Врач, взявший винтовку
Порой, особенно в немолодом возрасте, возникает желание перечитать произведение, знакомое с детства. И это совсем не пустое занятие, как некоторые считают. При повторном чтении обращаешь внимание на вещи, которые прошли вскользь, особенно, если они не относятся к основному сюжету. И начинаешь задумываться о том, что когда-то показалось бесспорным.
И вот я ещё раз прочитал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Думал, как эта хрестоматийная повесть, знакомая с детства, воспримется сейчас?
И, должен сказать, что эта вещь не померкла, читается на одном дыхании, как и 55 лет назад.
Вспомнилась сцена из сериала о Василии Сталине. Самый молодой советский генерал, которого только что наказал отец (И.В. Сталин), собрал друзей-офицеров и начал воспитывать. Говорит, мы же лётчики, элита, мы должны книги читать. И спрашивает одного офицера: «Ты какую книгу последний раз прочёл». Тот немного оскорбился, встал, застегнул китель, и сказал, подчёркнуто официально: ««Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, товарищ генерал-лейтенант!» Многие зрители презрительно усмехались, а зря. Хорошая книга.
Обратил, правда внимание на эпизод с медведем в самом начале. Я сам по медведям не специалист, но от знающих людей слышал, что они, как раз мертвечину едят, едят протухшее мясо, любят раскапывать скотомогильники. Шатун съест всё подряд. Убить медведя очень трудно даже из огнестрельного оружия, в аналогичной ситуации он, скорей всего, был бы ранен, и убил бы человека, стрелявшего в него. Жаль, что это не заметили редакторы. Но не будем придираться к мелочам. Ведь повесть не о медведях…
Главная же линия, про лётчика, потерявшего ноги, но вернувшемся в строй, представлена очень убедительно. Тем более, что мы знаем, что книга написана на основе реальных событий. Мне попадалась информация, что Алексей Маресьев (в книге Мересьев) не единственный лётчик-инвалид. Просто ему повезло, что в его полк приехал корреспондент Б. Полевой и написал о нём книгу. Мог бы не приехать и не написать, и не знала бы широкая публика о таком уникальном человеке.
Ведь был же командир артиллерийского дивизиона (потом полка) Василий Петров, вернувшийся в строй после того, как потерял обе руки и ставший дважды Героем Советского Союза. На мой взгляд, этот человек достоин не меньшего внимания, но о нём книги нет…
Но я обратил внимание на один момент, который не относится к основному сюжету, о чём и хочу написать.
Сын главного врача госпиталя, генерал-лейтенанта медицинской службы (на самом деле тут авторская ошибка, не было в 1942 году такого звания в РККА, было звание «дивизионный врач»), осенью 1941 года ушёл в ополчение и погиб. А он, между прочим, заведующий отделением госпиталя, кандидат медицинских наук. Как я полагаю, у него было звание «военврач 1 ранга», что тогда соответствовало полковнику. Вряд ли меньше, поскольку начинающий врач, только что окончивший вуз, имел звание, «военврач 3 ранга», соответствующее капитану. А тут опытный врач, учёный, заведующий отделением. Как мог человек, находящийся на действительной воинской службе, самовольно оставить свой пост?
Врачей, как на фронте, так и в тыловых госпиталях, не хватало катастрофически. Не хватало несмотря на то, что в советское время их стали готовить в разы больше. Тем не менее, медиков, вообще, и врачей, в частности, не хватало. Моя бабушка тоже работала врачом в эвакогоспитале, она порой по нескольку дней не могла прийти домой к детям, потому что с фронта постоянно привозили раненых, привозили целыми эшелонами, и персонал сбивался с ног, обходился без сна по нескольку суток. Под госпиталя отдали почти все школы во многих городах, раненые не помещались в палатах, койки стояли в коридорах.
Я читал воспоминания известного иркутского врача профессора Х.-Б. Г. Ходоса. Он много лет был деканом лечебного факультета Иркутского медицинского института. Все студенты были на особом учёте, учились по ускоренной программе, и сразу после окончания отправлялись на фронт. Впрочем, не все. Часть выпускались раньше срока фельдшерами, и тоже ехали во фронтовые медсанбаты. Военный фельдшер, кстати, тогда соответствовал лейтенанту.
Как рассказывала бабушка, порой врачи, имеющие воинское звание, переводились из тыловых госпиталей на фронт, где было особенно тяжко. И заведующий отделением вполне мог стать начальником медсанбата.
Советские медики внесли огромный вклад в Победу, которая была бы невозможна без их труда. Ведь подавляющее большинство победителей получали ранения, лечились и возвращались в строй.
Из-за нехватки врачей на фронте, многие раненые не могли получить своевременную помощь, из-за чего умирали, или оставались инвалидами. Печальный факт. Тот же Василий Петров, пролежал больше суток, так как по ошибке был положен вместе с умершими. Допускаю, что в случае оказания помощи своевременно, ему удалось бы сохранить хотя бы одну руку.
У каждого было своё место в строю. Тот же Б. Полевой тоже воевал не винтовкой, а пером, за что был награждён пятью боевыми орденами.
Я думаю, что этот эпизод был придуман автором повести. Но, с другой стороны, в условиях тогдашней неразберихи могло быть всякое. И, если это действительно было, я думаю, сколько красноармейцев и командиров умерло, не дождавшись помощи, из-за того, что врач взял винтовку? Не меньше тысячи, пожалуй.
Свидетельство о публикации №225080701470
Пошел работать на стройку.
Вот так война меняет людей, в том числе и врачей.
Григорий, спасибо за вашу публикацию.
С уважением.
Антонина Стрельникова -Воронова 21.08.2025 20:57 Заявить о нарушении
Медикам тоже доставалось.
Григорий Рейнгольд 22.08.2025 04:00 Заявить о нарушении