГТК-10-4 мы установили пермские двигатели ПС-90-1, в нагнетателях заменили сменную проточную часть, благоустроили территорию КС. Эти цеха после реконструкции выглядели как новенькие.

Но, скажу честно, реконструкция ГПА проходила нелегко, некоторое оборудование, его узлы, не соответствовали необходимым техническим требованиям. Роторы нагнетателей были легкими, если выходило из строя ГПА, с которым в паре работал остановившийся агрегат, то любое колебание выводило и его в нерабочий режим, и получалось два останова ГПА.

Года полтора мы вместе с киповцами и представителями завода занимались решением этой проблемы. Выход из этой ситуации был таким: оставшийся в работе агрегат, выводился на «кольцо». То есть, он работал не в трассу под нагрузкой, а в холостую, что давало время, запустить в работу следующий газоперекачивающий агрегат. 

С такими же проблемами мы сталкивались и в Пелымском ЛПУМГ, но там нагнетатели Свердловские, тяжелые, они друг на друга не влияли.

Владимир Васильевич Драган в 2004 г. ушел на пенсию, его сменил в я, отработав в должности начальника ЛПУМГ 8 лет. Эти цифры стали традиционными годами работы во всех ЛПУМГ – Пелымском, Ныдинском.

С 2004 по 2007 г. Ново-Уренгойское ЛПУМГ занимало первые места в Надымском регионе, по подготовке оборудования, зданий и сооружений к осенне-зимней эксплуатации. С 2007 г. – в «Газпром трансгаз Югорске».

В коллективе у нас сложились очень хорошие взаимоотношения. Когда я уходил на пенсию был спокоен, те цели, которые ставил перед собою, выполнил. До сих пор созваниваемся с некоторыми старыми друзьями-коллегами, приглашают сюда в гости. 30 марта 2026 г. Ново-Уренгойское ЛПУМГ отпразднует свое 45-летие. 17 января в этом же году нашему предприятию «Газпром трансгаз Югорск» исполнится 60 лет. Две даты юбилейные. И хочется от всей души поздравить весь свой родной коллектив газовиков с этими праздниками. Так держать, коллеги! Чтобы у вас и в дальнейшем все удавалось делать задуманное с легкой руки!»


Рецензии
На первый взгляд, кажется в Вашей миниатюре, раскрыта- чисто производственная тема, но я так не считаю. Вы очень хорошо описали жизненный путь достойного человека. Ведь трудность это не просто слово, которое в литературном тексте можно заменить другим, каким ни будь подходящим синонимом. В жизни "ТРУДНОСТИ" надо решать. Где-то, что-то отрегулировать, переделать, отремонтировать- чтобы вопрос закрыть. Я сам технарь - от электромонтёра- наладчика дошёл до директора. Раз в жизни пришлось столкнуться с газовыми компрессорами. В 1977 году в Туркмении мы для них делали наладку на электро - подстанции для питания компрессорной в пустыне Кара-кум.Я тогда простой техник остался там на выходные на рабочем месте. Тут на вертолёте прилетел куратор. Пуск компрессорной срывался. Главный энергетик Мин. газ. прома. - на правах зам министра. Старик 1902 года рождения - участник гражданской войны. Представителей всех организаций собрали к нему на оперативку. Он всех поднимал по очереди и каждому задавал свой вопрос. Меня спросил ты революционер(на дворе 1ё977 год). Я ответил -нет. Тогда ты конр революционер. Почему задерживаете пуск?
Так, что в производственных делах есть свой - резон....

С уважением!

Данил Галимуллин   18.08.2025 13:41     Заявить о нарушении
Очень трудно рассказывать о руководителях. Рабочие думают, что они богатенько живут, им хорошо. Но, у хорошего руководителя немножко другая свобода, не сравнима с ними: если на производстве все хорошо, то значит у руководителя это не долго...
Не буду влезать в эту философию. Но скажу, очень сложно рассказать коротко, штрихами, мазкам и... Спасибо за ваш ответ.
Иван

Иван Цуприков   18.08.2025 18:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.