Квартиранты в доме? Или хозяева?
О квартирантах же думали в последнюю очередь, скорее даже не думали вообще. А между тем, это было верхом легкомыслия! Мы пришли на клочок дикой природы, огородили его забором и возомнили себя полновластными хозяевами?!
Как бы не так! До нашего появления здесь уже кипела жизнь – незримая, шуршащая, прыгающая, ползающая, но от этого не менее интенсивная.
И все эти букашки, таракашки и прочая мелкая братия восприняли наше строительное рвение с живейшим и неподдельным интересом. Они тут же принялись осваивать новостройку, приспосабливая любое наше движение, любой оставленный без присмотра предмет под свои насущные нужды.
Оказалось, что такое соседство требует уважения, понимаете?
Кого-то стоит деликатно переселить подальше от бетономешалки, за кем-то можно понаблюдать в лупу, кого-то можно подкармливать крошками на крылечке, а кого-то… ну, кого-то лучше все же не подкармливать.
Игнорировать это не получилось. Попробуйте – и последствия будут самыми неожиданными. Поэтому поделюсь своим скромным опытом домостроителя....
Началось все с траншеи под фундамент. Едва только мы удалялись, как эти рвы мгновенно привлекли несмертные полчища черных жаб. Днем – ни единой! Думала, пара штук от силы. Ночью же открывалась истина: жабий десант валился в траншеи на охоту за сонными насекомыми, а выбраться обратно по отвесным стенам из сыпучего грунта уже не мог. Заливать несчастных квакушек бетоном рука не поднялась. Пришлось вооружиться перчатками и заняться жабоспасением – отлавливать и вышвыривать прочь. Признаюсь, сухая, бородавчатая кожа жабы – ощущение не из приятных. А уж когда перепуганное земноводное, защищаясь, выпускает струю едкой, невероятно вонючей жидкости… Фу! Но что поделаешь – долг есть долг.
С фундаментом покончили, настал черед блоков. Их привезли на поддонах, укутанных в ярко-оранжевую пленку, еще в апреле. И стояли они так до середины лета. Каково же было наше изумление, когда, притронувшись к поддонам, мы обнаружили, что блоки… ожили! За пару месяцев черные лесные муравьи превратили их в суперсовременный, многоэтажный муравейник. Все щели, все пустоты были битком набиты аккуратными кучками яиц, запасами провизии, сухими травинками и прочими муравьиными необходимыми вещами. Крах этого небоскреба был неминуем. Муравьи, надо отдать им должное, оборонялись яростно, кусая за руки и ноги. Но струи воды из шланга сделали свое дело. Блоки были очищены и пошли на стены.
Едва мы водрузили крышу, как пространство под ней немедленно оккупировали осы. Они принялись лепить свои бумажные гнезда-шары, некоторые из которых достигали размера большой суповой тарелки. Находиться на чердаке стало рискованно. А когда к осам присоединились шершни – риск превратился в реальную угрозу жизни.
Первого шершня-первопроходца мы встретили с любопытством. Оценили его строительный талант: он облюбовал для гнезда мою старую соломенную шляпу, висевшую на стенке! Я даже демонстрировала его усердные труды знакомым, как диковинку из мира насекомых. «Смотрите, какой архитектор!» – восклицала я. И великодушно уступила ему шляпу во временное пользование для выведения потомства. Какая наивность! Мое великодушие было совершенно напрасным. Закончив вить гнездо внутри купола, шершень обнаружил, что пролезать обратно в узкую щель между стеной полями шляпы ему неудобно. И что же? Он просто прогрыз себе идеально круглый вход-выход… прямо по середине! Шляпа была безнадежно испорчена. Пришлось окончательно уступить её предприимчивому шершню. Пусть живет.
К концу лета стены стояли, крыша была. Мы поднапряглись по финансам , купили и вставили окна, решив остальные радости стройки оставить до следующего лета. И тут началось нечто странное: под окнами стали появляться упавшие птенчики – желторотые, с короткими хвостиками и неокрепшими крылышками. Откуда? Загадка разрешилась быстро. Оказалось, взрослые птицы избрали наш новый дом с его большими окнами идеальным полигоном для обучения молодняка искусству полета и сложным виражам. Родители лихо сворачивали у самого стекла, а вот юные летуны, не успевшие освоить понятие «прозрачная преграда», на полном ходу врезались в него! Ошеломленные, они падали вниз, становясь легкой добычей соседского вездесущего кота. Откармливать этого усатого разбойника не входило в наши планы, но наш подросший щенок быстро и доходчиво объяснил коту, где находится граница его охотничьих угодий.
Поздней осенью меня ожидала еще одна загадочная картина: стены и дверь дома вдруг ожили и покрылись множеством гусениц. Все они дружно, словно по команде, двигались вверх, оставляя за собой серебристые паутинистые следы. Появились разом – и через два дня так же разом исчезли. Разгадка пришла ближе к Новому году. Когда мы затопили печку и в доме стало по-настоящему тепло, на нас… обрушились бабочки! Те самые гусеницы успели окуклиться в щелях под обшивкой. И вот теперь белянки и крапивницы порхали по комнатам, вызывая восторг у детей посреди зимы. Волшебство!
Думаете, на этом история кончилась? Как бы не так! За бабочками, а точнее, за их вкусными куколками и за личинками ос, спрятанными под обшивкой, потянулись мышки. С каким же удовольствием они подъели этот нежданный урожай– и личинок, и куколок! Даже осиные гнезда, оставшиеся с лета, изгрызли в труху. Не пропадать же добру!
И последний, весенний сюрприз: массовый выход крылатых муравьев прямо из-под плинтуса! Тучи их вились в комнате. К счастью, особых проблем они не доставили. Распахнули окно – и я, вооружившись метелкой, вежливо направила это воздушное шествие в нужном направлении движения. «Летите! На простор!»
Следующим летом мы все же доделали дом.
В саду у нас живут ежики, землеройки и кроты. Под кучей веток в углу двора семейство ужей выводит потомство уже 15 лет, ос на чердаке мы выселить не смогли, мышки тоже приходят ближе к зиме к осиным гнездам...
Я знаю, что я не единственная хозяйка в этом уже обжитом мире.Наблюдать за ними бесконечно увлекательно , вмешиваться стоит с умом.
Металлические сетки от мышей под обшивкой, пластиковые ловушки и своевременное удаление осиных гнезд сберегло бы мои нервы. А эта история прекрасна сама по себе, она полна жизни и наблюдений.
Свидетельство о публикации №225080701437