Сказ про жизнь русалки
Видеть их доводилось немногим. Существа они были осторожные, скрытные, как и сама тайна вод. Старики строго-настрого запрещали детям искать встречи с ними. "Не тревожьте морских дев, не зовите беды", – наказывали они. И правда, приплывали лишь женские особи, стройные и быстрые, с чешуей, переливающейся как перламутр под майским солнцем. Мужчин их – никто и никогда не видел. Куда они девались? Может, оставались сторожить глубины? Никто не знал.
А начиналась жизнь русалки совсем неприметно. Из икринок, оставленных матерями на тихих песчаных отмелях реки, выклевывались мальки. Совсем как обычные пескарики! Маленькие, юркие, стайками снующие у самого берега. Люди пескариков не ловили – мелочь, не рыба. Поэтому никто не обращал внимания на этих сереньких малышей. Но была одна важная разница. Поймаешь обычного пескарика – живет он в банке, радуется. А поймаешь малька русалки – зачахнет он в мгновение ока, даже в самой чистой воде трехлитровой банки. Будто дух его не выносил неволи, тесноты чужого мира. Поэтому и не знали люди долго, что среди пескарей плавают будущие дивы морские.
Подрастали мальки незаметно. И чем старше они становились, тем сильнее их тянуло вниз по течению, к соленому простору моря. И менялись они по пути, как меняется головастик, превращаясь в лягушонка. Только у русалок хвост не исчезал, а становился сильнее, гибче, покрывался нежной чешуей. А по бокам, там, где у головастика были лишь зачатки, у русалочки начинали расти удивительные отростки – тонкие, гибкие, похожие на маленькие ручки с крошечными пальчиками. И мордочка… мордочка постепенно теряла рыбью угловатость, становясь мягче, округлее, с ясными, почти человеческими глазами, полными глубины и тихой печали. Из пескарика-головастика рождалась юная русалка, готовая к жизни в бездне.
Жила в той деревне девочка Анфиса. Любила она весну больше всех на свете, особенно время хода чехони. Сидела на теплом деревянном мостике, свесив босые ноги, и смотрела, как серебрится вода от рыбы. Бабушка ей рассказывала про русалок, про их таинственный приход, про строгий запрет их тревожить. "Видишь пену у камышей? Может, это она хвостом махнула. Слышишь тихий всплеск? Может, это она нырнула. Но не ищи, дитятко. Не для наших глаз они".
Однажды весной, когда чехонь шла особенно бурно, Анфиса заметила у самого берега что-то необычное. Не пескарик, нет. Маленькое существо, чуть крупнее, с уже заметными крошечными "ручками" и большими, темными, умными глазами. Оно билось на мелководье, запутавшись в обрывке старой рыболовной сети! Анфиса вспомнила бабушкины слова: "Мальки русалок в неволе гибнут!" Сердце её сжалось от страха за малыша.
Осторожно, едва дыша, девочка спустилась к воде. Не шумела, не кричала. Ласково заговорила: "Тише, тише, малыш... Я помогу". Дрожащими пальцами она бережно, травинка за травинкой, освободила крошечную русалочку из колючих пут. Существо билось слабо, его нежные жабры судорожно хватали воздух. Анфиса аккуратно подтолкнула его ладонью на чистую воду. Малек русалки замер на мгновение, посмотрел на девочку своими бездонными глазами, а затем резко рванул в глубину и исчез.
Девочка почувствовала невероятную радость и трепет. Она видела! Видела дитя моря! Но вместе с радостью пришла и печаль. Бабушка вздохнула, когда Анфиса рассказала ей: "Редко они теперь, бывают. Очень редко. Раньше – десятки видели за весну. А теперь…"
"Почему, бабушка?" – спросила девочка.
"Преграды им стали, дитятко. Люди большие реки перегородили – плотины, запруды, шлюзы. Как русалкам подняться на нерест? Как их малькам в море спуститься? Стена на пути. Не пройти, не проплыть. Вот и не стало почти наших весенних гостей. Исчезают, как утренний туман".
Анфиса смотрела на реку, и ей стало горько. Она поняла, почему русалки такие осторожные, почему их почти не видно. Они боролись за жизнь. За жизнь своего таинственного народа.
И тогда девочка решила, что расскажет всем, кто захочет слушать. Расскажет о хрупком чуде, которое еще теплится в их реке.
"Если вам когда-нибудь повезет, и вы увидите весной у берега не просто пену или рыбий всплеск, а ЕЁ – настоящую русалку или даже ее малька, похожего на пескарика, но не такого... Помните:
1. Не шумите! Она испугается и скроется, а может, даже поранится в панике.
2. Не ловите! Не пытайтесь поймать "пескарика" с ручками или саму русалку. Помните – в неволе, даже в самой чистой воде, они гибнут. Их душа принадлежит только морю и реке.
3. Не кормите! Ни хлебушком, ни печеньем, ни колбаской! Человеческая еда для них – яд. От нее русалки болеют и умирают. Их пища – это мальки рыб, водоросли, а для малышей – дафнии и мошки над водой. Их мир – другой.
4. Если очень хочется запечатлеть чудо – делайте это тихо, с берега. Не лезьте в воду с телефоном! Не гонитесь за ней! Пусть снимок будет счастливым воспоминанием, а не причиной ее страха.
5. Если увидели – расскажите. Но расскажите бережно, как тайну, как чудо, которое нужно сберечь, а не как диковинку, за которой стоит охотиться. Скажите о плотинах, о том, как им трудно.
Берегите их. Берегите весенних гостей из глубин. Берегите реку. Может быть, тогда наши дети и внуки тоже услышат когда-нибудь тихий всплеск у камышей и увидят отблеск перламутрового хвоста в весенней воде. Берегите родную природу, она так хрупка и прекрасна...
***
Прошли годы. Анфиса давно выросла. Каждую весну она приходит на старый мостик. Чехонь все так же идет. Но серебристого отблеска русалочьего хвоста она больше не видела. Лишь однажды, в туманное утро, ей показалось, что у самого берега мелькнуло что-то не пескариное, с крошечными, почти сформировавшимися пальчиками на плавничках, и темные глаза на миг встретились с ее взглядом перед тем, как исчезнуть в глубине. И она знала: они еще есть. Их мало. Очень мало. Но они плывут. Преодолевая преграды, прячась от глаз, борясь за жизнь.
И пока есть люди, которые помнят, которые берегут тишину у воды и рассказывают эту сказку-быль своим детям – есть надежда, что весенние гости из глубин не исчезнут навсегда.... Это не просто волшебная сказка, она – напоминание. Это важное послание о сохранении хрупкого мира природы. Пусть она найдет отклик в ваших сердцах!
Свидетельство о публикации №225080701400